Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 17:57, контрольная работа
Понятие об одаренных детях, их виды, классификация. Особенности одаренных детей, типы детской одаренности. формы и методы обучения одаренных детей в массовой школе. Технологии одаренности
1. Одаренность и виды детской одаренности.
2. Формы проявления и особенности развития одаренных детей.
3. Основные направления разработки содержания образования одаренных школьников и организационно-педагогические основы их обучения в системе общего образования.
4. Методы и технологии обучения одаренных детей в массовой школе.
Выводы
Другие примеры дивергентных задач: нарисуй как можно больше сюжетов на одну тему (например, тема «Подводный мир»); придумай и назови как можно больше способов традиционного и необычного использования дерева.
Самый простой, по мнению специалистов, прием творческого воображения – агглютинация. Задание: мысленно соединяя части различных животных, попробуем составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.
Хорошее задание для развития восприятия речи - «устный лабиринт». Кроме того, это задание тренирует способность действовать в уме, преобразовывая словесные инструкции в графические образы. Педагог-психолог диктует ребенку несложные схематические изображения, заранее договорившись с ним об условиях. Например: «Одна клетка вправо, одна - вверх, одна - влево, одна - вниз». Если, выполняя инструкцию, вести ручкой по бумаге в клетку, получится квадрат. Упражнение существенно усложнится, если во время чтения инструкции ребенок не будет рисовать, а построит диктуемое вами изображение в уме и только после того, как вы закончили читать, нарисует его целиком.
Для проверки и тренировки зрительной памяти могут использоваться задания, подобные «Посмотрите на рисунок 30 секунд и нарисуйте, что на нем изображено».
Примерами заданий на развитие внимания могут служить задачи на определение несоответствий в рисунках, нахождение различий в двух похожих рисунках и др.
Важная задача - уметь давать определения понятиям. Это требует четкости и стройности мышления, умения выделять и фиксировать существенные признаки предметов и явлений. Полезность таких заданий особенно ощущается тогда, когда приходится осваивать большое количество разных определений. Но научиться этому сразу, особенно маленькому ребенку, очень трудно. Поэтому в качестве первичного упражнения по развитию этих умений можно использовать обычные загадки. Основное упражнение включает в себя задачу - дать определение хорошо знакомому предмету, например карандашу, пальто, автомобилю и др. Для этого надо выделить наиболее важные признаки предмета и выбрать самые главные, наиболее существенные. Эта работа может иметь и прикладной характер, например, составить кроссворд. Если для разгадывания кроссвордов необходима лишь эрудиция, то их составление требует еще и умения давать определения понятиям.
Сложным является то, что в процессе реализации любой программы по обучению одаренных детей нужно корректировать календарный план занятий. Структурирование материала по принципу логарифмической спирали требует, чтобы педагог многократно возвращался с детьми к проработке ранее рассматриваемых проблем, но делал это каждый раз уже на новом, более сложном, уровне
В последнее время наметилась тенденция, реабилитировавшая «метод создания учащимися собственных исследовательских проектов».
Практика проведения учебных исследований со школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер: ее можно проводить индивидуально и с небольшой группой детей. В ходе экспериментальной работы А.И. Савенков использовал эту технологию и в процессе основных учебных занятий.
Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; книга; научный отчет о проведении: эксперименте и др. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможности,
О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителя, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
В данном пункте показаны лишь некоторые методики и технологии обучения одаренных детей. Таким образом, зная психологические особенности одаренных детей, используя в работе с ними специальные инновационные технологии, развивающие когнитивность, дивергентное мышление можно развить потенциальные возможности одаренного ребенка, выявленного в результате научно-педагогического исследования.
Выводы
Одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта, встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия.
Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, быстро и легко выполняя все задания, скоро становится в тягость и учителю, и своим сверстникам. Часто таких учеников перестают спрашивать, а если, видя, что его активность не нужна учителю, он переключается на посторонние предметы, то вызывает недовольство педагога. Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.
Таким образом, поначалу активный
школьник, любящий учиться, становится
лишним в школе, а она становится
ему не нужна. Он перестает посещать
уроки, и к подростковому возрасту
оказывается в конфликте с
учителями. Причина конфликта в
том, что способные ученики
Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными. Часто к одаренным детям в школе предъявляют гораздо больше требований, чем к другим ученикам. Возникают трудности со сверстниками, которые к концу начальной школы начинают отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, и он, боясь отверженности от коллектива, стремится быть как все, избегает показывать себя знающим больше других или более старательным.
Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, — упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.
Один из лучших выходов
для обучения детей с высокими
способностями —
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Одаренные дети в системе общего образования