Одаренность как педагогический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Времена меняются. То, что недавно можно было только вообразить или прочесть в фантастической книге сейчас уже реально. И не так легко чем-нибудь удивить искушенную публику. В век новейших технологий все больше появляется потребность к людям нестандартно мыслящим, имеющих новые взгляды на мир и полных свежих идей. Одаренные люди - большая ценность для общества. Благодаря их открытиям в различных отраслях науки, прогресс не стоит на месте, а наоборот шагает стремительно в будущее, что способствует дальнейшему развитию и прогрессу человечества в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1.Сущность феномена одаренных детей и предпосылки его изучения.......
6
2.Процедура исследования одаренности школьников. Принципы и методы………………………………………………………………….……...
11
Заключение….……………………………………………………..…….…….
21
Список использованной литературы………..……………………………….
22
Приложение ………………………………………..........................................
23

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА!.docx

— 487.80 Кб (Скачать)

                               

Министерство образования и  науки 

Росиийской федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Иркутский  государственный лингвистический  университет»

 

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

Одаренность как  педагогический феномен

(эволюция  понятия и диагностика)

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы  ТМПА1-09-06

факультета  европейских языков

специальности Теория и методика преподавания иностранных  языков

и культур

Наглаева Туяна Николаевна

Научный руководитель:

Смирякова А.Б., ст.преподаватель                                                 

 

 

                                                     

 

                                              

 

Иркутск 2012

                                               

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………

3

1.Сущность феномена одаренных детей и предпосылки его изучения.......

 6

2.Процедура исследования одаренности школьников. Принципы и методы………………………………………………………………….……...

11

Заключение….……………………………………………………..…….…….      

21

Список  использованной литературы………..……………………………….

22

Приложение ………………………………………..........................................

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Времена меняются. То, что недавно можно было только вообразить или прочесть в фантастической книге сейчас уже реально. И не так легко чем-нибудь удивить искушенную публику. В век новейших технологий все больше появляется потребность к людям нестандартно мыслящим, имеющих новые взгляды на мир и полных свежих идей. Одаренные люди - большая ценность для общества. Благодаря их открытиям в различных отраслях науки, прогресс не стоит на месте, а наоборот шагает стремительно в будущее, что способствует дальнейшему развитию и прогрессу человечества в целом.

Актуальность  темы нашего исследования как проблемы выявления и развития одаренных и детей, IQ которых выше среднего сегодня нельзя переоценить. И ключом для решения этой проблемы является национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», одной из главных задач которой является расширенный поиск и поддержка талантливых людей, и раскрыть их  личностный потенциал.

Всем известно, что ребенок не рождается уже с определенными талантами и навыками, а лишь задатками, которые могут в дальнейшем развиться при определенных условиях. Для решения этих проблем важно правильно скоординировать работы педагогов психологов и, конечно, родителей. Также немаловажную роль играет помощь со стороны государства.

Одаренность как проблема или как  феномен привлек внимание очень  многих ученых и педагогов. Свои мысли  о сущности одаренности они изложили в научных статьях и публикациях. Среди них нельзя не отметить работы известного психолога, доктора психологических наук, Н. Лейтеса. Его исследования о психике одаренных детей занимают исключительно важное место в русской психологии. Также нужно отметить труды таких психологов как Е.С.Белова, А.И. Доровской, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, которые выдвинули психологические принципы развития одаренных детей. Западные психологи также активно занимались изучением психологических моделей, среди них  Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, А. Таннебаум, П. Торренс и другие. Нельзя не отметить таких выдающихся мэтров советской психологии, как А.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн,  Б.М.Теплов, и ряд других. Важную роль в изучении данного вопроса занимает Ю.З. Гильбух, который разработал дифференцированную систему обучения, дающую больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка.

В развитых странах уже давно начали уделять внимание одаренным детям, так как именно от них зависит будущее развитие  процветание страны. Совет Европы еще в 1994 г. принял Постановление № 1248 по работе с одаренными детьми, в котором в частности говорится, что ни одна страна в мире не должна попусту растрачивать человеческий талант и потенциал, а обязана сделать все от них зависящее, чтобы вовремя выявить и развить интеллектуальный потенциал. Одаренные дети вправе получить всевозможные условия для лучшей реализации своих способностей для блага народа, государства и человечества в целом.

С научной точки зрения под детской  одарённостью принято понимать определённый интеллектуально-творческий потенциал  ребёнка, который при благоприятных  условиях раскрывается, развивается  и в дальнейшем переходит в  способности, дарование, талант. Поддержка  таланта и создание условий –  важная составляющая целенаправленной работы по развитию одарённости. Сегодня  это осознаётся не только на уровне разделов в педагогике и психологии, но и на государственном уровне. Феномен целенаправленного развития или образования ребёнка приобретает  новое качественное своеобразие: образование  начинает взаимодействовать с ребёнком, а ребёнок – с образованием. И приоритетные направления развития современного образования нацеливают педагогов создавать условия для реализации интеллектуально-творческого потенциала детей, способности и достижения которых превосходят остальных.

  Объект исследования - процесс развития одаренности у детей школьников

Предмет  исследования - разработка диагностических методик для работы с одаренными детьми

Цель исследования - обобщить результаты исследований  одаренности как педагогического феномена.

