Организация домашнего чтения учащихся начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 22:45, творческая работа

Описание работы

Мини-проект о проблеме организации домашнего чтения.
Цель проекта*: создание модели информационно-педагогической поддержки процессу организации домашнего чтения, направленного на увеличение темпа чтения и полноту восприятия, основу формировании нравственно здоровой личности,

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и наук РК.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

    а) передавать содержание текста и отдельных  его эпизодов логично и правильно;

    б) отвечать на вопросы по содержанию текста;

    в) давать развернутую оценку прочитанному.

    Для контроля понимания содержания текста для домашнего чтения также представляется целесообразным описать место и время действия, дать характеристику героя и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.1 Модель информационно-педагогической  поддержки процессу  организации домашнего  чтения, направленного  на  увеличение  темпа чтения и полноту восприятия, основу формировании нравственно здоровой личности. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I. Анкетирование.

    Приложение  1.

    Анкета  для учащихся по теме «Моя книжная  полка»;

    Приложение  2.

    Анкета  для исследования читательской активности.

    Приложение 4:

    Анкета  для родителей. 
 

    
  1. Отбор и изучение литературы с целью выявления  произведений, наиболее интересных для детского развивающего чтения
 

    С данной целью изучаются анкеты (учеников, родителей, учащихся) и на основании этого составляется список рекомендуемой литературы для чтения по возрастам. Список этот содержит не только названия книг, но и данные об авторе, краткую аннотацию. Выдержан он в стиле рекламного буклета.

    К выпуску данного буклета планируется  привлечь учащихся старшей школы, которые смогут принять участие в конкурсе буклетов «Книги нашего детства» и презентовать свою работу учащимся младшего звена школы. [Приложение 4]  

    III Привлечение учащихся к информационно-выставочной работе: оформление книжных выставок 

    
    • Выставочная работа:

    Выставки  детского творчества (сочинения, эссе, рисунки):

    - «Моя любимая книга»

    - «Моя читающая семья»

    - «Правила хорошего тона»

    - «Я иллюстратор»

    - выставка поделок «Ты герой  моего любимого произведения»

    Информационная  работа.

      • Разработка и выпуск буклетов*:

    «Я  читатель»;

    «Книги о природе»

    Классный  час: «Какие умные книжки» 

    Информационная  работа библиотекаря:

    "Как  услышать голос хорошей книги:  советы библиотеки по выбору  книг для детского чтения".

      • Работа по буклетам*, созданным ГУ средней общеобразовательной

    школы №43 г. Павлодара: «Памятка для родителей» 

    
  1. Выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями

    В плане работы по данному направлению  основное внимание уделяется  осознанию  родителями ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; вовлечение родителей в решение проблемы его поддержки. За основу берётся материал к проведению родительского собрания  предлагаемый И.И. Тихомировой*, которая рассматривает некоторые аспекты детского чтения, даёт рекомендации по формированию читательской активности, круга чтения и общения, отвечает на вопрос: ЧТО МЕШАЕТ И ЧТО СОДЕЙСТВУЕТ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ: ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ.

    Один  из советов нам хочется привести в данном проекте, так как он отражает цель нашей работы: Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

    Что читать младшему и среднему школьнику? Ответ на этот вопрос могут дать учитель, детская или школьная библиотека. Но за тем, как читают дети, должны следить  и родители. Ребята должны читать неторопливо, а не «проглядывать» книгу, не пропускать страниц. Полезно спрашивать детей о прочитанном и, конечно, внимательно слушать их рассказ.

    Кое-кто  из ребят поначалу неохотно берется  за книгу. Пробудить интерес к  книге можно, если читать детям вслух  что-то захватывающее, увлекательное. Очень хорошо иметь небольшую домашнюю библиотечку. В некоторых семьях заведен хороший порядок, при котором новую книгу, как правило, читают вслух после вечернего чая, а потом горячо обсуждают прочитанное.

    Домашнее  чтение у школьников первых—четвертых классов особого наблюдения не требует. Надо только не разрешать им читать, когда и как попало, следить, чтобы они брали в руки книгу только после того, как приготовлены все домашние задания.

