Обучение детей с недостатками зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:49, реферат

Описание работы

Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Обучение детей с недостатками зрения в школе………………………...4
Особенности обучения слепых и слабовидящих общеобразовательным предметам…………………………………………………………………..7
Трудовая подготовка и профориентация в школе
Воспитание учащихся…………………………………………………….10
Средства обучения слепых и слабовидящих……………………………14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

       Обучение общеобразовательным предметам  слепых и слабовидящих учащихся  в основном осуществляется по  программам общеобразовательной  массовой школы с учетом специфики  их развития, В связи с увеличением  по сравнению с обычной школой  срока обучения слепых и слабовидящих в этом звене на один год дается иное распределение программного материала по годам обучения. Обучение общеобразовательным предметам учащихся с нарушением зрения в средней школе также ведется по программам массовой общеобразовательной школы с применением специальных форм и методов работы, дидактических средств наглядности и тифлотехнических устройств.

       Дети с нарушениями зрения  могут обучаться в общеобразовательной  массовой школе, если для них  созданы там специальные образовательные  условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами — тифлопедагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушенным зрением должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.

3. Трудовая подготовка и профориентация в школе

       Трудовое обучение в специальной  школе имеет три ступени, учитывающие  специфические и возрастные особенности  развития детей с нарушениями  зрения:

  1. первоначальное трудовое обучение в I — IV классах;
  2. трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность в V— Х классах;
  3. широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд в XI—ХII классах.

    Первоначальное  трудовое обучение направлено  на привитие любви к труду,  ознакомление с элементами технического, сельскохозяйственного и обслуживающего  труда. Дети получают элементарные  сведения об основных свойствах некоторых материалов, знакомятся с устройством, назначением и применением рабочих и измерительных инструментов, усваивают основные понятия мер длины, веса и объема. Большое внимание уделяется бытовому труду и самообслуживанию.

    Трудовая  подготовка на втором этапе осуществляется на общеобразовательной основе, имеет политехнический характер и предусматривает активное вовлечение школьников в общественно полезный труд. Трудовое обучение на этом этапе расширяет знания и умения учащихся в сфере технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда. В сфере технического труда они изучают элементы электроники, машиноведения, специальной графики, овладевают приемами пользования инструментами и способами обработки различных материалов , выполнения механосборочных и электромонтажных работ. В процессе выполнения сельскохозяйственных работ они получают знания и навыки выращивания ведущих для данной местности овощных, плодово-ягодных и цветочно-декоративных растений. Обслуживающий труд предусматривает занятия по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, уходу за одеждой. На этом этапе трудового обучения решаются не только учебно-воспитательные, но и профориентационные задачи, поскольку этот этап обучения связан с последующей профессиональной подготовкой учащихся.

    На  третьем этапе осуществляется  широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд. Обучение сочетается с производительным трудом в условиях школы и на предприятиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Воспитание учащихся

       Образование детей и подростков  с нарушениями зрения включает  в себя процесс нравственного,  физического, эстетического, трудового  воспитания, социально-психологическое  адаптирование учащихся, формирование  активной жизненной позиции. 

       Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компенсаторного развития у большинства слепых и слабовидящих школьников позволяют овладеть высоким уровнем образования, относительно легко усваивать основные нормы морали и правила поведения. Однако практическое овладение этими нормами для них осложнено, так как им трудно наблюдать за поведением людей в различных жизненных ситуациях и подражать их действиям.

       На формирование личностных качеств  у слепых и слабовидящих значительное  влияние оказывает социально-психологический микроклимат, который часто характеризуется излишне сочувственным отношением, созданием щадящего режима, ограничением их деятельности и активности. Это приучает детей к пассивности, инертности, зависимости, неверию в свои силы, осознанию себя инвалидами. Следствием этого становятся неадекватная требовательность к обществу, школе, семье, иждивенческие настроения. Поэтому весь комплекс воспитательных мероприятий направляется на раскрытие широких возможностей лиц с нарушением зрения, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно более полное участие в социальной и культурной жизни, полноценный труд, независимую жизнь.

       Особую заботу проявляет школа  в решении проблемы эстетического  воспитания. Слепые и слабовидящие  с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности.

