Организация культурно-досуговой деятельности молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 17:43, реферат

Описание работы

Чтобы разобраться в специфике организации культурного досуга молодежи для начала мы должны ответить на вопросы: кто такая молодежь как социальная группа ее потребности и как она себя проявляет? Что такое досуг и культура?

Молодёжь – это социальная группа, жизнедеятельность которой

характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь,

включённостью в новые социальные отношения, формирование

мировоззрения, духовного облика, становления характера.

Работа содержит 1 файл

Чтобы разобраться в специфике организации культурного досуга молодежи для начала мы должны ответить на вопросы.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Кемеровский государственный университет культуры и искусства

Факультет гуманитарного образования и  социально-культурных технологий

Кафедра управления социальной сферы 
 
 

Реферат

Организация культурно-досуговой деятельности молодёжи 

                    Выполнил: студентка гр. МО-071

Агалыева  Е.А.

Проверил: заслуженный работник

культуры  РФ, профессор 

Курочкин  И.Л. 
 
 
 
 
 
 
 

Кемерово 2010

   

Чтобы разобраться  в специфике организации культурного досуга молодежи для начала мы должны ответить на вопросы: кто такая молодежь как социальная группа ее потребности и как она себя проявляет? Что такое досуг и культура?

Молодёжь –  это социальная группа, жизнедеятельность  которой

характеризуется активным вступлением в самостоятельную  жизнь,

включённостью в новые социальные отношения, формирование

мировоззрения, духовного облика, становления характера.

Основные потребности  этой возрастной группы: общение, выбор

профессии и  будущего спутника жизни, эмоциональная  разрядка и отдых,

участие в социально-значимых событиях и возможность самостоятельного

решения проблем. Социализация молодежи в досуге есть не менее сложный

процесс, чем  учеба и труд. Во временных коллективах  досуг является

существенным  звеном социального воспитания личности, стимулом его

творческого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического

развития, процессом, направленным на углубление и расширение знаний,

гуманизацию чувств и поступков.

Досуг оказывает  огромное воздействие на все сферы

жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный

воспитательный  потенциал. Уже при первичном анализе культурно-

досуговой деятельности обращает на себя внимание широта

рассматриваемого  культурного феномена. Данное понятие  складывается из

трех терминов: «культура», «досуг», «деятельность». В научной литературе

они в обобщенном виде трактуются следующим образом.

Культура –  специфический способ создания, развития и обеспечения

жизнедеятельности людей, опредмеченной в продуктах  материального и

духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в

совокупности  общественных отношений. Досуг – часть свободного времени,

используемая  для общения, потребления ценностей  духовной культуры,

развлечений и  других видов нерегламентированной деятельности,

обеспечивающих  отдых. Деятельность – специфически человеческая форма

активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая ее

целесообразное  изменение и преобразование.

Досуг – немаловажная составляющая жизни современного молодого

человека, несмотря на ограниченность во времени и в  материальных

ресурсах, которые  испытывают большинство студентов, они находят

возможность для  саморазвития вне профессиональной сферы деятельности в

рамках многообразных  увлечений, интересов, хобби.

В процессе реализации своих потребностей в сфере досуга студенты

сталкиваются  с разнообразными проблемами, важнейшими, из которых

являются –  недостаток свободного времени и  не всегда достаточное

количество материальных ресурсов. Немаловажно наличие и  такой

проблемы, как  недостатки в организации досуга, ограниченное количество

мест его проведения.

Важно отметить то, что сами студенты ожидают от университета

активности в  деле организации досуга, они более  или менее четко

представляют  себе то, что хотели бы получить в  стенах своего ВУЗа в

свободное время. В то же время, сопоставляя свои ожидания и реально

существующее положение дел, студенты крайне низко оценивают роль

университета  в организации досуга, тем самым, показывая в диссонансе

ожидаемого и  получаемого, как широк простор  развития досуговой функции

университета.

Следует отметить то, что существующие в настоящее время способы

организации досуга не исчерпывают потребностей, которые  предъявляют

студенты. Среди  множества примеров можно рассмотреть, например,

активно развивающийся  в университете Клуб Веселых и  Находчивых имеет

более широкие  возможности вовлечения студентов в досуговую

деятельность, связанную  с университетом, но и возможности  КВН

объективно ограничены.

