Организация досугов и развлечений детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:25, реферат

Описание работы

Организация досугов и развлечений детей раннего возраста на музыкальных занятях. развитие музыкальных спообностей у детей дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Музыкальное образование детей раннего дошкольного возраста
1.2 Музыкальные досуги и развлечения детей в учреждении дошкольного образования
1.3 Принципы составления сценариев развлечений. Планирование развлечений
ГЛАВА 2
2.1 Изучение влияния музыкальных развлечений на музыкальное развитие воспитанников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение

Работа содержит 1 файл

передовой опыт.docx

— 63.16 Кб (Скачать)

детей в учреждении дошкольного образования

 

Развлечения — одна из форм организации детей  в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также  обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность. В  практике учреждений дошкольного образования встречаются разнообразные по тематике и форме развлечения, всегда организуемые взрослыми (музыкальный руководитель, воспитатели, родители и др.). Роли в них распределяются по-разному: и одних случаях исполнителями бывают только взрослые, в других —дети дошкольного возраста одной или нескольких возрастных групп. Возможно и совместное участие взрослых и детей.

Особенно  ценными для музыкального развития являются развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают  детей, развивают основы музыкальной  культуры. Это прежде всего беседы-концерты по слушанию классической музыки, как  детской, так и не предназначенной  специально для детей. Так, если на занятиях дошкольники слушают отдельные  пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, то беседа-концерт «Детский альбом П.И. Чайковского» поможет закрепить  впечатления и познакомить с  новыми пьесами или всем циклом.

Если  на занятиях дети слушают небольшие  фрагменты из произведений А. Вивальди, И.С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки и других композиторов, то при  проведении беседы-концерта можно взять  более крупные отрывки. Беседа-концерт, посвященная творчеству одного из композиторов, расширяет, обогащает, углубляет впечатления  детей.

Роль  и место музыки в развлечениях неодинаковы. Если в концертах она  является ведущей, то в театральных  представлениях и спектаклях музыка вводится для углубления их эмоционального воздействия на детей, в определенной мере выполняя роль музыкального оформления.

Развлечения, подготовленные и исполняемые взрослыми, должны обогащать детей яркими, красочными впечатлениями. Эпизодически малыши могут  включаться в действие, это активизирует восприятие, внимание, воображение. Ребенок  начинает чувствовать себя участником происходящего и увлеченно, с  удовольствием сопереживает артистам, персонажам сказок, спектаклей.

Так, интересно  в этом отношении развлечение, посвященное  творчеству композитора В.Я. Шаинского, в котором участвуют взрослый-ведущий  и школьники (автор сценария Э. Фомина). Дети с радостью встречают своих  любимых героев из песен композитора  — Чебурашку, крокодила Гену, Антошку  — и с удовольствием вместе с ними напевают знакомые забавные мелодии. Особенно веселят их танец-импровизация в исполнении Чебурашки и крокодила  Гены и инсценировка песни «Антошка». Прекрасно вписываются в программу  развлечения песни «Игра», «Дважды  два — четыре» и «Улыбка», звучащие в грамзаписи. Оформление зала игрушками-персонажами  из песен В.Я. Шаинского и рисунками  самих детей на эту же тему делает развлечение особенно увлекательным  и оригинальным.

Когда в  развлечениях совместно участвуют  взрослые и дети, роли распределяются в зависимости от сложности. Популярны  среди такого рода развлечений дни  рождения детей. Например, в одном  из них—«День рождения Маши» (музыка Е. Тиличеевой, автор сценария Н. Колмаковская) — сложную роль ведущего берет  на себя воспитатель, а дети поздравляют  Машеньку: поют ей песни, выразительно рассказывают стихотворения, водят  хороводы, задорно танцуют «Польку» и «Приглашение».

