Одаренность как педагогический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Времена меняются. То, что недавно можно было только вообразить или прочесть в фантастической книге сейчас уже реально. И не так легко чем-нибудь удивить искушенную публику. В век новейших технологий все больше появляется потребность к людям нестандартно мыслящим, имеющих новые взгляды на мир и полных свежих идей. Одаренные люди - большая ценность для общества. Благодаря их открытиям в различных отраслях науки, прогресс не стоит на месте, а наоборот шагает стремительно в будущее, что способствует дальнейшему развитию и прогрессу человечества в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1.Сущность феномена одаренных детей и предпосылки его изучения.......
6
2.Процедура исследования одаренности школьников. Принципы и методы………………………………………………………………….……...
11
Заключение….……………………………………………………..…….…….
21
Список использованной литературы………..……………………………….
22
Приложение ………………………………………..........................................
23

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА!.docx

— 487.80 Кб (Скачать)

- комплексный  характер оценивания разных сторон  поведения и деятельности ребенка,  что позволит использовать различные  источники информации и охватить  как можно более широкий спектр  его способностей;

- длительность  идентификации (развернутое во  времени наблюдение за поведением  данного ребенка в разных ситуациях);

- анализ  его поведения в тех сферах  деятельности, которые в максимальной  мере соответствуют его склонностям  и интересам (включение ребенка  в специально организованные  предметно-игровые занятия, вовлечение  его в различные формы соответствующей  предметной деятельности и т.д.);

- подключение  к оценке одаренного ребенка  экспертов, специалистов высшей  квалификации в соответствующей  предметной области деятельности (математиков, филологов, т.д.). При  этом следует иметь в виду  возможный консерватизм мнения  эксперта, особенно при оценке  продуктов подросткового и юношеского  творчества;

- оценка  признаков одаренности ребенка  не только по отношению к  актуальному уровню его психического  развития, но и с учетом зоны  ближайшего развития (в частности,  на основе организации определенной  образовательной среды с выстраиванием  для данного ребенка индивидуальной  траектории обучения);

- преимущественная  опора на такие методы диагностики,  как: наблюдение, беседа, экспертные  оценки учителей и родителей,  естественный эксперимент.

Следует подчеркнуть, что имеющиеся методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обученности исследователя. Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации в различных областях.

Таким образом, выявление одаренных детей происходит путем:

1. Экспертного оценивания ребенка, которое включает в себя оценки педагогических работников (воспитатели, учителя, психологи), родителей, взаимооценку сверстниками, а также самооценку.

2. Анализа достижений ребенка, его школьной успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.

3. Психологического тестирования, проводимого с помощью психологических тестов.

Для экспертного  оценивания одаренности в дошкольном возрасте нами предлагаются методики, представленные в таблице (приложение 1). А.И. Доровский предлагает матрицу для выявления признаков одаренности у детей. В матрице он выделил признаки одаренности ребенка в соответствии с возрастными периодами. Одним из доминирующих качеств одаренности, по его мнению, является любопытство, которое характерно для любого возраста.

 

 

Прогрессивные матрицы Равена

Батарея тестов на наглядное  мышление по аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. Прогрессивные матрицы Равена разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом. Прогрессивные матрицы Равена широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности.

Эта методика предназначается  для оценивания наглядно-образного  мышления у младшего школьника. Здесь  под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано  с оперированием  различными образами и наглядными представлениями  при решении задач. Конкретные задания, используемые для  проверки уровня развития наглядно-образного  мышления, в данной методике взяты из известного теста  Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На  выполнение всех десяти заданий ребенку  отводится 10 минут. По истечении этого  времени эксперимент  прекращается и определяется количество правильно  решенных матриц, а  также общая сумма  баллов, набранных  ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается  в 1 балл. Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает  на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ:     1—7,2—6,3—6,4—1,5—2,6—5,7—6, 8-1,9-3,10-5.)               

Выводы  об уровне развития

10 баллов - очень  высокий

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла  - низкий.

0-1 балл - очень низкий.


 

                

Заключение

Подводя итоги нашей исследовательской  работы, и проанализировав эволюцию понятия «одаренность», можно заключить, что  нельзя сформулировать единое определение к этому феномену. Ведь одаренность человека – это многоликий феномен, можно лишь принимать мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них.

