Организация досуга и трудовой деятельности младшего школьника в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:42, доклад

Описание работы

Предмет – организация досуга и труда в семье.
Объект – дети младшего школьного возраста.
Цель – раскрыть теоретические и практические аспекты организации досуга и труда младшего школьника в семье.

Содержание

Введение 3
1. Организация досуга и трудовой деятельности младшего школьника в семье 5
1.1 Организация досуга детей 5
1.2 Польза семейных традиций 11
1.3 Трудовое воспитание 14
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложения 27

Работа содержит 1 файл

Организация досуга и труда младшего школьникав семье.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Для детей особенно полезен отдых активный, связанный с физическими упражнениями, разнообразными движениями, туристскими походами, спортивными играми. Поэтому родителям нужно позаботиться об организации походов и путешествий, спортивных игр и развлечений. Дети любят занятия, связанные с переменой мест, с новыми впечатлениями. Это стремление детей к новым местам и неооходхшо использовать для организации их активного отдыха в выходные дни и во время школьных каникул.

Следует поощрять коллективные занятия и развлечения детой в часы досуга. Различные игры, совместное чтение, посещение кино, театров, музеев — все это сближает детей и развивает у них навыки коллективизма, общности интересов.

Свободное время у школьников бывает не только в выходные и праздничные дни, но и в обычные рабочие дни, после приготовления уроков. Нужно следить за тем, чтобы это время дети проводили главным образом на воздухе, занимались спортом, подвижными играми.

Важными формами организации досуга детей являются также занятия фотосъемкой, конструированием, авиамоделированием и т. п. Такое переключение весьма полезно. В процессе деятельности дети приучаются к труду и дисциплине, приобретают ценные практические навыки. Серьезную ошибку допускают те родители, которые стремятся предоставить своим детям готовые развлечения и удовольствия, не требующие от них затраты каких-либо усилий. Это противоречит детской натуре, особенностям детей, стремящимся к активности и самостоятельности.

 

1.2 Польза семейных традиций

 

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Именно поэтому, когда человек попадает в новую семью с непривычным для него укладом жизни, ему кажется, что дом его отвергает.

В каждом доме складывается определенная структура обычаев и свой распорядок дня, которые нарушать никому не дозволяется. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции — это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом.

Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Появление в доме нового члена семьи ломает структуру сложившихся ритуалов и тем самым подсознательно ставит пришельца в разряд врагов. И этим фактором нельзя пренебрегать, потому что дом обязательно должен быть крепостью в чужом и, зачастую, враждебном мире. За порог дома не должны заходить беды и неприятности, которые подстерегают нас в открытом мире ежедневно и ежечасно.

Часто ритуальная структура дома имеет такую силу, что отвергает любого постороннего человека. При разводе в качестве формулировки указывают причину: «не сошлись характерами». Не сошлись характерами — значит, уютный и комфортный для одного дом оказался непреодолимо чужим для другого.

Гостей тоже можно включить в ритуальную структуру дома, и тогда даже посещение не слишком приятных для вас людей не окажет серьезного влияния на ваш уклад. Нужно только сказать себе: посещение этих людей совершенно необходимо. И если вы включите этот пункт в договор со своим жилищем, оно вполне адекватно отреагирует на уже свершившийся факт.

Дом поможет в трудной ситуации и даже защитит от нежелательного общения. Более того, правильно организованная структура традиций и ритуалов гостеприимства не только облегчает жизнь, но также помогает формировать личность. На Руси эта истина известна с давних пор. Недаром же в старину говорилось: «Гость на порог — праздник в доме».

Обычай встречаться по праздникам не просто хорош с человеческой точки зрения — увидеться, поговорить, поделиться радостями и печалями. Он необходим для полноценного существования дома, как энергетической единицы Вселенной. Ведь вы живете не сами по себе, вы связаны с родственниками кровными узами — думаете о них, помните о них.

Точно также и ваш дом живет не сам по себе — он связан корнями с домами ваших родных: наверняка он организован так же, как был организован дом ваших родителей или родителей супруга.

Что-то вы, безусловно, привносите свое, что-то диктует мода и современность, но основы семейного уклада остаются те же, к которым вы привыкли с детства. Это помогает формированию некой единой фамильной энергетической сети. И от того, замкнут или открыт ваш дом для родственников и близких друзей, зависит, придет ли к вам в трудную минуту помощь.

А если не придет? Ведь так мучительно бывает сражаться с обстоятельствами в одиночку! Как хорошо, если есть родной человек, который в случае нужды поможет или просто утешит.

