Организация самостоятельной работы младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Всестороннее развитие ученика - непременное условие в работе учителя. Это особенно относится к воспитанию интереса как наиболее сложному и трудному процессу в системе обучения. Самым главным в воспитании и развитии интереса к знаниям и потребности в самообразовании является воспитание самостоятельности и творческого подхода в овладении знаниями, всемерное развитие наблюдательности, познавательной активности и стремления к самообразованию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1.Сущность понятий: »самостоятельность», «самостоятельная работа»………...9
2. Управление самостоятельной деятельностью школьников…………………..22
3. Система организации самостоятельной работы в начальной школе………..32
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

организация сам.раб. млад.школь..doc

— 192.00 Кб (Скачать)

    4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

    5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

    Наблюдая  за ходом работы класса в целом  и отдельных учащихся, учитель  должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

    6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

    7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.

    8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

    9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

    Пример: когда учитель иностранного языка создаёт с помощью элементов занимательности, вводимых на различных этапах урока, внимание к теме, он пользуется мотивацией как средством обучения и воспитания. У ученика в этом случае появляется новый мотив учебного действия: ему интересно слушать объяснение преподавателя. Учитель идёт дальше, он ставит целью обучения иностранному языку развитие этого нового мотива, и вот уже ученику трудно, но интересно выполнять более сложную умственную работу. Эта работа связана с самообразованием.

      Необходимо отметить, что желание  что-то делать для углубления  своих познаний об иноязычной  культуре – это всего лишь  первая, хотя и необходимая ступень  формирования устойчивой мотивации и потребности  к самостоятельной деятельности.

    Стремление  к самообразованию не возникает  стихийно. Оно является в большинстве  случаев прямым следствием правильно  поставленного семейного и школьного  воспитания в предшествующий период жизни.

    Если  отсутствие учебно-познавательной мотивации у учащихся ставит в качестве основной проблему пробуждения учебных интересов, то наличие её снимает эту проблему как несущественную, выдвигая на первый план способность учителя максимально и постоянно развивать возникшие познавательные мотивы. В этом случае нужен новый подход к организации и проведению уроков, внеклассных мероприятий.

         Методисты подчёркивают, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя, ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём всё своё внимание, мобилизуя все резервы эмоционального, интеллектуального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может.

        Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает ещё одним важным достоинством - носит индивидуальный характер. Каждый ученик использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придаёт ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого учащегося и, как следствие, его успеваемость. В рациональном использовании самостоятельной работы, несомненно, кроются значительные резервы повышения уровня учебно-познавательной мотивации.

        Нет необходимости доказывать, что, как бы хорошо ни был проведён урок по иностранному языку, сам по себе он не может обеспечить усвоение предмета учащимся, поскольку последнему при отсутствии естественной иноязычной среды нужна целенаправленная и организованная практика. Можно провести аналогию с обучением игре на музыкальном инструменте, где, как известно, нельзя научиться играть только на занятиях с преподавателем в урочное время, нужно много работать дома.

    Овладение иностранным языком связано с  формированием у учащихся произносительных, лексических, грамматических, орфографических  и других навыков, на основе которых  развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать. Навыки же, как известно, вырабатываются только в ходе систематического выполнения определённых действий с учебным материалом, т.е. таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.

    Целесообразной формой организации работы по подготовке школьников к самостоятельной деятельности являются внеклассные занятия в виде факультативного курса, т.к. "возможности урока не позволяют сформировать умения необходимые для организации самостоятельной деятельности школьников на достаточно высоком уровне. Дело заключается в том, само содержание материала на уроке объяснено учителем, вследствие чего для ученика теряется необходимость овладения приемами самостоятельного познания. Кроме того, материал урока всегда дидактизирован, в нем учителем выделено все главное, что снижает самостоятельность учащегося в познании, снижается она и в связи с непосредственным управлением деятельностью учителем. В свою очередь, именно внеклассные занятия дают возможность учителю отрабатывать умения самостоятельного познания школьников (а именно умение работать с книгой, умение слушать, вести запись и др.), показывать их значимость, необходимость тем самым подготавливать учеников к самообразованию.