 В  нашей курсовой мы изучили тестирование как метод выявления одаренных детей,  но следует напомнить, что психодиагностика требует грамотности и высоко квалифицированности со стороны исследователя. Ведь при работе с детьми нужно быть очень внимательными и учитывать множество факторов, из-за которых возможно произойдут ошибки. При ошибке во время психодиагностики выделяют 2 типа ошибок. Первая заключается в том, что ребенка не являющимся одаренным причисляют в ряды «одаренных»,  а вторая -  главная цель психодиагностики не достигнута, т.к. настоящий одаренный ребенок не был выявлен. В обоих случаях можно наблюдать потерю шанса распознать одаренность. Итак, можно заключить вывод -  самая важная цель психодиагностики – «Не навреди!»

Наилучший вариант выявления одаренных детей происходит путем:

Экспертного оценивания ребенка, анализа достижений ребенка, его школьной успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах и психологического тестирования, проводимого с помощью психологических тестов.

 

Список использованной литературы

 Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: в 2-х т. Т. II./Б.Г. Ананьев, - М., 1980.- 288 с.

  1. Большой психологический словарь/Сост. И общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.- 347-348 с.
  2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст]//Р.Бернс - М.:              Прогресс, 1986. - 420с.
  3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/Л.С. Выготский, - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2.: И-О. – Оформл. «Динамит». – СПб.: ТОО «Динамит», 1996. –784 с.
  5. Доровской, А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям [Текст] /А.И. Доровской, – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 312 с.
  6. Канаев, И.И, «Фрэнсис Гальтон» [Текст]/ И.И Канаев, - Ленинград, Издательство "Наука", Ленинградское отделение, 1972. - 136 с.
  7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова /C.И. Ожегов,   – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ-Технологии», 2003. – 944 с.
  8. Психолого-педагогический словарь/Сост. Е.С. Рапацевич, Е.С.-Минск: «Соврем.слово», 2006. - 532-535 с.
  9. Рогов, Е.И. Общая психология /Сост. Е.И. Рогов, М., 1998.  - 130 с.
  10. Штерн, В.Л. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста [Текст] /В.Л. Штерн, – СПб.: СОЮЗ, 1997.  – 128 с.

Приложение  1

Этапы диагностики одаренных детей

 

Метод диагностики

Источник 

информации

Вид информации

1. Номинация (называние)

Учителя, воспитатели, психологи и  др.

Имена кандидатов в одарённые

2. Выявление проявлений одарённости  в поведении и разных видах  деятельности учащегося, особенностей  познавательного стиля, интересов,  мотивации

Учителя, воспитатели, психологи и  др.

Данные наблюдений, рейтинговые шкалы, оценка признаков по специальным  спискам, ответы на анкеты и т.п.

3. Изучение условий и истории  развития учащегося в семье,  начиная с раннего детства,  его интересов, увлечений

Родители и другие члены семьи (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель)

Сведения о составе семьи, её образовательном  уровне, ценностях, а также о необычных  способностях, интересах, занятиях ребёнка, о его раннем развитии (с помощью опросников, бланков-перечней, интервью)

4. Оценка учащегося его сверстниками 

Одноклассники, друзья, члены кружка (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель)

Сведения о способностях, не проявляющихся  в успеваемости и достижениях, о  внешкольных интересах и творческих возможностях

5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. (с помощью опросников, перечней, самоотчётов, интервью, собеседования)

Сами учащиеся (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель)

Сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации личности, проблемах общения  и обучения

6. Оценка работ (экзаменационных  в том числе), достижений, школьной  успеваемости

Учителя, эксперты, специалисты в  соответствующих областях, психологи

Оценка продуктов деятельности учащихся (количественная и/или качественная)

7. Психологическое тестирование (применение  психометрических тестов)

Квалифицированные психодиагносты (в том числе обученные диагностике школьные психологи)

Тестовые показатели интеллектуального, творческого и личностного развития учащегося


 

 

Приложение 2

Прогрессивные матрицы Равенна.

 

            

 


Информация о работе Одаренность как педагогический феномен