Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 17:43, реферат
Чтобы разобраться в специфике организации культурного досуга молодежи для начала мы должны ответить на вопросы: кто такая молодежь как социальная группа ее потребности и как она себя проявляет? Что такое досуг и культура?
Молодёжь – это социальная группа, жизнедеятельность которой
характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь,
включённостью в новые социальные отношения, формирование
мировоззрения, духовного облика, становления характера.
Кемеровский
государственный университет
Факультет гуманитарного образования и социально-культурных технологий
Кафедра
управления социальной сферы
Реферат
Организация
культурно-досуговой
Выполнил: студентка гр. МО-071
Агалыева Е.А.
Проверил: заслуженный работник
культуры РФ, профессор
Курочкин
И.Л.
Кемерово 2010
Чтобы разобраться
в специфике организации
Молодёжь – это социальная группа, жизнедеятельность которой
характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь,
включённостью в новые социальные отношения, формирование
мировоззрения, духовного облика, становления характера.
Основные потребности этой возрастной группы: общение, выбор
профессии и будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и отдых,
участие в социально-значимых событиях и возможность самостоятельного
решения проблем. Социализация молодежи в досуге есть не менее сложный
процесс, чем учеба и труд. Во временных коллективах досуг является
существенным звеном социального воспитания личности, стимулом его
творческого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического
развития, процессом, направленным на углубление и расширение знаний,
гуманизацию чувств и поступков.
Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы
жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный
воспитательный потенциал. Уже при первичном анализе культурно-
досуговой деятельности обращает на себя внимание широта
рассматриваемого культурного феномена. Данное понятие складывается из
трех терминов: «культура», «досуг», «деятельность». В научной литературе
они в обобщенном виде трактуются следующим образом.
Культура – специфический способ создания, развития и обеспечения
жизнедеятельности людей, опредмеченной в продуктах материального и
духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в
совокупности общественных отношений. Досуг – часть свободного времени,
используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры,
развлечений и других видов нерегламентированной деятельности,
обеспечивающих отдых. Деятельность – специфически человеческая форма
активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая ее
целесообразное изменение и преобразование.
Досуг – немаловажная составляющая жизни современного молодого
человека, несмотря на ограниченность во времени и в материальных
ресурсах, которые испытывают большинство студентов, они находят
возможность для саморазвития вне профессиональной сферы деятельности в
рамках многообразных увлечений, интересов, хобби.
В процессе реализации своих потребностей в сфере досуга студенты
сталкиваются с разнообразными проблемами, важнейшими, из которых
являются – недостаток свободного времени и не всегда достаточное
количество материальных ресурсов. Немаловажно наличие и такой
проблемы, как недостатки в организации досуга, ограниченное количество
мест его проведения.
Важно отметить то, что сами студенты ожидают от университета
активности в деле организации досуга, они более или менее четко
представляют себе то, что хотели бы получить в стенах своего ВУЗа в
свободное время. В то же время, сопоставляя свои ожидания и реально
существующее положение дел, студенты крайне низко оценивают роль
университета в организации досуга, тем самым, показывая в диссонансе
ожидаемого и получаемого, как широк простор развития досуговой функции
университета.
Следует отметить то, что существующие в настоящее время способы
организации досуга не исчерпывают потребностей, которые предъявляют
студенты. Среди множества примеров можно рассмотреть, например,
активно развивающийся в университете Клуб Веселых и Находчивых имеет
более широкие возможности вовлечения студентов в досуговую
деятельность, связанную с университетом, но и возможности КВН
объективно ограничены.
Следует учитывать то, что потребности студентов очень многообразны
и не все могут быть участниками команды КВН или с интересом участвовать
в некоторых театральных постановках, организующихся клубом «Мелодия
Души». Для того
чтобы удовлетворить
досуга необходимо создание универсальной зоны отдыха, не
узкопрофилированной на сценических видах искусства, но охватывающей
все сферы потребностей студентов, связанных со свободным временем.
Немаловажно и то, что, как показывает исследование, проблемой
досуга в университете озабочены, в основном, студенты старшего курса.
Большинство предложений
по совершенствованию культурно-
деятельности и работы Студенческого комитета было предложено именно
ими. Это, например, привлечения в Студенческий комитет не просто
организаторов и исполнителей, а творческих и неординарных людей.