Задачи:

    1. Проанализировать эволюцию понятия «одаренность».
    2. Рассмотреть тест как метод выявления одаренности.
    3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия для развития одаренных детей.

Методами  исследования являются проверка результатов  и теоретических выводов на основе анализа литературы, изучения и обобщения  педагогического опыта; методы наблюдения, анкетирования, тестирования, обобщения  независимых характеристик.

Исследование состоит из введения, 2-х параграфов, заключения,  списка литературы и приложений, иллюстрировано  таблицами,  рисунками.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность феномена одаренных детей и предпосылки его      изучения

«Божий  дар», « божья искорка», «Богом меченый» – все эти устойчивые выражения  применимы к характеристике детей, которых принято именовать «одарённая личность».

Одаренный ребенок – это ребенок, имеющий  высокий уровень развития способностей, позволяющих ему достигнуть особых успехов в определенных областях деятельности.  Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну  не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие  средние возможности, способности  большинства.

Для того чтобы выяснить суть понятия "одаренность" нужно, прежде всего, изучить историю его исследования.

Долгое время люди понимали одаренность как дар «свыше», которым наделены единицы. Так, например,  Платон писал о том, что "...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения" [7, c.64]. 
          А в середине XIX века появилось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон [3], вдохновившись работами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно выдвигать идею о том, что гениальный человек - "продукт гениального рода". Тщательно  проанализировав родословные выдающихся людей того времени и прошлого, он обнаружил ряд закономерностей, которые указывают, по его мнению, на то, что одаренность передается путем наследственности, то есть от отца к сыну. Свои размышления он изложил в книге  «Наследственность таланта: ее законы и последствия».

Однако, с развитием генетики ученым удалось доказать, что процесс  передачи наследственных признаков  опосредован множествами факторов.

Иначе говоря, дар, как думали в  то время, не может быть унаследован  напрямую. Между тем, эта теория ставит под сомнение возможность дальнейшего  развития одаренности.

Можно говорить о том, что исследования Ф. Гальтона [3] не были напрасными, так как он внес свою лепту в развитие изучения этого феномена (дара). Иначе говоря, он первым перестал относиться к дару как к явлению божественному, аномальному или необъяснимому. Между тем, Ф. Гальтон отмечал, что "выдающийся гений", столь же большая редкость, как и "полный идиот". Ф. Гальтон, оперируя законом нормального распределения, отмечал, что если уровень умственного развития нормального человека принять условно за 100 единиц, то умственные способности гения будут равны 200, а идиота - 0.

Благодаря его исследованиям идея божественной природы одаренности  канула в лету, а позже разработка проблем одаренности развивается  естественнонаучным путем. Также существует еще одна теория, которая противоречит предыдущей, согласно ей никакого божественного  дара и вовсе никогда не было и  не будет. Название данной теории «tabula rasa» (от лат. чистая доска). В этой теории ребенок представляется как чистый лист бумаги, и никто не может предугадать каким он будет, все зависит от тех, кто на этой «бумаге» напишет.

Вместе с тем практика показывает, что все люди различаются по умственным, творческим и физическим качествам, и уже с детства можно выявить  обладает тот или иной человек  даром или нет. Но круг поиска очень велик – от умственной отсталости до совершенного гения.  
Объяснить эти различия только внешними факторами и методами воспитания невозможно. В особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности.

Одаренных детей также отличает   повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений [2, c.13].

Так как теоретики того  времени отрицали божественное происхождение таланта, то понятие «дар» как таковое также ставилось под сомнение. Поэтому с этих пор возникает вопрос о необходимости  замены этого определения.

Первоначально, понятие «одаренность» относилось только к взрослым людям, которые обладают незаурядными способностями и выдающимися достижениями в определенной сфере. Затем его стали применять к детям имея в виду их интеллектуальное развитие, и успехи в учении.

Одаренным человеком всегда было принято  считать того, кто мыслил совершенно не стандартно, умело и быстро находил  выход в самых различных ситуациях  и  отличался оригинальностью  мышления. Для него характерна тяга ко всему неизведанному,  желание открыть что-либо принципиально новое, изучить то, что осталось неизученным, в общем, то, что для обычного человека недоступно.

В философских трактатах прошлого первоначально чаще использовался  не термин «одаренность», а другой –  «гений» (от латинского – “genius” – дух). В античной культуре «гений» - нечто среднее между бессмертным божеством и смертным человеком.

Одновременно с терминами «гений» и «гениальность» приходит термин «талант» (от греческого  - “talanton”)[6]. Первоначально это денежная единица, единица измерения. В более поздние времена талантом стали называть высокую степень развития способностей, а гениальностью – высшую степень проявления таланта.

Позднее появляется термин «одаренность». Корень слова – «дар». Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».

Одаренность общая - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов [2].

Одаренность интеллектуальная - такое состояние  индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных), которое  обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно  и объективно новых идей, использования  нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным поискам  решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.[9].

Известный психолог Б.Г.Ананьев пишет: ''Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития'' (1, с. 44-45).

В психолого-педагогическом энциклопедическом словаре сущность одаренности раскрывается следующим образом: «Одаренные дети - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие  выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.) [9].

Информация о работе Одаренность как педагогический феномен