    Активное  участие ребёнка в процессе осознанного чтения, обсуждения, просмотра спектаклей и выступлений, «лечении» книг и др., даёт ему возможность роста как читателя, любителя литературы, как человека доброго, милосердного, чистого душой, нравственно развитого. Ведь те навыки, которые будут приобретены им в годы становления и развития личности, скоплены им по крупицам и применены в его учебной деятельности,  не смогут забыться во взрослой, самостоятельной жизни. Они всегда будут напоминать о себе, взывать к его участию, и, будем надеяться, помогут в выборе жизненного пути нравственно здоровой личности.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ:  Брэдбери* помог нам понять, осознать, что ЧТЕНИЕ – процесс глубоко индивидуальный, и не только для того, кого этому учат, но и для того, кто этому способствует. И все методики, формы рушатся, если их пытаются просто скопировать, а не прочувствовать, продумать и прийти только к своей родной дорожке, по которой, несомненно, возможно пробиться к тому, кто в тебе нуждается.

    3 Глоссарий 

    БИБЛИОТЕКА (от греч. biblion — книга и ... тека), 1) учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати. Собрания памятников письменности возникли в древности (в Ассирии, Др. Египте, Греции и Риме, монастырях раннего средневековья). Библиотеки получили развитие с 15 в., после изобретения книгопечатания. В 19 в. были организованы публичные библиотеки. В России монастырские библиотеки появились в 11-12 вв., первые светские — в 18 в. при АН, Московском университете; первая крупная публичная библиотека открыта в Санкт-Петербурге в 1814... 2) Личное (домашнее) собрание произведений печати... 3) Серия изданий, объединенных общностью замысла, тематики, читательского назначения и др.

    БУКЛЕТ (англ. booklet, букв. — книжечка), произведение печати на одном печатном листе, сложенном любыми способами в два сгиба и более (краткие путеводители, проспекты и т. п.).

    КНИГА, непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тыс. до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 в. (в Европе) — бумага. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг. См. Издательское дело.

    КРИТЕРИЙ (от греч. kriterion — средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

    КРУПСКАЯ  Надежда Константиновна (1869-1939), политический деятель, почетный член АН СССР (1931). Жена В. И. Ленина. Член Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Член ЦКК с 1924, член ЦК партии с 1927. Труды по педагогике, истории КПСС.

    ЛИТЕРАТУРА [лат. lit(t)eratura, букв. — написанное], произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 в. — "изящная словесность"). В этом значении литература — явление искусства ("искусство слова"), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Материальный носитель образности в литературе — речь — позволяет ей необычайно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в т. ч. внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях (см. Монолог и Диалог). Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм (см. Проза и Поэзия), изобразительных средств языка (см. Речь художественная), приемов композиции. Существуют виды письменных произведений., смыкающиеся с художественной литературой, — мемуарная, эпистолярная, документальная литература. Древнейшие произведения писались в стихах, проза — относительно более поздняя область художественной литературы. Только в 18-19 вв. эти две области сравнялись по значению. Для 20 в. характерны связи художественной литературы с другими преимущественно новыми видами искусства — кино, радио, телевидением. Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменует важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры. Литература изучается филологией, по преимуществу литературоведением.

    МЕТОД (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод — способ построения и обоснования системы философского знания.

    НРАВСТВЕННОСТЬ (мораль) – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой. 2) Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.).

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему нравственных качеств.

    ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

    ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

    РЭЙ ДУГЛАС БРЭДБЕРИ: Рэй (Рэймо́нд) Ду́глас Брэ́дбери (англ. Ray Douglas Bradbury), р. 22 августа 1920, Уокиган, штат Иллинойс, США — выдающийся американский писатель-фантаст.

    ТИХОМИРОВА Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, автор многих статей и книг по психологии детского чтения, автор книги "Психология детского чтения от "А" до "Я".

    ФОРМА (лат. forma),.. 1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета... 2) Внешнее выражение какого-либо содержания (см. Содержание и форма)... 3) Установленный образец чего-либо (напр., написать отчет по форме)... 4) Приспособление для придания чему-либо определенных очертаний (напр., литейная форма)... 5) Одинаковая по цвету и покрою одежда (напр., форма военнослужащих). .. 6) Совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения (напр., стихотворная форма).

Информация о работе Организация домашнего чтения учащихся начальной школы