Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа
Для проведения исследования использовали следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы;
2. Диагностические методики: «Расставь точечки», «10 картинок» и «Самое неподходящее»;
3. Наблюдение;
4. Беседы;
5. Лабораторный эксперимент.
Введение 3
1. Теоретические основы развития умственных способностей в процессе
использования дидактических игр 6
1. 1 Сущность и структура умственных способностей 6
1. 2 Особенности paзвития умcтвeнныx cпocoбнocтeй у дeтeй дoшкoльнoгo вoзpacтa 17
1. 3 Роль игры и упражнения в системе развития индивидуальных способностей у старших дошкольников 22
2. Опытно-практическая работа по использованию игр Никитиных в работе с дошкольниками 27
2. 1 Диагностика умственных способностей старших дошкольников 27
2. 2 Технология использования игр Никитиных для развития умственных способностей 33
2. 3 Контрольное обследование умственных способностей дошкольников 41
Заключение 45
Список литературы 46
Проанализировав полученные данные, можно сказать, что дети правильно называют геометрические фигуры, узнают их на ощупь. Тем самым можно сделать вывод, что у детей сформирована мелкая моторика рук и названия геометрических фигур.
Для пространственного мышления давалась дидактическая игра «Уникуб».
Уникуб
Цель: развивать пространственное мышление, повысить интеллект дошкольника. Учить собирать рисунок по образцу.
Детям предлагаются различные задания из 27 деревянных кубиков.
Борткевич Ира: смогла без трудностей сложить рисунки № 10, 12, 11, 13, 17, 18, 20, 21, 22, 27, 26, 25, 29. В остальных были трудности. Не могла ориентироваться в пространстве.
Кужелев Женя: почти все задания выполнил самостоятельно, без помощи. Собирал с интересом и восторгом.
Съедин Дима: с трудностью собирал рисунки. Внимательно смотрел на картинки, но трудно ориентировался.
Кончев Илья: быстро сориентировался, внимательно смотрел и собирал рисунок. Действовал самостоятельно.
Зайцев Витя: внимательно рассматривал карточки и старательно подбирал нужный кубик. Выполнял медленно, неторопливо. Если ошибался проверял и находил свои ошибки.
Суханов Артем: быстро ориентируется и подбирает кубик с нужным цветом. Самостоятельно выкладывает узор. Внимательно и без ошибок действует.
Волобуев Дима: внимательно рассматривает предложенное ему задание и строит из кубиков тот или иной предмет. Самостоятельно выполнял задания.
Чурилов Артем: с небольшой трудностью собирал конструкцию. Требовалась помощь со стороны взрослых.
Дети хорошо ориентируются в пространстве. У детей постепенно формируются мыслительные операции.
Для выделения целого из множества была предложена игра «Дроби». С развивающей игрой «Дроби » дети знакомились на занятиях. Эта игра предполагает развитие умения видеть целые части и соотносить их по цвету.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В основном все дети
Следующую развивающую игру мы предложили «Точечки». Играя в развивающую игру «точечки» у детей четко формируется цвет, счет до 10, ориентация в пространстве.
Сначала предлагали детям справиться с более легкими заданиями: разложить по цвету; разложить по порядку. С этими заданиями все дети справились без трудностей. А вот с заданием № 7: «какие квадраты сложить по 2 вместе, чтобы получилось в каждой паре квадратов по 10 точек» (0+10; 1+9; 2+8 и т.д.)? сколько всех квадратов в игре? ; сколько точек в одном ряду? ; сколько точек в 3-х рядах квадратов? » дети уже затруднялись отвечать, требовалась помощь со стороны взрослых.
Постепенно
дети одолели все трудности и
выполнили все задания с
ребенка |
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 задание – разложить квадраты по цвету;
2 задание – разложить квадраты чуть-чуть по порядку;
3 задание – разложить красные квадраты по порядку;
4
задание – разложить все
5
задание – предварительно
6
задание – сколько точек на
первых зеленых квадратах (
7 задание – какие квадраты сложить по 2 вместе, чтобы получилось в каждой паре квадратов по 10 точек;
8
задание – сколько всего
9 задание – сколько точек в одном ряду квадратов (желтом, красном, зеленом);
10 задание – сколько точек к 3-х рядах квадратов;
11 задание – что одинакового в квадратах одного ряда;
12
задание – разложить все
13 задание – найти 2 одинаковых квадрата (разные, отличные друг от друга).
С целью развития зрительной памяти была предложена дидактическая игра «сложи квадрат». Цель игры: сложить из разных кусочков квадрат. Уметь подобрать цветовую гамму.
Фамилия, имя
ребенка |
2 детали | Цвет | 3 детали | Цвет | 4 детали | Цвет | 5 деталей | Цвет | 6 деталей | Цвет | 7 деталей | Цвет |
1. Борткевич И. | + | + | — | + | + | + | — | + | — | + | — | — |
2. Кужелев Е. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3. Съедин Д. | + | + | + | + | + | + | — | — | — | — | — | + |
4. Кончев И. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5. Чурилов А. | + | + | + | + | + | + | — | — | — | — | — | + |
6. Зайцев В. | + | + | + | + | + | + | + | — | — | + | — | + |
7. Суханов А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | — | + |
8. Волобуев Д. | + | + | + | + | + | — | + | + | — | + | — | + |
Как видно из таблицы, многие
дети с легким заданием
Борткевич Ира: было тяжело складывать квадрат из 3-х частей, но хорошо ориентировалась в цветовой гамме.
Кужелев Евгений: собирал без особого труда все квадраты и хорошо различает цвета и оттенки.
Съедин Дима: наблюдаются трудности с 5-ю деталями, а из семи не смог сложить. Все цвета знает, но путается в оттенках цветов.
Кончев Илья: подбирал нужный цвет, безошибочно складывал квадрат.
Чурилов Артем: трудности наблюдались в оттенках и с большими деталями квадрата.
Зайцев Витя: требовалась помощь со стороны взрослого в собирании квадрата из 6-7 деталей.
Суханов Артем: оттенки и цвета хорошо знает, отличает и подбирает. Все квадраты сложил, небольшую трудность составил сбор квадрата из семи деталей.
Волобуев Дима: плохо знает оттенки цвета. Затруднения были в собирании квадрата из шести-семи деталей.
Все игры Никитиных мы проводили, как на тематических занятиях, так и в повседневной деятельности. Сумели заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание к новым развивающим играм. Тем самым мы предполагали, что у детей будут повышаться творчески действия, мыслительные операции. Данные игры учат преодолевать трудности, развивают стремление к самостоятельности.
Развивающие игры – дело новое, оно нуждается в дальнейшем совершенствовании. У детей формируются математические способности, а именно: умение ориентироваться в пространстве, развивается логическая память, формируются мыслительные операции (абстрагирование, сравнивание), расширяются знания о цвете и цветовой гамме, также тактильные ощущения.
После первоначального обследования и проведения дидактических игр проведена повторная диагностика дошкольников.
Брались те же диагностики: «10 картинок», «самое не похожее», и «расставь точечки».
В
этой методике у детей повысился
объем внимания:
Фамилия, имя
ребенка |
Карточки | Общая оценка | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. Зайцев Витя | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 | 6 |
2. Кужелев Евгений | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 |
3. Суханов Артем | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 4 |
4. Съедин Дима | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 4 | 9 |
5. Борткевич Ира | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 9 |
6. Волобуев Дима | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 4 |
7. Чурилов Артем | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 5 |
8. Кончев Илья | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |