Опытно-практическая работа по использованию игр Никитиных в работе с дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования использовали следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы;
2. Диагностические методики: «Расставь точечки», «10 картинок» и «Самое неподходящее»;
3. Наблюдение;
4. Беседы;
5. Лабораторный эксперимент.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы развития умственных способностей в процессе
использования дидактических игр 6
1. 1 Сущность и структура умственных способностей 6
1. 2 Особенности paзвития умcтвeнныx cпocoбнocтeй у дeтeй дoшкoльнoгo вoзpacтa 17
1. 3 Роль игры и упражнения в системе развития индивидуальных способностей у старших дошкольников 22
2. Опытно-практическая работа по использованию игр Никитиных в работе с дошкольниками 27
2. 1 Диагностика умственных способностей старших дошкольников 27
2. 2 Технология использования игр Никитиных для развития умственных способностей 33
2. 3 Контрольное обследование умственных способностей дошкольников 41
Заключение 45
Список литературы 46

Работа содержит 1 файл

Развитие умственых способностей детей.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

      3. Задачи расположены примерно  в порядке возрастания сложности,  то есть в них использован  принцип народных игр: от простого  к сложному.

      4. Задачи имеют очень широкий  диапазон трудностей: от доступных  иногда 2-3 летнему малышу, до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут вызывать интерес в течении многих лет (до взрослости).

      5. Постепенное возрастание трудности  задач в играх позволяет ребёнку  идти вперёд и совершенствоваться  самостоятельно, то есть развивать  свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется, и где формируются только исполнительные черты в ребёнке.

      6. Поэтому нельзя объяснять ребёнку  способ и порядок решения задач.  Нельзя подсказывать ни словом, ни жестом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится всё брать сам из реальной деятельности.

      7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок  решил задачу. Он, возможно, ещё не  дорос, не созрел, и надо подождать,  неделю, месяц или даже больше.

      8. Решение задачи представляет перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора и так далее. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.

      9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предложенными заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые развивающие игры, то есть творческой деятельностью более высокого порядка.

      10. Развивающие игры позволяют каждому  подняться до потолка своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

      В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность  – удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к  сложному к очень важным принципам  творческой деятельности самостоятельно по особенностям, когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • во-первых – развивающие игры могут дать «пищу» для развития творчества с раннего детства;
  • во-вторых – их задания ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • в-третьих – каждый раз, самостоятельно поднимаясь до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;
  • в-четвёртых – развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как любые игры, они не потерпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  • в-пятых – играя в эти игры с детьми, взрослые приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

      Именно  благодаря этому развивающие  игры создают своеобразный микроклимат  для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки, и многое другое. В совокупности эти качества видимо составляют то, что называется сообразительностью, творческим  складом мышления.

      При написании выпускной квалификационной работы было изучено много литературы по данной теме. Анализируя разные источники можно сказать, что умственные способности на протяжении дошкольного возраста носят произвольный характер. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольное внимание. Этому способствует возрастные регуляции речи. Ведущим видом деятельности является игра.

      Развивающие игры способствуют дальнейшему развитию ребёнка. Опыты Никитиных доказали, что дети росли самостоятельными, любознательными и сообразительными.

 

      2. Опытно-практическая  работа по использованию  игр Никитиным в работе с дошкольниками

      2. 1 Диагностика умственных  способностей старших  дошкольников

 

        Изучив теоретические и методические  аспекты данной литературы этой  проблемы,  мы перешли к практической  части;  определили цель и задачи:

      1. Выявить условия эффективности развития умственных способностей старших дошкольников. 

      2. Провести диагностику уровня  развития умственных способностей  детей. 

      3. Провести опытную работу по  формированию умственных способностей в процессе развивающего обучения на основе игр Никитиных.

            Для того чтобы выяснить уровень развития умственных способностей детей седьмого года жизни мы использовали разные методы и приемы в ДОУ № 65.

            Практическую работу проводили в три этапа:

      1 – изучение процесса сформированности  умственных способностей у детей седьмого года жизни;

      2 – проведение развивающих игр   Никитиных с дошкольниками; 

      3 – контрольно обследовать умственные  способности дошкольников.

            Опытно-практическая часть проводилась в подготовительной группе № 7 ДОУ № 65 г. Белгорода. Для изучения процесса сформированности умственных способностей было отобрано 8 человек:

  1. Зайцев Витя
  2. Борткевич Ира
  3. Волобуев Дима
  4. Кончев Илья
  5. Кужелев  Евгений
  6. Суханов Артем
  7. Съедин Дима
  8. Чуринов Артём.

      На  контактирующем этапе эксперимента необходимо было выявить уровень умственного развития детей.  Для того,  чтобы получить такую информацию проводились наблюдения за детьми.

      Диагностики включали в себя 4 методики:

  1. «расставь точки»
  2. «10 картинок»
  3. « самое непохожее ».

      Все методики подбирались исключительно  тщательно, на изучение памяти,  мышления,  воображения и внимания.  Методика «расставь точки» предполагает развитие внимания и памяти.  Для этого было сделано 8 карточек с точками.  Ребенок должен был внимательно рассмотреть предложенную карточку и расставить точки точно также на своей карточке.