    Известные ученые: М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и др. внесли существенный вклад в теорию и практику научной организации и проведения самостоятельных работ, позволяющий наметить, по словам В.Б. Бондаревского, основные этапы развития и воспитания познавательных интересов:

    1. Подготовительный этап, на котором учитель рассказывает детям о цели их работы, раскрывает возможности ее усиленного выполнения. Этот этап предполагает, чтобы сам учитель заранее подготовил различную литературу, обратил свое внимание на взаимосвязь трех факторов в формировании интересов:

    - помощь ученику в овладении  навыками и умениями самостоятельной  работы;

    - постоянное побуждение к этому  овладению; 

    - создание условий для проявления  и развития приобретенных умений  и навыков в процессе работы над различными заданиями как тренировочного, так и усложненного характера.

    2. Сам процесс самостоятельной работы ученика. Учитель должен не просто занять ученика умственным трудом и побудить его выполнить определенные требования. Необходимо обеспечить непременное развитие заинтересованности ученика умственной деятельностью, постепенный переход от работы воспроизводящего характера к более сложной, требующей воображения, применения навыков и умений пользоваться справочниками, словарями и т. п.

    3. Итогово - обобщающий этап, включение самостоятельной работы в классе в более или менее сложный вариант домашней работы.

    4. 3аключителъиый. Выбор учеником творческих заданий для системы самообразования.

      Но очень важно помнить, что не всякая самостоятельная работа может обеспечить воспитание и развитие интереса. Поэтому следует увеличить удельный вес действительно самостоятельной творческой работы, под которой мы понимаем работу над проблемно - познавательными заданиями решение системы творческих задач, подготовку докладов и сочинений по всем учебным предметам, словом все, что способно побудить воображение, фантазию, воспитать критичность ума и широту кругозора.

        Также педагогу важно постоянно оценивать, какое влияние оказывают методы, применяемые им в изучении различных учащихся, мальчиков и девочек. Учитель анализирует типичные ошибки и затруднения своих учеников и рекомендует им изучать самих себя.

        По мнению А.К. Громцевой, домашняя работа является тем следующим "звеном, которое объединяет обучение и самообразование, способствуя тем самым созданию единой системы подготовки школьника к самостоятельной деятельности.

    Характер  самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, дидактической  целью и уровнем развития учащихся. Говоря о самостоятельной работе, чаще отмечаются такие формы, как  пересказ, составление плана, устное рисование, устное сочинение и др. одна и та же форма, с позиции участия ученика, может проходить на разных уровнях самостоятельности. Так,  виды пересказа ориентируются на различную самостоятельность учащихся:

    1. Подробный пересказ - работа воспроизводящего  характера.

    2. Выборочный пересказ – работа  репродуктивно-творческого характера.

    3. Творческий пересказ – частично-поискового  характера работа.

         Подробный пересказ – работа, которую может выполнить практически любой ученик. Этот вид пересказа основан на развитии восприятия и памяти учеников. Учащиеся  с любым уровнем развития самостоятельности, проявляют активность при выполнении такого вида работы.

        Выборочный пересказ предполагает элементарный анализ произведения, отбор необходимого материала. Этот вид работы носит репродуктивно – творческий характер и вызывает трудность у учащихся с низким уровнем самостоятельности.

       Творческий пересказ (краткий, от лица какого-то героя, характеристика героев, их поступков и т.д.) – частично–поискового характера требует от учащихся умения анализировать произведение, проводить сравнение, систематизацию фактов, отбор необходимого материала, обобщение по предложенной теме, развитие речевых умений. Поэтому этот вид работы требует от ученика развития высокого уровня самостоятельности.

        С первых уроков грамоты в 1 классе учащиеся включаются в творческую самостоятельную работу: чтение частей текстов, характеристика героев и их поступков. А сравнение нескольких произведений: героев, событий, поступков и т.д. обучает детей творческой исследовательской деятельности. Так в первом классе дети приходят к выводу, что все русские сказки имеют повторы, есть зачины «Жили-были….», «В некотором царстве….», «Жила-была…» и концовка «И я там был….» и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Школа, давая учащимся знания, необходимые для продолжения учебы в вузе, и в то же время должна ориентировать молодежь на общественно-полезный труд в народном хозяйстве и готовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания и качество знаний школьников и в то же время преодолеть их перегрузку. Соответственно этим требованиям необходимо поднять уровень преподавания, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной  научной картины мира, а также знаний о практическом применении наук. Нужно, чтобы теория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных способностей школьников и их практической подготовке.

Информация о работе Организация самостоятельной работы младших школьников