Организация досугов и развлечений детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:25, реферат

Описание работы

Организация досугов и развлечений детей раннего возраста на музыкальных занятях. развитие музыкальных спообностей у детей дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Музыкальное образование детей раннего дошкольного возраста
1.2 Музыкальные досуги и развлечения детей в учреждении дошкольного образования
1.3 Принципы составления сценариев развлечений. Планирование развлечений
ГЛАВА 2
2.1 Изучение влияния музыкальных развлечений на музыкальное развитие воспитанников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение

Работа содержит 1 файл

передовой опыт.docx

— 63.16 Кб (Скачать)


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА г.МИНСКА

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЯСЛИ-САД №502

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

                  МЕЛЕШКО ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА         

                  МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 

                  II КАТЕГОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК  2011

ВВЕДЕНИЕ

 

Раннее  детство – период интенсивного физического  и психического развития. Именно в  этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит  от его физического состояния  и настроения.

 По  мнению ученых, психологические  основы обучения закладываются  с рождения. Уже в раннем детстве  нужно создавать условия для  успешного развития природных  задатков ребенка. Известный отечественный  психолог Б.М.Теплов считал, что  «способность существует только  в движении, только в развитии…И  развитие это осуществляется  не иначе как в процессе  той или иной практической  или теоретической деятельности».

Психологи отмечают значение потребности у  детей раннего возраста в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и  движениях. Удовлетворение сенсомоторной  потребности вызывает у ребенка  интерес к окружающему миру. Двигательная активность способствует быстрому физическому  и умственному развитию детей  раннего возраста.

Особое  место в развитии и воспитании детей раннего возраста занимает музыка, музыкальные игры, пение  и движения под музыку. Это связано  с тем, что музыка воздействует в  первую очередь на эмоциональную  сферу ребенка. На положительных  реакциях дети лучше и быстрее  усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются  физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно. Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.

Организация и проведение детских музыкальных  праздников — один из разделов программы  по музыкальному воспитанию. Однако в  системе дошкольного образования  праздник, к сожалению, изменился, превратясь в отчетно-концертное представление  для родителей, перестал быть праздником для детей. А ведь настоящий праздник — это радостное запоминающееся событие, новые яркие впечатления, сильные эмоции, замечательное настроение, возможность на других посмотреть и  себя показать. Для малышей, посещающих учреждение дошкольного образования, праздники необходимы не меньше, чем  занятия по развитию речи или математике, а в какой-то мере, может, и больше. Ведь на них происходит первое приобщение маленьких зрителей к культурным нормам поведения, к разным видам  музыкальной деятельности. Позитивные эмоции, полученные ребенком, поднимают  жизненный тонус, создают бодрое настроение, положительно влияют на укрепление его нервной системы.

Цель передового педагогического  опыта:  способствовать разностороннему и полноценному музыкальному образованию (развитию, воспитанию, обучению) детей раннего дошкольного возраста, соответствующему их возрастным возможностям, т.е. способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

Руководствуясь  целью, определены задачи теоретического и прикладного содержания:

  • Способствовать раннему развитию ребенка через комплексную музыкальную деятельность.
  • Развивать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребенка. изучение влияния музыкальных особенностей и возможностей развития детей раннего дошкольного возраста в условиях детского сада.
  • Обучать родителей, педагогических работников эффективным способам творческого взаимодействия с ребенком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
  • Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться родителями в семье.
  • Формировать готовность к дальнейшему обучению.

Предполагаемый результат: в раннем дошкольном возрасте при условии специального целенаправленного музыкального образования возможно существенно улучшить показатели музыкального развития воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 

1.1 Музыкальное образование детей

раннего дошкольного  возраста

 

Образование – сложная  педагогическая категория. Успех образования  детей раннего возраста, согласно государственного образовательного стандарта, определяется не только информированностью (знаниями, умениями, навыками), но и  желанием получить информацию и использовать ее в жизненных ситуациях.

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Одна из ценностей дошкольного  возраста – повышенная эмоциональность  ребенка, его эмоции. Согласование музыкально-педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей позволяет выстраивать  процесс обучения в соответствии с программой и реализовывать эмоциональный компонент образования.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного  интереса, эмоционального подъема ребенок  способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить  для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются  и внимание, и мышление, и речь.

