Одаренные дети в системе общего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Понятие об одаренных детях, их виды, классификация. Особенности одаренных детей, типы детской одаренности. формы и методы обучения одаренных детей в массовой школе. Технологии одаренности

Содержание

1. Одаренность и виды детской одаренности.

2. Формы проявления и особенности развития одаренных детей.

3. Основные направления разработки содержания образования одаренных школьников и организационно-педагогические основы их обучения в системе общего образования.

4. Методы и технологии обучения одаренных детей в массовой школе.

Выводы

Работа содержит 1 файл

Одарен.дети в системе общего образования.docx

— 49.40 Кб (Скачать)

Другие примеры  дивергентных задач: нарисуй как  можно больше сюжетов на одну тему (например, тема «Подводный мир»); придумай и назови как можно больше способов традиционного и необычного использования дерева.

Самый простой, по мнению специалистов, прием творческого воображения – агглютинация. Задание: мысленно соединяя части различных животных, попробуем составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.

Хорошее задание  для развития восприятия речи - «устный  лабиринт». Кроме того, это задание тренирует способность действовать в уме, преобразовывая словесные инструкции в графические образы. Педагог-психолог диктует ребенку несложные схематические изображения, заранее договорившись с ним об условиях. Например: «Одна клетка вправо, одна - вверх, одна - влево, одна - вниз». Если, выполняя инструкцию, вести ручкой по бумаге в клетку, получится квадрат. Упражнение существенно усложнится, если во время чтения инструкции ребенок не будет рисовать, а построит диктуемое вами изображение в уме и только после того, как вы закончили читать, нарисует его целиком.

Для проверки и  тренировки зрительной памяти могут  использоваться задания, подобные «Посмотрите  на рисунок 30 секунд и нарисуйте, что  на нем изображено».

Примерами заданий  на развитие внимания могут служить  задачи на определение несоответствий в рисунках, нахождение различий в двух похожих рисунках и др.

Важная задача - уметь давать определения понятиям. Это требует четкости и стройности мышления, умения выделять и фиксировать существенные признаки предметов и явлений. Полезность таких заданий особенно ощущается тогда, когда приходится осваивать большое количество разных определений. Но научиться этому сразу, особенно маленькому ребенку, очень трудно. Поэтому в качестве первичного упражнения по развитию этих умений можно использовать обычные загадки. Основное упражнение включает в себя задачу - дать определение хорошо знакомому предмету, например карандашу, пальто, автомобилю и др. Для этого надо выделить наиболее важные признаки предмета и выбрать самые главные, наиболее существенные. Эта работа может иметь и прикладной характер, например, составить кроссворд. Если для разгадывания кроссвордов необходима лишь эрудиция, то их составление требует еще и умения давать определения понятиям.

Сложным является то, что в процессе реализации любой программы по обучению одаренных детей нужно корректировать календарный план занятий. Структурирование материала по принципу логарифмической спирали требует, чтобы педагог многократно возвращался с детьми к проработке ранее рассматриваемых проблем, но делал это каждый раз уже на новом, более сложном, уровне

В последнее время  наметилась тенденция, реабилитировавшая «метод создания учащимися собственных исследовательских проектов».

Практика   проведения   учебных   исследований   со школьниками  может рассматриваться  как  особое  направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер: ее можно проводить индивидуально и с небольшой группой детей. В ходе экспериментальной работы А.И. Савенков использовал эту технологию и в процессе основных учебных занятий.

Итогом исследовательской  работы может быть макет, выполненный из разных материалов, с описанием действия  представляемого им объекта; книга; научный отчет о проведении: эксперименте и др. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможности,

О выполненной  работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителя, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. 

В данном пункте показаны лишь некоторые методики и технологии обучения одаренных детей. Таким образом, зная психологические особенности одаренных детей, используя в работе с ними специальные инновационные технологии, развивающие когнитивность, дивергентное мышление можно развить потенциальные возможности одаренного ребенка, выявленного в результате научно-педагогического исследования.

Выводы 

 

 

 Одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта, встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. 

Конечно, очень многое зависит  от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности  ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, быстро и  легко выполняя все задания, скоро  становится в тягость и учителю, и своим сверстникам. Часто таких  учеников перестают спрашивать, а  если, видя, что его активность не нужна учителю, он переключается  на посторонние предметы, то вызывает недовольство педагога. Некоторые психологи  считают, что творчески одаренные  дети в обычной школе подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. 

Таким образом, поначалу активный школьник, любящий учиться, становится лишним в школе, а она становится ему не нужна. Он перестает посещать уроки, и к подростковому возрасту оказывается в конфликте с  учителями. Причина конфликта в  том, что способные ученики нуждаются  в нагрузке, которая была бы под  стать их умственным силам, а программа  средней школы ничего не может  им предложить. 

Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается  к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными. Часто к одаренным  детям в школе предъявляют  гораздо больше требований, чем к  другим ученикам. Возникают трудности  со сверстниками, которые к концу  начальной школы начинают отторгать  от себя такого ученика, дают ему обидные  прозвища, и он, боясь отверженности  от коллектива, стремится быть как  все, избегает показывать себя знающим  больше других или более старательным.  

Одна из главных черт одаренных  детей, которая сильно мешает его  дисциплинированной учебе в школе, — упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями. 

Один из лучших выходов  для обучения детей с высокими способностями — специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку  находится в среде похожих  детей и учится по программам, соответствующим  его уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность  раньше окончить школу и поступить  в институт. Это дает им преимущество — они раньше могут сделать  карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще. 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия /Сост. Дубровина И.В. и др. М.: Издательский центр Академия, 1999. – 460 с.
  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.- 80 с.
  3. Зазимко О.В. Основні теоретичні підходи до визначення обдарованності // Обдарована дитина. – 1998. - №8. – С.5-12.
  4. Красноголов В.О. Методи навчання обдарованих дітей // Одаренные дети. – 1999. – № 5. - С. 18 – 25.
  5. Кулагина И.Ю. Личность школьника: от ЗПР до одаренности. М.: ТЦ Сфера, 1999. – 316 с.
  6. Кульчицька О.І. Специфіка дитячої обдарованності  // Обдарована дитина. – 2001. - №1. – С.3-10.
  7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 320 с.
  8. Липова Л., Морозова Л., Ренський С. Концепція обдарованності та її види // Рідна школа. – 2003. - №4. – С.10-12.
  9. Обдарована особистість – пошук, розвиток, допомога: Матеріали доповідей та повідомлень на Міжнародній науковопрактичній конференції 27 29 квітня 1998 р. – К.: Гнозис, 1998. – 584 с.
  10. Одаренные дети: Перевод с англ. / Общая редакция Г.Бурменской и В.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
  11. Рензулли Дж., Рис С. Модель обогащающего школьного обучения Основные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Богоявленской. – М.: 1997. – 406 с.
  12. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 236 с.
  13. Теплов Б.М. Способность и одаренность //Избранные труды. – М.: Просвещение, 1976. – Т.1. – 678 с.
  14. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М.: Знание, 1990. – 80 с.

Информация о работе Одаренные дети в системе общего образования