Замысел развлечения может возникнуть и  у детей. Источником его обычно бывают экскурсии, услышанные сказки, радиопередачи, увиденные диафильмы и т. д. Взрослые должны поддержать этот замысел, помочь его воплотить, придать ему интересную форму. Так, яркая по образам белорусская  народная песня «Всем, Надюша, расскажи»  привлекает внимание детей, и они  с увлечением ее инсценируют: «бабуси», «дедуси», «подружки», «ребята» и «козлята»  соревнуются друг с другом, выбирая  наиболее выразительные движения для  передачи образов. Здесь роль воспитателя  состоит в том, что он разучивает с детьми песни, подбирает характерные  элементы костюмов, уточняет движения пляски и, наконец, организует показ  этого «концертного» номера зрителям (дошкольникам, родителям).

В «Зимней  сказке» (музыка Е. Туманян, автор сценария А.Шибицкая) дети могут действовать  абсолютно самостоятельно, выполняя все роли: ведущего, зайцев, лисы, волков, медведя и детей.

Во время  подготовки воспитатель и музыкальный  руководитель помогают ребятам разучить музыкальный и литературный материал, чтобы они свободно имитировали  движения зверей, катание на коньках, лыжах, легко и задорно танцевали  польку. Разучивать инсценировку можно  и на музыкальных занятиях, и в  повседневной жизни. Сказку показывают зрителям сначала в развлечении, а затем — и на новогоднем празднике.

К организации  развлечений предъявляются следующие  требования:

— разнообразие содержания для накапливания дошкольниками  музыкального опыта, обогащения музыкальными впечатлениями;

— художественные достоинства материала и качество его исполнения как взрослыми, так  и детьми;

—занимательность  содержания, новизна его элементов;

—доступность  музыкального и литературного репертуара и разнообразные формы его  проведения с учетом возрастных и  индивидуальных особенностей детей  и уровня их развития;

— направленность на развитие активности, воображения  и инициативы детей;

— соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида ( 10—15 минут для детей раннего дошкольного возраста).

К развлечениям нужно предварительно готовиться. Вначале  выбрать тему, затем наполнить  ее соответствующим содержанием  и расположить материал в определенной последовательности с точным указанием  всех участников. Следует продумать  и оформление развлечения: декорации, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, которые особенно важны в театрализованных спектаклях и представлениях.

Зрелищные развлечения, например постановка сказок, спектаклей, требуют длительного  времени на их подготовку. Педагог  должен создать спокойную творческую обстановку, без гонки, без муштры, не приспосабливая выступление «к определенной дате». В программу концертов, исполнителями которых являются дети, следует включать их любимые и хорошо разученные номера, тогда каждый ребенок испытает радость от участия в развлечении.

Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие  подготовки, а также включать несложные  спортивные развлечения и аттракционы, которые доставляют ребятам радость  и развивают их физические качества (ловкость, быстроту, выносливость), а  также находчивость, смелость, волевые  качества.

Многие  развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни (отношение к природе  — «Осенние приметы», любовь к родному  краю — «Ай да березка!», бережное отношение к игрушкам — «Кто виноват?»  и т. д.), обнаруживая непосредственную связь с воспитательными и  образовательными задачами детского сада.

Насыщенность  развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а, следовательно, и активность детей  ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания  детей формируют у них зачатки  социальных чувств и отношений.

Содержание  развлечений складывается из специально подобранного художественного материала  различного характера, в зависимости  от поставленных целей. Этим материалом определяется смысловая направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности.

Содержание  развлечений влияет на форму (концерт, композиция или игровое действие) и организацию их проведения. Развитие сюжета требует театрализации. Для  передачи образа желательно разработать  композицию. Загадки и аттракционы  лучше подавать в форме концерта, соревнования и т. д.

Для накопления музыкальных впечатлений можно  использовать в развлечениях радио- и телепередачи, близкие и понятные детям, познавательные и увлекательные  для них. Ребенок внимательно  и с интересом слушает сказку по радио, но без зрительного подкрепления порой трудно вникнуть в ее содержание, глубоко прочувствовать ее образы; поэтому взрослый, педагог должны создать определенный настрой.