Современная педагогика накопила большой опыт в  теории и практике обучения, разработала  новую систему воспитания. Эта  система воспитания ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески  преобразовывать действительность.

Ученые  доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается  давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая  активность клеток мозга, улучшается память.

Именно  музыка, музыкальное воспитание может  оказать большую помощь в полноценном  развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр  при условии использования правильно  подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее  становится речь.

Можно выделить общие задачи музыкального воспитания:

1. Воспитывать  любовь и интерес к музыке.

2. Обогащать  музыкальными впечатления, знакомя  детей с разнообразными произведениями.

3. Развивать  навыки во всех видах музыкальной  деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях,  игре на музыкальных инструментах.

4. Содействовать  воспитанию и формированию музыкального  вкуса.

5. Оказывать  влияние на всестороннее развитие  ребёнка, используя все виды  музыкальной деятельности.

6. Развивать  творческую активность во всех  доступных детям видах музыкальной  деятельности.

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту  и силу воздействия музыки – задача сложная.

 Работа музыкального руководителя учреждения дошкольного образования строится на основных принципах:

1. Принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;

2. Тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;

3. Интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.

4. Принцип «от простого к сложному».

5. Максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии.

Музыка  и различные виды музыкальной  деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия  на формирование личности человека. В  силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Раннее детство не просто время спонтанной и свободной  активности ребенка. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает  умения, которые в дальнейшем позволяет  ему освоить мир взрослых.

Это самоценный период, обладающий богатым содержанием, которое должно быть представлено максимально полноценно в образовательной работе с детьми.

Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений  о духовных ценностях. Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в раннем детстве.

Мы родились и живем  во время больших перемен, когда  над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность  утраты нравственных ориентиров: рушатся  традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее  поколение. С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас как никогда важно  обеспечить нравственное воспитание подрастающего  поколения, противостоять бездуховности.

На протяжении первых лет  жизни человека эмоциональная сфера  претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно  людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным  процессом.

Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей  эмоционально, далеко не всегда обогащает  их впечатлениями. Вот почему необходимо специально организованное общение, способное  структурировать эмоциональный  мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения  движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.

Музыка и музыкальная  деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего  возраста.

Эмоции – важнейшая  сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем  развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные периоды (сензитивные), в которых дети наилучшим  образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для  формирования основ эмоции и чувств являются первые три года жизни.

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства  начиналось как можно раньше, в  детстве. Воспитывая с ранних лет  способность глубоко чувствовать  и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека [2; 98].

В последние  годы музыкальная педагогика рассматривает  ранний и младший дошкольный возраст, когда дети особенно чувствительны  к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развитии музыкальности  детей, в развитии понимания «языка»  музыки. Педагоги-музыканты считают, что, чем раньше начинать знакомить  детей с разнообразной музыкой  – классической, народной, созданной  композиторами специально для детей, в исполнении музыкальных произведений на различных инструментах, разных стилей и эпох, развивать у детей  интерес и любовь к музыке, тем  в дальнейшем будет намного проще  и легче формировать основы музыкальной  культуры, развивать музыкальные  способности. Именно в раннем возрасте созданы все благоприятные условия  для «закладки прочного фундамента»  дальнейшего успешного музыкального развития ребенка. Именно в раннем возрасте начинают формироваться основы общей  музыкальности:

-    эмоциональная отзывчивость на  музыку различного характера;

- музыкально-сенсорные  способности, на основе которых  в дальнейшем формируются музыкальные  способности, необходимые для  овладения музыкальной деятельностью.

В обществе последние годы значительно вырос  интерес к раннему образованию. Вопросы воспитания и обучения детей  до трех лет обсуждаются на страницах  журналов, в магазинах появилось  большое количество «умных» игрушек  для малышей. Формируется особое отношение к раннему образованию, появляются новые формы работы с  маленькими детьми, одна из которых  — организация музыкальных досугов  и развлечений для детей до трех лет и их родителей.

 

1.2 Музыкальные досуги и развлечения

Информация о работе Организация досугов и развлечений детей раннего возраста