Организация досугов и развлечений детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:25, реферат

Описание работы

Организация досугов и развлечений детей раннего возраста на музыкальных занятях. развитие музыкальных спообностей у детей дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Музыкальное образование детей раннего дошкольного возраста
1.2 Музыкальные досуги и развлечения детей в учреждении дошкольного образования
1.3 Принципы составления сценариев развлечений. Планирование развлечений
ГЛАВА 2
2.1 Изучение влияния музыкальных развлечений на музыкальное развитие воспитанников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение

Работа содержит 1 файл

передовой опыт.docx

— 63.16 Кб (Скачать)

Работу  над сценарием обычно следует  начинать с определения его темы и идеи.

Тема  обычно задается с самого начала, а  к идее музыкальный руководитель, воспитатель должны подвести участников и зрителей всем ходом этого представления.

Сюжетная  линия сценария должна последовательно  раскрывать ход действия. Избрав сюжет, нужно так организовать художественный материал сценария, чтобы он развивался от события к событию. Этому будет  способствовать продумывание композиции сценария, т. е. организация действия, и соответствующее расположение материала.

В сценарии нужен ввод в действие, короткий рассказ о событиях, явлениях, лежащих  в его основе. Затем выстраивается  действие, развитие которого подчиняется  следующим законам:

1. Каждый  предыдущий эпизод сценария должен  быть связан по смыслу с  последующим.

2. Заданное  действие развивается по нарастающей  линии. Нельзя идти от эмоционально  сильных эпизодов к более слабым: это ведет к снижению внимания.

3. Каждый  эпизод обладает внутренней логикой  построения и должен быть обязательно  закончен, прежде чем начнется  другой. Такой эпизод должен как  бы повторять в миниатюре по  своему построению весь сценарий.

4. Действие  обязательно должно быть подведено  к кульминации, в которой отражается  идея всего сценария.

5. Заключительная  часть — это проявление активности  всех участников.

Одна  из особенностей сценария состоит в  том, что при его написании  необходимо одновременно думать и о  реальных средствах воплощения замысла: об использовании литературных произведений, музыки и песен, инсценировок и т. д.

Комплексное использование всех средств выразительности  поможет составить яркие сценарии вечеров развлечений в детском  саду. Но при этом следует всегда учитывать местные условия, возможности  детей.

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

2.1 Изучение влияния музыкальных развлечений

на музыкальное развитие воспитанников

 

Целью исследования является способствование разностороннему и полноценному музыкальному образованию (развитию, воспитанию, обучению) детей раннего дошкольного возраста. Руководствуясь целью исследования, определены этапы исследования:

    • подобрать и систематизировать музыкальный репертуар в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей.
    • объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах музыкально развития ребенка.
    • положительная динамика музыкального развития детей раннего возраста.

Помня о  том, что музыкальная деятельность весьма значительна для детей, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала эмоциональное отношение к ней. Так как процесс развития эмоциональной  отзывчивости должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов  и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизических особенностей, провели  анализ возрастных и индивидуальных характеристик музыкального развития детей на раннем возрасте.

Учитывая  исходный уровень музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости детей  на музыку, постарались выстроить  процесс формирования эмоциональной  отзывчивости средствами музыкальных развлечений и досугов на основе сочетания базисной программы «Пралеска», разработок Л.С. Ходонович, Г.А. Никашиной, Е.Р. Ремизовской и программы Т.Н. Дороновой “Радуга” на 3 г.ж., а так же порциальных программ А.И. Бурениной “Топ-хлоп, малыши”, О.В. Усовой “Театр танца”.

Поэтапная реализация темы: “Организация досугов  и развлечений для детей раннего  возраста ” проходила в три  этапа:

1 этап – организационный, носил теоретико-диагностический характер

    • Анализ возрастных и индивидуальных характеристик музыкального развития детей на раннем возрасте
      • Определен план работы музыкального руководителя совместно с

воспитателями

    • Составлена анкета для родителей, призванная выявить значимость для них музыкального воспитания их детей (см. Приложение 1)

2 этап – практический, носил практико-ориентированный характер.

Был подобран цикл развлечений и досугов (см. Приложение 2), который призван систематически и целенаправленно развивать музыкальность детей раннего возраста.

Возрастная  особенность малышей раннего  возраста - в подражательности действиям  взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе. Благодаря наглядной демонстрации движений, дети научились простейшим танцевальным, образным движениям:

на 2-м  г.ж. - кружение на месте, помахивания  руками, притопы ногами, хлопки в  ладоши, “фонарики”, качание с ноги на ногу,

на 3-м  г.ж. - “пружинка”, притоп одной ногой, хлопки по коленям, покачивание разведенными руками в стороны с поворотом  и др.…

Развивая  музыкально сенсорные способности  детей, было обращено внимание на народные музыкальные инструменты – бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка. и музыкальным игрушкам. С интересом прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начали различать тембровую окраску, например звучание бубна - колокольчика, барабана - дудочки, совершенствовался динамический слух (тихо – громко), звуковысотный слух (высоко – низко).

Все это  благотворно влияло на развитие у  детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам  владения различными предметами во время  движений под музыку.

Развивая  эмоциональную отзывчивость, музыкальные  способности, умение общаться с взрослыми  и сверстниками были объединены усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

3 этап – обобщающий, носил контрольно-оценочный характер.

Объемно проанализировав весь материал, считаю проделанную работу результативной: работа сопровождалась изменениями в развитии и эмоциональном поведении детей и в целом отмечается положительная динамика развития ребенка:

  • заложены основы музыкальности:
  • активный эмоциональный отклик на музыку,
  • определенный музыкальный опыт,
  • первичные вокализации, певческие интонации,
  • совершенствуется речь,
  • развивается двигательная активность.