Следует учитывать  то, что потребности студентов  очень многообразны

и не все могут  быть участниками команды КВН  или с интересом участвовать

в некоторых театральных постановках, организующихся клубом «Мелодия

Души». Для того чтобы удовлетворить потребности  всех студентов в сфере

досуга необходимо создание универсальной зоны отдыха, не

узкопрофилированной на сценических видах искусства, но охватывающей

все сферы потребностей студентов, связанных со свободным  временем.

Немаловажно и  то, что, как показывает исследование, проблемой

досуга в университете озабочены, в основном, студенты старшего курса.

Большинство предложений  по совершенствованию культурно-досуговой

деятельности  и работы Студенческого комитета было предложено именно

ими. Это, например, привлечения в Студенческий комитет  не просто

организаторов и исполнителей, а творческих и  неординарных людей.

Среди предложенных вариантов были также: организация

танцевальной  студии, литературного кружка, увеличение количества

мероприятий в  ВУЗе и более широкая информированность  студентов о

предстоящих мероприятиях.

Это свидетельствует  о том, что студенты возрастной категории 21-22

года больше осознают свои потребности и могут более четко

сформулировать  свои предложения, а также принять  активное участие в

реализации намеченных планов и помощи в совершенствовании  культурно-

досуговой деятельности

Досуг традиционно  является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека. 

Организация досуговой  деятельности молодежи должна быть культурной и это одна из важнейших задач  современного общества. Сегодня как  никогда актуальна проблема овладения  детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. 

Для досуговой  деятельности в наибольшей степени  характерна свобода личности, которая  проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность молодого человека. 

Социологические исследования последних лет свидетельствуют  о том, что в условиях так называемого  неорганизованного отдыха, когда  подросток остается наедине с  собой, предпочтение отдается, как правило, пассивным (и добавим: нередко сомнительным по содержанию) досуговым формам. В числе преобладающих способов проведения свободного времени подростки и молодежь называют просмотр телепередач, встречи с друзьями, посещение дискотек, кафе, ком¬пьютерных клубов. 

Особенно популярны  в часы досуга компьютерные игры. К сожалению, их не миновал отмечаемый многими специалистами «кризис содержания», выражающийся в бессмысленности многих сайтов, глупости «чатовой» болтовни, обилии рекламы и т.д. О содержании компьютерных игр свидетельствуют материалы исследования, профессора А. Федорова - члена Российской ассоциации кинообразования и медиапедагогики. 

• Практически  все игры, доступные посетителям  компьютерных залов, представляли собой  интерактивное действие на криминальные, военные, фантастические и спортивные (например, автогонки) темы.

• Только 17% компьютерных игр не содержали никаких сцен насилия (это игры на спортивную тему). 55% игр включали сцены насилия  и убийств, в 39% игр содержались  эпизоды драк разной степени жестокости, в 35% игр изображались катастрофы.

• В целом 82,7 % компьютерных игр непременно содержали  хотя бы один из видов экранного  насилия. При этом во многих из них  насилие было представлено сразу  в нескольких видах, в разных комбинациях.

• Наконец, самый  настораживающий вывод ученого: наиболее популярными среди школьников являются игры, содержащих интерактивные сцены насилия; среди выбираемых подростками игр количество игр с убийствами, драками, пытками более чем вдвое превышает число «мирных».

Что же делать в  сложившейся ситуации? Как показала практика, путем простого запрета компьютерных игр и телепередач со сценами насилия проблему не решить. Не лучше ли подумать о том, чтобы научить детей иным альтернативам проведения свободного времени, показать им, насколько многообразным, интересным и полезным для человека может быть мир досуга? Что же такое досуг и каковы объективные закономерности его организации? 

Что такое досуг? 

Говоря об организации  досуга, нельзя не рассмотреть само понятие досуг — это время  и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. 

Для определения  свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое  он затрачивает:

* на трудовые  функции, учебу, включал дорогу  к месту работы, учебы и обратно;

* физиологический отдых (ночной сон);

* оздоровительные  и санитарно-гигиенические нужды  (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды  и др.);

* покупку продуктов,  их приготовление, прием пищи;

* неотложную  помощь близким людям (например, уход за больным) и др. 
 
 

Доля суток, которая  остается в распоряжении человека после  указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или  «чистое» свободное время в течение  дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться  по своему усмотрению. 

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности молодёжи