Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 22:45, творческая работа
Мини-проект о проблеме организации домашнего чтения.
Цель проекта*: создание модели информационно-педагогической поддержки процессу организации домашнего чтения, направленного на увеличение темпа чтения и полноту восприятия, основу формировании нравственно здоровой личности,
Министерство образования и наук РК
Институт повышения квалификации и переподготовки
госслужащих
и работников образования
Кафедра
ДиНО
Мини-проект
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Слушатель:
Смолянова И.Ю. учитель начальных классов ОСШ № 25 г.Караганда Руководитель: Кисабекова М.Е.. методист центра технич., и проф.образов. |
Караганда
2010
О,
если бы я мог заставить
тебя полюбить книги,
если бы я мог показать
тебе их красоты!
(Кхроди. Из наставления древнеегипетского чиновника сыну) |
1.
Введение
1.1 Определение актуальности темы через анализ ситуации, обоснование целей и задач проекта:
Актуальность темы: «Организация домашнего чтения учащихся начальных классов» проистекает из современных предпочтений ребёнка. Мир вокруг него сфокусировался на компьютерных играх, Интернете, общению в чате. Насколько полезны данные виды деятельности? Полезность их минимальна – информационная свобода, мобильность, скорость. Личность ребенка – весьма лабильная структура, легко деформирующаяся под влиянием внешних воздействий и вследствие этого развивающаяся по определенному заданному алгоритму.
Литература же всегда рассматривалась в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества; во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Осознанное чтение в младшем школьном возрасте является следствием привитой ранее литературной культуры, но в большинстве случаев процесс чтения у ребенка нужно постоянно поддерживать извне. Одной из проблем, стоящих перед учителем, является проблема самостоятельного чтения учащихся. Зачастую самостоятельное чтение учащихся носит эпизодический характер. Систематически и целенаправленно читают лишь немногие. Многие не проявляют инициативы в поиске дополнительной литературы для самостоятельного чтения.
Дети перестали читать, перестали анализировать прочитанное, не могут построить логический ряд, сделать выводы и построить заключение по прочитанному материалу. Словарный запас беден и, говорить о развитии понятийного мышления не приходится. Если в школе при помощи учителя, учебников и книг для классного чтения ученик пытается ориентироваться в пространстве, читает и принимает участие в обсуждении и анализе прочитанного то дома… . Дома ребёнку позволено получить требуемую информацию с применением малых сил, работы не своего «мозга», зачастую помимо полезной информации малыш получает сведения не соответствующие его возрасту и уровню развития, видит насилие и попрание нравственно-этических норм. Как следствие страдают эмоциональное и нравственное состояние ребёнка, его интеллект и грамотность, и многие составляющие гармоничного развития личности ученика.
Таким образом, проблема организации домашнего детского чтения выступает на первый план, является одной из самых актуальных проблем современного мира.
“Вопрос о детском чтении – это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения” – утверждала Н.К. Крупская*.
Говоря о полноте восприятия прочитанного текста нельзя не сказать о способе чтения и темпе – скорости. Бывшее Министерство просвещения в своих нормативах указывало, что скорость чтения к концу начального обучения должна составлять 80 – 90 слов в минуту. Доцент Московского государственного педагогического института Н.А.Лошкарёва утверждает, что к концу начального обучения дети должны читать 120 слов в минуту. Педагог В.А.Сухомлинский пишет, что «беглое, нормальное чтение – это чтение в темпе 150 – 300 слов в минуту». Практика показывает, что те учащиеся, скорость чтения которых к концу начального обучения достигала 120 слов в минуту, легче усваивают материал в средних и старших классах.
Исходя из выше сказанного, определим в качестве проблемы* необходимость организации домашнего чтения, которая в продолжение классной работы по изучению произведения позволит увеличить темп чтения и полноту восприятия, сможет стать основой в формировании нравственно здоровой личности,
Цель
проекта*: создание модели информационно-педагогической
поддержки процессу организации домашнего
чтения, направленного на увеличение
темпа чтения и полноту восприятия, основу
формировании нравственно здоровой личности,
Задачи проекта:
1.2
Основные ресурсы
реализации проекта:
В реализации проекта участвуют кадровые, информационные и материальные ресурсы школьной, домашней, городской библиотеки:
Создание модели информационно-педагогической поддержки процессу организации домашнего чтения, направленного на увеличение темпа чтения и полноту восприятия, основу формировании нравственно здоровой личности, включающей программы лекториев для учащихся, родителей, программы детского развивающего чтения, ориентированные на воспитание поликультурной, толерантной личности, рекомендательные библиографические списки.
Повышение роли родителей в организации домашнего чтения.
Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих младших школьников и группы школьников, читающих правильно и в высоком темпе.
Укрепление
сотрудничества родителей младших
школьников с классным руководителем
и библиотекой с целью содействия в создании
читательской среды, повышении интереса
к чтению.
2.
Содержание проекта
В жизни каждого человека, а тем более школьника, важную роль играет книга. Она источник всестороннего развития детей. С нею дружат все ребята. К сожалению, многие родители не знают, как организовать домашнее чтение, чтобы книга стала подлинным учебником жизни подрастающего поколения, чтобы она приносила радость.
Домашнее чтение – это индивидуальное «обязательное для всех учащихся, дополнительное по отношению к учебнику, постоянное и обильное чтение с целью извлечения содержательной информации»
Главное назначение домашнего чтения - получение информации из текстов, развитие навыков беглого чтения. Вместе с тем, домашнее чтение является важным источником и средством увеличения лексического запаса, устной речи учащихся.
На каждом уроке должны присутствовать два момента – проверка понимания прочитанного и развитие устной речи на базе прочитанного (монолог, диалог, дискуссия)
Обсуждение прочитанного является важной формой развития устной речи, так как:
в беседах о прочитанном база для содержания этих бесед дана в готовом виде;
в беседах о книге меньше всего приходится преодолевать робость и застенчивость говорящих;
Возникает вопрос, каким же образом можно обеспечить развитие инициативной речи учащихся на основе прочитанных текстов? Анализ методической литературы позволяет считать, что собственно инициативная речь включает в себя следующие умения:
желание поделиться мыслями о прочитанном;
высказать свои суждения;
логически и эмоционально оценить прочитанное;
развить мысль на основе ключевой фразы, утверждения, рисунков, цитат.
Таким образом, при рациональном отборе литературных произведений использование художественной литературы может быть мощным стимулом устной коммуникации.
Существует несколько вариантов домашнего чтения. Так В.М. Фадеев (14,28) предлагает выделить:
индивидуализированное (индивидуальное) домашнее чтение, то есть такое чтение, когда каждый учащийся работает над своим текстом, выбранным им самим или подсказанным учителем, в соответствии с его интересами.
Задача индивидуализированного домашнего чтения – предоставить
учащемуся
свободу выбора текстов в
личности.
Пригодность текстов или их частей для речевой практики может определяться следующими критериями:
1) яркой и занимательной фабулой текста или отрывка;
2) эмоциональностью и образностью изложения;
3) актуальностью материала;
4)
тематической близостью
5)
возможностью столкновения
Необходимой составной частью организации и обучения домашнему чтению является контроль:
1.
Контроль как средство
2.
Контроль-обсуждение как
При подходе, в рамках которого контроль используется как средство развития устной речи на основе прочитанного, обсуждение предполагает понимание содержания текста. Понятое содержание служит базой для построения бесед, высказывания суждений и т. п. В этом случае в качестве объектов контроля выступают следующие умения:
Информация о работе Организация домашнего чтения учащихся начальной школы