Когда немногочисленные члены современной семьи живут в своем доме изолированно друг от друга — это очень плохой признак. Если они почти не общаются, не интересуются делами друг друга, не создают ритуалов совместных обедов или ужинов, не празднуют вместе семейных дат и дней рождений, то это очень тревожный признак.

Не следует ссылаться только на острый дефицит времени. Эта причина поверхностная, истина намного проще и печальней: вероятно, этим людям не о чем говорить между собой, им в тягость видеть часто родные лица. И это симптом тяжелого функционального нарушения в жизни дома. Такой дом совсем не прочен.

Согласие между членами семьи отражается на энергетической структуре дома самым непосредственным образом. Когда нет согласия в семье, нет и согласия человека с домом, в котором он живет. И это ничего хорошего не сулит. Дом, как и любая другая энергоинформационная структура, мгновенно реагирует на изменение энергоинформационной структуры каждого из жильцов.

Например, если вы вернулись с работы во взвинченном состоянии, то в светлую атмосферу вашего дома тут же вклинивается грязное губительное пятно. А если человек беспрестанно находится в состоянии депрессии или стресса, если злоба его растет день ото дня, то тогда бьет час — и обрушивается беда. Дом или платит разрушающему его хозяину той же монетой, потому что сам становится злобным монстром, или, пытаясь сохранить свою светлую энергетическую среду, отторгает хозяев, как чужеродное тело.

Сколько существует жутких историй о внезапных пожарах, о случаях самовозгорания людей, о внезапно прорвавшихся газовых трубах или случайно вылитых на себя чайниках с кипятком! Именно так — решительно и навсегда разбирается дом с докучливыми и злобными постояльцами.

Дом — это государство в государстве, где каждый сам себе президент, рачительный хозяин и законодатель. Не пренебрегайте семейными традициями — это тот раствор, которым крепко-накрепко скрепляются кирпичики вашего благополучия!

 

1.3 Трудовое воспитание

 

 

Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умны, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно  и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

Психология и трудовое воспитание

Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке.

В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда школьника, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем. Назовем некоторые из них.

Прежде всего здесь следует выделить проблему главного психологического “ядра” в трудовой подготовке школьников. Такое “ядро”, как показали исследования Т. В. Кудрявцева, Э. А. Ферапоновой и других психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду.

Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной ценности.

Много внимания психологи уделяют изучению психологического содержания трудовой деятельности профессионалов и составлению на этой основе профессиограмм.

Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими целями для объяснения механизмов эффективности тех или иных способов обучения и воспитания для предсказания результатов их применения. В качестве такого механизма могут выступать мотив, потребность, интерес, самооценка.

Многие психологические знания используются в целях объединения психологически сходных трудовых целей и способов действия, а также способов обучения и воспитания.

Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации и самовоспитания. Личность - результат взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность, способности, характер и другие личностные свойства.

Познакомимся с тем, как психологи исследуют психологическое содержание трудового воспитания, в частности, формирование всесторонне развитой личности средствами труда. По каким показателям судит психолог об изменениях, происходящих в облике личности под влиянием труда? Прежде всего по действиям и поступкам человека, по изменению производительности его труда, по отношению к труду, к своему коллективу, по сдвигам в его потребностях, интересах, самооценке и притязаниях

Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень заметно проявляются в продуктах его деятельности. Как школьник реагирует на неудачи и успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные интересы сталкиваются с общественными.

Наиболее распространенными методами исследования психологических проблем трудового воспитания являются наблюдения, эксперимент, опрос, тесты. С помощью наблюдений изучаются важные в любом виде труда черты характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность и ряд других. Используется оно также для исследования взаимоотношений в детском коллективе.

Богатым источником психологических знаний является  эксперимент. Однако его использование связано большими трудностями. во-первых, изменения в личности происходят постепенно, а исследователь не всегда располагает временем. Во-вторых, изменения в личности являются функцией не одного, а многих факторов, действующих в условиях трудового воспитания.

В результате проведенного эксперимента было установлено, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес детей к труду. Другой разновидностью эксперимента является разработанная методика самооценивания через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения человеку не безразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или начинает беспокоиться.

Эту методику применяли для изучения отношения испытуемого к своим достижениям в трудовой деятельности, а также для выявления сдвигов в этом отношении при переходе к другим видам деятельности, например, от учебной к трудовой. Для этого испытуемым предлагается сравнивать свои успехи с успехами других учащихся.

Информация о работе Организация досуга и трудовой деятельности младшего школьника в семье