Организация досуга и трудовой деятельности младшего школьника в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:42, доклад

Описание работы

Предмет – организация досуга и труда в семье.
Объект – дети младшего школьного возраста.
Цель – раскрыть теоретические и практические аспекты организации досуга и труда младшего школьника в семье.

Содержание

Введение 3
1. Организация досуга и трудовой деятельности младшего школьника в семье 5
1.1 Организация досуга детей 5
1.2 Польза семейных традиций 11
1.3 Трудовое воспитание 14
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложения 27

Работа содержит 1 файл

Организация досуга и труда младшего школьникав семье.doc

— 139.00 Кб (Скачать)


28

 

Содержание

 

Введение

1. Организация досуга и трудовой деятельности младшего школьника в семье

1.1 Организация досуга детей

1.2 Польза семейных традиций

1.3 Трудовое воспитание

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

 

Тема актуальна, так как в настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека  "внутрь себя", к своим истокам.

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.

К. Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. "Мы уверены, - писал он, - что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил; физических  умственных и нравственных.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового.

Игра – ведущая деятельность младшего школьника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми.

В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.

Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания школьника в семье. Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.

Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых. Например, двухлетний ребенок лепит с мамой, бабушкой пирожки; папе он может подержать молоток и т. п. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является еще игрой.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Отсюда целью моей курсовой работы является рассмотрение трудового воспитания как одного из важнейших аспектов развития личности.

Предмет курсовой работы – организация досуга и труда в семье.

Объект курсовой работы – дети младшего школьного возраста.

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические и практические аспекты организации досуга и труда младшего школьника в семье.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть организацию досуга и трудового воспитания младших школьников в семье;

- провести исследование по организации досуга и трудового воспитания младших школьников в семье.

1. Организация досуга и трудовой деятельности младшего школьника в семье

 

1.1 Организация досуга детей

 

 

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьей, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома.

Известную часть времени ребенок проводит с товарищами во дворе, а часто вне двора, на прогулках, на площадках, катках, иногда на улице. Чем старше становятся дети, тем товарищеское окружение играет все большую и большую роль. Взять на себя полное руководство этим товарищеским влиянием родители, конечно, не могут, но за ними остается полная возможность наблюдать за этим товарищеским влиянием, а это в большинстве случаев бывает совершенно достаточно, если в семье уже образовался опыт коллективной связи, доверия, правдивости, если правильно создан родительский авторитет. В таком случае для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь.

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоцианальный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис.  Средний возраст вступления в первый брак в наши дни у женщин достиг рекордно низких величин. Негативными последствиями распространения ранней рождаемости стали нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения в семье должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения.

Семья как социальный институт реализует свое бытие через различные сферы отношений:

Социально-биологические отношения – охватывают сферу численности и половозрелости семьи, проблемы рождаемости, планирования потомства, родственных связей, наследования.

Хозяйственно-экономические отношения – ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, материальное обеспечение совершеннолетних, распределение обязанностей.

Юридические отношения – брак, развод, раздел имущества, содержание детей.

Нравственные отношения – любовь и долг, родительская любовь, любовь к детям, мужское и женское достоинство.

Психологические отношения – психологическая совместимость, преодоление психологических противоречий.

Эстетические отношения – культурная преемственность, эстетика общения, поведения, речи, роли искусства в семье.

Семья несет в себе определенные функции:

Репродуктивная – воспроизведение потомства

Хозяйственно-потребительская – хозяйство, управление семьей

Воспитательная – проектирование личности, гражданское воспитание, нравственные качества

Восстановительная – взаимное поддержание здоровья, организация отдыха

Роль КДУ в организации семейного отдыха

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

Две трети современных семей имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.

Рекреативный семейный отдых – туризм, походы.

Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).

Семейные сеансы в кинотеатрах

Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

Совместное посещение концертов и массовых праздников

Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.

Отдых детей, так же как и их рабочее время, нужно правильно организовать. Нельзя допускать, чтобы выходные дин стали для детей -днями безделья и скуки. «Праздность — мать пороков»,— говорит народная мудрость. В этих словах заключен глубокий педагогический, смысл. Дети, у которых много свободного времени, которые бесцельно блуждают по улицам, часто начинают нарушать порядок и дисциплину. Вместе с тем от беспорядочного времяпровождения они быстрее, утомляются, истощают свои силы.

Надо научить детей весело и разумно отдыхать, восстанавливать силы. От правильной организации свободного времени детей во многом зависит их работоспособность.

Особенно важно хорошо организовать выходной день школьников. Школам запрещено давать домашние задания на выходной день. Школьники, обучающиеся в первую смену, готовят уроки в субботу, а учащиеся второй смены имеют возможность выполнить домашние задания в понедельник утром. Выходной же день надо целиком использовать для отдыха и развлечения детей. Разумеется, в каждой семье выходные дни детей протекают по-разному. Мать четырех учащихся на родительском собрании рассказала: Выходные дни у нас протекают по-разному, в зависимости от того, какие мероприятия в эти дни проводит школа и каково участие моих детей в этих мероприятиях. Приходится сообразовываться также со временем года и с погодой. Обычно после завтрака младшие дети идут гулять, а старшие помогают по хозяйству, после обеда отпускаем старших в кино или погулять. Летом и осенью в дневные часы ходим в лес. По вечерам читаем вслух книги».

Многие родители свои выходные дни стараются проводить вместе с детьми. Рекомендации для родителей по организации детского досуга приведены в приложении 1.

Особенно ценны прогулки с детьми в праздничные дни: Первого мая, в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции и др. Они оставляют большое впечатление у детей. Нарядно украшенные город, село, иллюминация, портреты и плакаты, праздничное настроение родителей — все это вызывает у детей радость п надолго запечатлевается в памяти. В эти дни дети, веселые и нарядные, гуляют с родителями по оживленным улицам, бывают в детском театре или в клубе на детском утреннике, играют с другими детьми в обстановке праздничного подъема и вместе с подарками уносят впечатление радости и счастья. Эти переживания способствуют воспитанию детей в духе советского патриотизма, в духе любви к своему народу.

Информация о работе Организация досуга и трудовой деятельности младшего школьника в семье