Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:06, курсовая работа
Всестороннее развитие ученика - непременное условие в работе учителя. Это особенно относится к воспитанию интереса как наиболее сложному и трудному процессу в системе обучения. Самым главным в воспитании и развитии интереса к знаниям и потребности в самообразовании является воспитание самостоятельности и творческого подхода в овладении знаниями, всемерное развитие наблюдательности, познавательной активности и стремления к самообразованию.
Введение……………………………………………………………………………...5
1.Сущность понятий: »самостоятельность», «самостоятельная работа»………...9
2. Управление самостоятельной деятельностью школьников…………………..22
3. Система организации самостоятельной работы в начальной школе………..32
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………………………………...45
Это достигается целым комплексом средств: совершенствование содержания образования, улучшением качества учебников и других средств обучения, развитием эвристической деятельности школьников в процессе обучения на основе проблемности, развитием текущего лабораторного эксперимента и завершающего физического практикума творческого характера.
В процессе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.
Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке. Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение. Развития познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматии, справочника, из научных и научно-популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы и другие средства наглядности. Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во- вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.
Проведённое исследование позволило определить, что система формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся основывается на педагогических и психологических закономерностях, детерминируется содержанием, методами, организацией обучения и возрастными психологическими особенностями учащихся и представляет собой совокупность приёмов, осуществляемых на этапах целеполагания, мотивации, определения содержания, характера, степени трудности учебных задач, способов действий, контроля и самоконтроля, т.е. цельный механизм со своей «технологией», организацией и управлением. Динамика взаимообусловленных действий учителя и учащихся зависит от степени проявления (напряжения) противоречий в целеполагании, мотивации, в организационной, содержательной процессуальной и контрольно-оценочной сторонах учебной деятельности.
Проведённое исследование дало возможность сделать следующие выводы:
1. Анализ современного состояния проблемы показывает, что на сегодняшний день ещё нет разработанной методики самостоятельной работы учащихся, направленной на формирование и развитие учебно-познавательных мотивов, но необходимость её разработки не вызывает сомнений. Только целенаправленное формирование методики самостоятельной работы обеспечивает проблемное развивающее обучение, которое, в свою очередь является главным источником формирования познавательной мотивации.
2. Самостоятельная работа – одно из главных средств актуализации потенциальных возможностей каждого ученика. Она ведёт к мобилизации резервов психического развития ученика.
3. Самостоятельная работа есть ни что иное, как реализация дидактического принципа сознательности в обучении. Только специально организованное целенаправленное обучение подростков, как и школьников вообще, речемыслительной и коммуникативной деятельности, опирающееся на самостоятельную учебную работу учащихся, может оптимизировать процесс их коммуникативного становления.
Существование методики формирования
навыков самостоятельной деятельности
учащихся – это одно из главных условий
актуализации потенциальных возможностей
каждого ученика. Он ведёт к мобилизации
резервов психического развития ребёнка.
Исследования психологами среднего школьного
возраста показывают, что в данном возрасте
происходит качественное изменение коммуникативной
деятельности в целом, хоты вполне очевидно,
что становление всех входящих в него
процессов не заканчивается общая тенденция
становления речемыслительной и коммуникативной
деятельности школьника по линии осознаваемости,
опосредованности, произвольности, регулируемости,
логичности не исключает того, что многие
возрастные и психические особенности
подростков не реализуются в полной мере.
Только специально организованное целенаправленное
обучение подростков, как и школьников
вообще, речемыслительной и коммуникативной
деятельности, опирающееся на самостоятельную
учебную работу учащихся, может оптимизировать
процесс их коммуникативного становления.
Список использованных источников
1Подласый,И.П.Педагогика:
2 Дубровина, И.В.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М: Академия, 2005. – 198 с.
3 Волкова, А.А. Психология и педагогика/ А.А. Волкова - Ростов н\Д: Феникс, 2004. – 356 с.
4 Гуревич, П.С. Психология и педагогика/ П.С. Гуревич.-М.: Юнити,2005.- 176 с.
5 Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебник для студентов технических вузов/ В.М. Кроль.- М.: Высшая школа, 2004.- 304 с.
6 Бордовская,Н.В. Реан, А.А.Педагогика/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан.- СПб: Издательство Питер, 2000.-217с.
7Пидкасистый,П.И.Педагогика/П.
8 Подласый, И.П. Педагогика: в 3-хкн/ И.П. Подласый.- М.:Владос, 2007.- 416 с.
9 Сластёнин, В.АОбщая педагогика /под ред. В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов. – М: Владос 2003.- 118 с.
10 Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии/ И.А.Зимняя.- М.:изд-во Юнити, 1980.- 156 с.
11Столяренко, Л.Д. Педагогика/ Л.Д. Столяренко.- Ростов: изд-во Феникс, 2000. – 368 с.
12 Харламов, И.Ф. Педагогика/И.Ф. Харламов.- Мн.: изд-во Высшая школа, 2002.- 423 с.
13Якунин, В.А. Педагогическая психология/ В.А. Якунин.- М.: изд-во Михайлова В.А.,2000.- 318 с.
14Талызина, Н.Ф.Педагогическая психология /Н.Ф. Талызина.- М.: Академия,2006. – 258 с.
15Столяренко, А.М. Психология и педагогика /А.М. Столяренко.- М: Юнити,2006.- С.38-76.
16 Сластёнин, В.А.Психология и педагогика/В.А. Сластёнин, В.П. Каширин.- Учебное пособие - М: Академия, 2004.- 154 с.
17 Бойко, Е.М. Психология и педагогика /Е.М. Бойко, Е.А.Садовникова.- М.:изд-во Просвещение,2005.- 156 с.
18Григорович, Л.А. Педагогическая психология /Л.А. Григорович. - М.: Гардарики,2003.- 232 с.
19 Демиденко, М.В. Педагогическая психология/М.В. Демиденко, А.И. Клюева. - Самара: Бахрах, 2004.- 234 с.
20 Крысько, В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций/ В.Г. Крысько.- М.: - Омега, 2006. – 78 с.
Информация о работе Организация самостоятельной работы младших школьников