      По  инструкции дети должны были внимательно  рассмотреть 2-5 сек. на карточку, где  расположены в клетках точки. Так же разложить фишками на своей  карточке. Потом ребенок сверяет. Тем самым мы определяем объем  внимания дошкольника.  Точное воспроизведение оценивалось в 0 баллов,  за каждую допущенную ошибку насчитывается 1 балл.  Ошибками является:

  • неправильно поставлена фишка;
  • не все поставлены фишки;
  • дополнительно поставлены фишки.
 

      Протокол  № 1. 

      Дата  проведения 5. 04. 2004 г.

      Место проведения:  ДОУ № 65. 

      Возраст детей:  подготовительная группа.

      Цель:  выявить объем внимания у детей.  
 

    Фамилия, имя  ребенка
    Методика «Расставь  точки»

    действия  ребенка

    1. Зайцев Витя
    Со 2-й карточки уже наблюдались трудности.  Неправильно располагал фишки.
    2. Кужелев Евгений
    Выполнил 3 задания,  а остальные с ошибками,  путал  места,  добавил фишки.
    3. Суханов Артем
    Трудности составило  расположение фишек.  Теряется в  пространстве.
    4. Съедин Дима
    Из 8 карточек выполнил 2 без ошибок (самые легкие), а остальные с ошибками.
    5. Борткевич  Ира
    Зрительная  память, запоминала сколько было, а  расставляла не точно. Были сложности.  
    6. Волобуев Дима
    Ориентируется быстро.  Запоминает места фишек.  И выполнил точно.
    7. Чурилов Артём
    Было 6 ошибок в последних 3 карточках.  Перепутал места и на 1 на фишку положил больше.
    9. Кончев Илья
    С особым затруднением выполнил задания.  Только 3 раз в  последней карточке перепутал места.

            Считается высоким  уровнем,  если 1-2 ошибки; средний  уровень – если допущены 3-6 ошибок; низкий уровень – более 7 баллов.

            Результаты обследования представлены в таблице.

    Фамилия,  имя ребенка
              К а р т о ч к и                                                          Общая                      

        1             2           3            4          5           6            7     оценка

    Зайцев В.
    0
    1
    1
    1
    2
    2
    4
    11
    Кужелев Е.
    0
    0
    0
    1
    1
    1
    3
    5
    Суханов А.
    0
    1
    2
    2
    2
    1
    3
    11
    Съедин Д.
    0
    0
    1
    2
    3
    3
    4
    13
    Борткевич И.
    0
    1
    2
    2
    3
    3
    4
    15
    Волобуев Д.
    0
    0
    0
    1
    1
    1
    2
    5
    Чурилов А.
    0
    0
    0
    0
    2
    2
    2
    6
    Кончев И.
    0
    0
    0
    0
    0
    1
    3
    4

            Изучив полученные результаты,  можно сказать,  что  большинство имеет низкий уровень развития.  

      Для дальнейшей диагностики использовалась методика «10 картинок».

      Протокол  № 2.

      Дата:  7. 04. 2004 г.

      Место:  ДОУ № 65.

      Возраст детей:  подготовительная группа.

               Цель:  расширить пассивную непроизвольную  память.

 
                                        Методика «10 картинок»
    платья
    шарик
    чайник
    рыба
    матрешка
    конфета
    кубик
    рука
    машинка
    пол
    Общий резуль-тат 
    I
    II
    I
    II
    I
    II
    I
    II
    I
    II
    I
    II
    I
    II
    I
    II
    I
    II
    I
    II
 
 
    Зайцев В.
    1
    2
    -
    -
    2
    1
    -
    -
    3
    -
    -
    5
    4
    3
    -
    -
    -
    -
    5
    4
    5/5
    Кужелев Е.
    1
    1
    4
    2
    -
    -
    2
    -
    3
    -
    -
    -
    -
    4
    -
    -
    -
    5
    -
    -
    4/9
    Суханов А.
    2
    2
    -
    -
    -
    -
    1
    1
    -
    -
    3
    2
    -
    -
    -
    -
    -
     
 
    -
    -
    3/4
    Съедин Д.
    3
    3
    -
    2
    2
    -
    1
    1
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    4
    4
    -
    -
    -
    -
    4/4
    Борткевич И. 
    1
    3
    2
    5
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    3
    1
    -
    -
    4
    2
    -
    -
    -
    -
    4/4
    Волобуев Д. 
    2
    2
    1
    3
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    3
    4
    -
    -
    4
    5
    -
    -
    -
    -
    4/5
    Чурилов А.
    1
    -
    5
    2
    -
    -
    3
    5
    -
    -
    4
    3
    -
    -
    2
    1
    -
    -
    6
    4
    6/5
    Кончев И.
    2
    1
    1
    2
    -
    -
    3
    3
    -
    -
    5
    4
    -
    -
    4
    5
    -
    -
    6
    6
    6/6

Информация о работе Опытно-практическая работа по использованию игр Никитиных в работе с дошкольниками