Специально  организованное общение, способствовало структурированию эмоционального мира малыша, а специально созданные условия - появлению разнохарактерных эмоциональных  проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.

Ценные  те моменты, когда в состоянии  повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок сосредотачивает  свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминает событие со всеми  деталями и нюансами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Можно сделать  заключение о том, что музыка украшает жизнь, делает ее более интересной, а также играет важную роль в общей  работе по воспитанию наших детей. Музыкальное  развитие оказывает ничем не заменимое  воздействие на общее развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и  жизни.

В нашей  стране музыкально-эстетическим воспитанием  детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель –  воспитание гармонично-развитого, духовно  богатого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1967. –  192 с.

2. Беседы о педагогике  и исполнительстве: к обобщению  творческого опыта фил. факультета МГК им. П.И. Чайковского / - М.: МГК, 1992

3. Битус А.Ф. Вопросы музыкального воспитания и обучения: учебно-методическое пособие/ А.Ф. Битус, - Мн.: Бел. гос. пед. ун-т, 2005.

  1. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать. – Спб.: Паритет, 2003. – 144 с.
  2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  3. Ветрова В.В. Ладушки, ладушки… (Песенки, стишки, потешки, считалки, загадки и игры для детей до трех лет). – М.: Знание, 1995. – 286 с.
  4. Воспитание и развитие детей раннего возраста / В.Гербова, Р.Казакова, И.Кононова. – М.: Просвещение, 1981. – 223 с.
  5. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Владос, 2007. – 300 с.
  6. Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 428 с.

10. Григорьева О. Психолого-педагогические условия развития музыкально-эстетического вкуса младших школьников// Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2006. – №2, - С.12-15.

11. Григорьева О.Н. Критерии развитости музыкально-эстетического вкуса младших школьников// Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. – №3, - С.34-37.

12. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко И.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студ. сред. пед. Учебных заведений. – М.: академия, 2000.

13. Жукова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в процессе внеурочной музыкальной деятельности. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, - 2000

14. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для студ. Вузов. – Мн.: владос, - 2000

15. Карташев С.А. Формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников: методические рекомендации/ С.А. Карташев. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 43 с.

16. Комоссарова Л.Н. Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду. – 2005, №1, С.13-18.

17. Легаски де Арисменди Альсира. Дошкольное музыкальное воспитание. – М.: Прогресс, 1989.

18. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности /В.П. Матонис. – Л.: Музыка, 1988

19. Методика музыкального воспитания в детском саду: по спец. «Дошкольное воспитание» /Под ред. Н.А.Ветлушиной. – М.: Просвещение, 1989.

20. Методологические, организационные новации и проблемы музыкального образования и воспитания в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции. – Брест БрГУ, 22 – 24 мая 2000 г.

21. Музыка: вопыт, праблемы, рэклама, інфармацыя /Рэд. Л.А. Макаранка. – Мн.: Выд. Муз. Таварыства БССР, - 1990

22. Музыка и воспитание/ сост. Т.Е. Заводова. – Мн.: Красико-Принт, - 2005.

23. Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: Вопросы формирования проф. культуры учителя музыки / Владимир. гос. пед. ин-т им. П.И. Лебедева-Полянского. – Владимир: ВГПИ, 1990.

24. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада / О.П. Радынова. – Мн.: Просвещение. – М.: Просвещение, 1990.

25. Халабузарь П.П. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для музыкальных училищ и училищ искусств – М.: Музыка, - 1990

26. Ходонович Л.С. Музыкально-творческое развитие дошкольников: планирование, учет, контроль: пособие/ Л.С. Ходонович. – Мн.: ИВЦ, Минфина, - 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Уважаемый родитель! Не откажите себе в удовольствии принять участие  в анкетировании!  Мы хотим, чтобы  музыка стала неотъемлемой частью жизни  ребенка.  Поэтому надеемся на сотрудничество. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для музыкального воспитания своего ребенка.

 

                                                                                                                   ДА                НЕТ

1. Какое значение вы придаете музыке в развитии своего ребенка?

а

Считаю частью его будущей образованности.

   

б

Отвожу одну из главных ролей.

   

в

Особого значения не придаю.

   

2.Как ребенок относится к музыкальному  репертуару дошкольного учреждения?

а

Поет детские песни с удовольствием.

   

б

Предпочитает копировать песни взрослых.

   

в

Совсем не поет и не говорит о  детских песнях.

   

г

Поет только со взрослыми.

   

3. Как вы приобщаете ребенка к музыке?

а

Посещаю с ним концерты

   

б

Беседую с ним о музыке.

   

в

Считаю, что это должны делать в  дошкольном учреждении.

   

г

Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную  школу

   

4. Каков интерес вашего ребенка к музыке?

а

Интереса не проявляет.

   

б

Рассказывает о том, что делали на музыкальном занятии.

   

в

Говорит со мной о музыке, если я его  спрашиваю

   

5. Как ребенок реагирует на музыку?

а

Сразу начинает петь, как только услышит  знакомую песню

   

б

Внимательно слушает музыку

   

в

Пытается движением воспроизвести  характер музыки.

   

г

Равнодушен к музыке.

   

6. Какие условия созданы для домашнего музицирования?

а

Не занимаюсь этим.

   

б

Есть музыкальный инструмент.

   

в

Есть фонотека с детским репертуаром.

   

Информация о работе Организация досугов и развлечений детей раннего возраста