Среди предложенных вариантов были также: организация
танцевальной студии, литературного кружка, увеличение количества
мероприятий в
ВУЗе и более широкая
предстоящих мероприятиях.
Это свидетельствует о том, что студенты возрастной категории 21-22
года больше осознают свои потребности и могут более четко
сформулировать свои предложения, а также принять активное участие в
реализации намеченных планов и помощи в совершенствовании культурно-
досуговой деятельности
Досуг традиционно
является одной из важнейших сфер
жизнедеятельности молодежи. Трансформации
всех сторон жизни российского общества
привели к изменению социокультурной
ситуации в области досуга. Молодежь представляет
собой особую социальную группу, наиболее
восприимчивую к социокультурным инновациям,
которые оказывают различное по своей
направленности влияние на становление
личности молодого человека.
Организация досуговой
деятельности молодежи должна быть культурной
и это одна из важнейших задач
современного общества. Сегодня как
никогда актуальна проблема овладения
детьми и подростками способами организации
своего свободного времени, умением содержательно
и интересно проводить свой досуг.
Для досуговой
деятельности в наибольшей степени
характерна свобода личности, которая
проявляется в выборе форм, места,
времени проведения досуга. Именно
в сфере досуга молодые люди более чем
где-либо выступают в качестве свободных
индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется
свободой от профессиональных и семейно-бытовых
обязанностей, кроме того, в ее рамках
ослабляется давление на личность молодого
человека.
Социологические
исследования последних лет свидетельствуют
о том, что в условиях так называемого
неорганизованного отдыха, когда
подросток остается наедине с
собой, предпочтение отдается, как правило,
пассивным (и добавим: нередко сомнительным
по содержанию) досуговым формам. В числе
преобладающих способов проведения свободного
времени подростки и молодежь называют
просмотр телепередач, встречи с друзьями,
посещение дискотек, кафе, ком¬пьютерных
клубов.
Особенно популярны
в часы досуга компьютерные игры. К
сожалению, их не миновал отмечаемый многими
специалистами «кризис содержания», выражающийся
в бессмысленности многих сайтов, глупости
«чатовой» болтовни, обилии рекламы и
т.д. О содержании компьютерных игр свидетельствуют
материалы исследования, профессора А.
Федорова - члена Российской ассоциации
кинообразования и медиапедагогики.
• Практически все игры, доступные посетителям компьютерных залов, представляли собой интерактивное действие на криминальные, военные, фантастические и спортивные (например, автогонки) темы.
• Только 17% компьютерных игр не содержали никаких сцен насилия (это игры на спортивную тему). 55% игр включали сцены насилия и убийств, в 39% игр содержались эпизоды драк разной степени жестокости, в 35% игр изображались катастрофы.
• В целом 82,7 % компьютерных игр непременно содержали хотя бы один из видов экранного насилия. При этом во многих из них насилие было представлено сразу в нескольких видах, в разных комбинациях.
• Наконец, самый настораживающий вывод ученого: наиболее популярными среди школьников являются игры, содержащих интерактивные сцены насилия; среди выбираемых подростками игр количество игр с убийствами, драками, пытками более чем вдвое превышает число «мирных».
Что же делать в
сложившейся ситуации? Как показала
практика, путем простого запрета компьютерных
игр и телепередач со сценами насилия
проблему не решить. Не лучше ли подумать
о том, чтобы научить детей иным альтернативам
проведения свободного времени, показать
им, насколько многообразным, интересным
и полезным для человека может быть мир
досуга? Что же такое досуг и каковы объективные
закономерности его организации?
Что такое досуг?
Говоря об организации
досуга, нельзя не рассмотреть само
понятие досуг — это время
и пространство, находящееся за пределами
обязательной (профессиональной, учебной)
деятельности человека, которое свободно
от необходимого труда в сфере общественного
производства, а также от воспроизводства
человеком своих жизненных функций в рамках
домашнего хозяйства и социальных отношений.
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:
* на трудовые
функции, учебу, включал
* физиологический отдых (ночной сон);
* оздоровительные
и санитарно-гигиенические
* покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
* неотложную
помощь близким людям (
Доля суток, которая
остается в распоряжении человека после
указанных вычислений, может быть
определена как его досуг, или
«чистое» свободное время в течение
дневного бодрствования. Именно этой частью
времени человек может
Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности молодёжи