Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа
Времена меняются. То, что недавно можно было только вообразить или прочесть в фантастической книге сейчас уже реально. И не так легко чем-нибудь удивить искушенную публику. В век новейших технологий все больше появляется потребность к людям нестандартно мыслящим, имеющих новые взгляды на мир и полных свежих идей. Одаренные люди - большая ценность для общества. Благодаря их открытиям в различных отраслях науки, прогресс не стоит на месте, а наоборот шагает стремительно в будущее, что способствует дальнейшему развитию и прогрессу человечества в целом.
Введение………………………………………………………………………
3
1.Сущность феномена одаренных детей и предпосылки его изучения.......
6
2.Процедура исследования одаренности школьников. Принципы и методы………………………………………………………………….……...
11
Заключение….……………………………………………………..…….…….
21
Список использованной литературы………..……………………………….
22
Приложение ………………………………………..........................................
23
- комплексный
характер оценивания разных
- длительность
идентификации (развернутое во
времени наблюдение за
- анализ
его поведения в тех сферах
деятельности, которые в максимальной
мере соответствуют его
- подключение
к оценке одаренного ребенка
экспертов, специалистов
- оценка
признаков одаренности ребенка
не только по отношению к
актуальному уровню его
- преимущественная
опора на такие методы
Следует
подчеркнуть, что имеющиеся методы
идентификации одаренности
Таким образом, выявление одаренных детей происходит путем:
1. Экспертного оценивания ребенка, которое включает в себя оценки педагогических работников (воспитатели, учителя, психологи), родителей, взаимооценку сверстниками, а также самооценку.
2. Анализа достижений ребенка, его школьной успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.
3. Психологического тестирования, проводимого с помощью психологических тестов.
Для экспертного оценивания одаренности в дошкольном возрасте нами предлагаются методики, представленные в таблице (приложение 1). А.И. Доровский предлагает матрицу для выявления признаков одаренности у детей. В матрице он выделил признаки одаренности ребенка в соответствии с возрастными периодами. Одним из доминирующих качеств одаренности, по его мнению, является любопытство, которое характерно для любого возраста.
Прогрессивные матрицы Равена
Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. Прогрессивные матрицы Равена разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом. Прогрессивные матрицы Равена широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности.
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач. Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл. Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ: 1—7,2—6,3—6,4—1,5—2,6—5,7—6, 8-1,9-3,10-5.)
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий. |
Заключение
Подводя итоги нашей исследовательской работы, и проанализировав эволюцию понятия «одаренность», можно заключить, что нельзя сформулировать единое определение к этому феномену. Ведь одаренность человека – это многоликий феномен, можно лишь принимать мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них.
В нашей курсовой мы изучили тестирование как метод выявления одаренных детей, но следует напомнить, что психодиагностика требует грамотности и высоко квалифицированности со стороны исследователя. Ведь при работе с детьми нужно быть очень внимательными и учитывать множество факторов, из-за которых возможно произойдут ошибки. При ошибке во время психодиагностики выделяют 2 типа ошибок. Первая заключается в том, что ребенка не являющимся одаренным причисляют в ряды «одаренных», а вторая - главная цель психодиагностики не достигнута, т.к. настоящий одаренный ребенок не был выявлен. В обоих случаях можно наблюдать потерю шанса распознать одаренность. Итак, можно заключить вывод - самая важная цель психодиагностики – «Не навреди!»
Наилучший вариант выявления одаренных детей происходит путем:
Экспертного оценивания ребенка, анализа достижений ребенка, его школьной успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах и психологического тестирования, проводимого с помощью психологических тестов.
Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: в 2-х т. Т. II./Б.Г. Ананьев, - М., 1980.- 288 с.
Приложение 1
Этапы диагностики одаренных детей
Метод диагностики |
Источник информации |
Вид информации |
1. Номинация (называние) |
Учителя, воспитатели, психологи и др. |
Имена кандидатов в одарённые |
2. Выявление проявлений |
Учителя, воспитатели, психологи и др. |
Данные наблюдений, рейтинговые шкалы, оценка признаков по специальным спискам, ответы на анкеты и т.п. |
3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, начиная с раннего детства, его интересов, увлечений |
Родители и другие члены семьи (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) |
Сведения о составе семьи, её образовательном уровне, ценностях, а также о необычных способностях, интересах, занятиях ребёнка, о его раннем развитии (с помощью опросников, бланков-перечней, интервью) |
4. Оценка учащегося его |
Одноклассники, друзья, члены кружка (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) |
Сведения о способностях, не проявляющихся
в успеваемости и достижениях, о
внешкольных интересах и |
5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. (с помощью опросников, перечней, самоотчётов, интервью, собеседования) |
Сами учащиеся (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) |
Сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации личности, проблемах общения и обучения |
6. Оценка работ (экзаменационных в том числе), достижений, школьной успеваемости |
Учителя, эксперты, специалисты в соответствующих областях, психологи |
Оценка продуктов деятельности учащихся (количественная и/или качественная) |
7. Психологическое тестирование (применение психометрических тестов) |
Квалифицированные психодиагносты (в том числе обученные диагностике школьные психологи) |
Тестовые показатели интеллектуального,
творческого и личностного |
Приложение 2
Прогрессивные матрицы Равенна.