Необходимо  учитывать и то обстоятельство, что  дошкольники не могут критически оценить эти передачи, точно так  же как и театрализованные спектакли, представления; поэтому ответственность  за эстетическое, нравственное воспитание детей ложится на взрослых, которые  должны помочь им правильно понять увиденное и услышанное, позаботиться о формировании эстетического вкуса.

Итак, развлечения — особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника. Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, приобщают к прекрасному средствами музыки, художественного слова, танца и изобразительного искусства. Развлечения дают возможность проявиться самостоятельной художественной деятельности ребенка, формируют его творческую активность.

 

1.3 Принципы составления сценариев развлечений.

Планирование  развлечений

 

Сценарий  — это подробная литературная разработка того или иного вида зрелища. В сценарии последовательно излагаются все элементы действия, раскрывающие тему, дается конкретное описание выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность всех участников. К сценарию может быть приложен и сценарный  план, в котором перечисляются  лишь основные моменты, составляющие сценарий, и указываются ответственные. Отдельно подготавливается перечень необходимого оборудования и атрибутов.

Итак, при  разработке сценария, прежде всего, определяется тема и идея развлечения, отмечаются воспитательные задачи и цели его  проведения. Тема обычно задается с  самого начала, а к идее, как к  общему главному выводу, надо подвести зрителей всем ходом действия, развертывая  сюжетную линию так, чтобы она  развивалась от события к событию.

Перед началом  какого-либо представления дается короткий рассказ или небольшое повествование  о том, какое событие, явление  будет сейчас показано.

Далее разворачивается  основное действие сценария, которое  подчиняется следующим требованиям:

1.Каждый  эпизод должен быть связан  с предыдущим и последующим.

2.Действие  развивается по нарастающей линии  от более слабых к эмоционально  сильным эпизодам.

3.Каждый  эпизод должен иметь внутреннюю  логику построения и заканчиваться  прежде, чем начнется другой.

Идея  всего сценария наиболее сконцентрирована в кульминации. Финал (заключение) должен стать проявлением активности всех участников развлечения.

Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации  работы с детьми при проведении и  подготовке развлечений, а также  учета всей воспитательно-образовательной  работы детского сада.

Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет сначала тематический план на квартал, затем пишет сценарные  планы на месяц и при необходимости  разрабатывает более подробные  сценарии отдельных видов развлечений. Если используется готовая разработка сценария, следует указать источник — откуда взят сценарий. Общий план на квартал утверждается заведующим или старшим воспитателем детского сада.

Следует помнить, что развлечения намечаются 1—2 раза в 2 недели, во второй половине дня. Желательно установить определенный день для каждой возрастной группы. Для показа кукольного театра, массовой композиции, концертов самодеятельности можно объединить 2—3 группы. Этот момент должен быть отработан в плане. Необходимо обозначить и место проведения развлечения, указав основной принцип его оформления (если это требует по замыслу).

Поквартальное планирование развлечений должно составляться с учетом сезона года и знаменательных событий и дат этого периода, с учетом воспитательно-образовательных  задач и прохождения программного репертуара.

Каждый  вид развлечений имеет свое содержание, свой репертуар и соответствующие  воспитательные задачи.

Например, намечая для развлечений музыкальную  игру-драматизацию «Кто виноват?» (музыка Ю. Чичкова, слова В. Викторова), согласно содержанию ставится задача — воспитывать  у детей бережное отношение к  своим игрушкам. Произведение это  не программное, и потому следует  учесть возможности детей, заблаговременно  провести с ними индивидуальную подготовительную работу.

Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей  положительных эмоций, расширяют  сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку. Организация развлечений  в детском саду является важной педагогической задачей.

При выборе развлечений и, особенно при самостоятельном  их составлении воспитателю необходимо помнить, что большинство видов  развлечений требует в ходе подготовки и подробной литературной разработки содержания сценария. В нем последовательно  излагается все, что должно происходить, т. е. раскрывается тема, приводятся переходы от одной части действия к другой, предусматриваются методы повышения  активности участников, а также учитывается  оформление помещения, где происходит действие.

Информация о работе Организация досугов и развлечений детей раннего возраста