       Познавательно-образное мышление, художественно-эстетическое  чувство материализуются в различных видах деятельности. Поэтому игру, учение, труд можно рассматривать как познавательно-оценочную, преобразующую деятельность, в которой отображается взаимодействие с окружающей действительностью. В процессе обучения музыке, графике, скульптуре, художественному моделированию и конструированию, декоративно-прикладному искусству дети знакомятся с содержательными элементами эстетического , у них формируются эстетические потребности, эмоциональная отзывчивость, предрасположенность к восприятию эстетических и художественных ценностей.

Важное внимание уделяется физическому воспитанию, которое имеет чрезвычайно важное значение дл улучшения состояния  здоровья и физического развития слепых и слабовидящих.

       Для них проводятся специальные  коррекционные занятия по физическому воспитанию, лечебной физкультуре, ритмике, включающие развитие силовых, пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений. Тифлопедагоги строят образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить возможно большую двигательную активность учащихся за счет постановки всех видов физкультурно-оздоровительной работы: гимнастики до занятий, физкультурных минуток, подвижных перемен, ежедневных спортивных часов, ежемесячных дней здоровья и спорта и др.

       В программах по физической культуре многие виды упражнений имеют специфическую коррекционную направленность, изменены нормативы и качественные характеристики выполняемых движений с учетом показанных и противопоказанных факторов к физическим нагрузкам, формированию навыков пространственной ориентировки и коррекции движений, обусловленных слабовидением и слепотой.  
 
 
 

5. Средства обучения слепых и слабовидящих

       Для учащихся школ III вида выпускается  весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.

       В школах для слабовидящих  широко используются специальные  учебники с укрупненным шрифтом  и адаптированными цветными иллюстрациями. 

       Для подбора, построения и реконструкции  изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей .

Понятие тифлотехника включает в себя как теоретическое  обоснование технических устройств  и методов помощи людям со зрительной недостаточностью, так и практическое приложение этих устройств и методов применительно к условиям деятельности слепых и слабовидящих с учетом структуры нарушенных зрительных функций. Учебная тифлотехника совершенствует и развивает учебную материально-техническую базу, обогащает содержание и методы обучения, оптимизирует обучение учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, а также в процессе политехнической и производственной подготовки.

       В основе разработки тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания. Функции приемника световых сигналов и их перекодирование выполняет тифлоприбор.

       Коррекция неполноценного зрения  с помощью тифлотехнических средств  ведется путем усиления полезного  оптического сигнала над уровнем  помех, обусловленных неполноценностью  зрительного анализатора. Это  достигается увеличением яркости,  контрастности, угловых размеров изображения наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. В тех случаях, когда при пониженном зрении обычная коррекция аметропии неэффективна, используются специальные оптические, телевизионные, светотехнические средства.

       К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы , очки , монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты . Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии. Лупы помимо этого устанавливаются над шкалами измерительных приборов, на станочном оборудовании. Очки для лиц с ослабленным зрением выпускаются унифокальные или бифокальные. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить шестидесятикратное увеличение. В зависимости от характера использования различают телевизионные устройства индивидуального или коллективного пользования. При обучении слабовидящих используются специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществлять фронтальные методы обучения.

       Для лиц, страдающих дефектом  поля зрения , предназначены специальные  оптические системы, изменяющие  в необходимых пределах поле  зрения.

     В случаях, когда зрение ухудшается в  условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.

       Для незрячих разработаны различные  по сложности технические устройства  и приспособления: простые приспособления  для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования.

       Выпускаются «говорящие» книги,  представляющие собой тиражированные  на грампластинках, магнитных носителях  записи книг, а также специальные  устройства для их прослушивания. 

       В целях улучшения физической  подготовки слепых и слабовидящих  и развития их двигательной активности используются специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.

       Специальные технические средства  и приспособления, используемые  для трудового и профессионального  обучения и на рабочих местах  производственных предприятий, позволяют осуществлять слепым и слабовидящим сборку электротехнических и радиоэлектронных изделий, производить механическую обработку различных материалов, холодную штамповку и другие операции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Слепые  дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основными средствами познания становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у которых сохранилось остаточное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных. Потеря зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития: возникают затруднения в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния и т.д.), процесс формирования движений задержан, иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере.

Информация о работе Обучение детей с недостатками зрения