Обучение детей с недостатками зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:49, реферат

Описание работы

Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Обучение детей с недостатками зрения в школе………………………...4
Особенности обучения слепых и слабовидящих общеобразовательным предметам…………………………………………………………………..7
Трудовая подготовка и профориентация в школе
Воспитание учащихся…………………………………………………….10
Средства обучения слепых и слабовидящих……………………………14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский гуманитарно-педагогический государственный 

университет» 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Тема: «Обучение  детей с недостатками зрения» 
 
 
 

Студент группы ИЯ-43в                                                     Е.А. Щербакова 

Преподаватель                                                                     Н.С. Спичкина

  
 
 
 

2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Обучение детей с недостатками зрения в школе………………………...4
  2. Особенности обучения слепых и слабовидящих общеобразовательным предметам…………………………………………………………………..7
  3. Трудовая подготовка и профориентация в школе
  4. Воспитание учащихся…………………………………………………….10
  5. Средства обучения слепых и слабовидящих……………………………14

Заключение……………………………………………………………………….17

Список используемой литературы……………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Перед обществом поставлена благородная  задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн детей.

     Все более широкое распространение  получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта.

     "Лучше  один раз увидеть, чем сто  раз услышать" - гласит народная  мудрость. Зрение играет большую  роль в онтогенетическом развитии  человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.

     В настоящее время процесс физического  воспитания с традиционным подходом к обучению не решает проблемы улучшения  показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста с нарушением зрения. В основном исследования проводились на "здоровых" детях. 
 
 
 
 

1. Обучение  детей с недостатками зрения  в школе

     Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной  системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Обосновывая основные положения обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, тифлопедагогика исходит из учения о разностороннем развитии личности, естественнонаучных основ компенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биологических и социальных факторов в развитии детей с отклонениями в развитии. Это единство, как отмечал Л.С. Выготский, представляет собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития детей.

       В связи с этим школы для  слепых и слабовидящих детей  должны выполнять следующие функции:  учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную. Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой.

       Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознания способов самореализации и овладение ими зависят, прежде всего, от социальных условий, в первую очередь от образовательных.

                Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей.

Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей  проявляется в  следующем:

  1. учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
  2. модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;
  3. дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
  4. специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебновосстановительной работы;
  5. усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

    Для  обучения и воспитания детей  с нарушением зрения в стране  имеется развитая сеть специальных  школ. При некоторых массовых  общеобразовательных школах имеются  классы охраны зрения.

    Школы  для слепых и слабовидящих  детей состоят из трех ступеней: 1 ступень — начальная школа, 11 ступень — основная школа или неполная средняя школа, III ступень — средняя школа. Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

     Школа I ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться. В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, слуха, осязания, по логопедии, ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве. Учащиеся начальной школы приобретают умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений, овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, основам и личной гигиены, элементарными приемами и способами самообслуживания, мобильности и ориентировки. Обучение ведется по специальным планам, программам, учебникам.

     Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Неполная средняя школа развивает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности с учетом профессионального обучения и трудоустройства.

   Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе его дифференциации. Средняя школа создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, социально-психологической адаптации, активного включения их в жизнь современного общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план школы включены факультативные занятия по выбору самого учащегося.  
 
 
 
 

2. Особенности обучения слепых и слабовидящих общеобразовательным предметам

       Программы специальных классов  общеобразовательных школ для  слепых и слабовидящих детей  по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром,  природоведению соответствуют аналогичным  программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. При этом программы специального образования построены с учетом особенностей развития незрячих и слабовидящих детей. В них учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов. Поскольку восприятие учебного материала слепыми и слабовидящими по скорости, полноте и точности уступает восприятию его нормально видящими людьми, а представления этих детей об окружающем их реальном мире бедны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.

       Программами предусмотрено использование  средств коррекции и компенсации  значительно нарушенного и компенсации  отсутствующего зрения с помощью  оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий, плоскопечатных, Особенностью программы по русскому языку в начальных классах специальных школ для слепых и слабовидящих детей является то, что они предусматривают увеличение продолжительности подготовительного периода. Это связано с особенностями познавательной деятельности этих детей и недостаточной подготовкой их к школе по сравнению со зрячими сверстниками. В школе слабовидящих курс русского языка начинается с работы по формированию представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовке глаза и руки к письму. Эта работа продолжается и на последующих этапах обучения русскому языку.

       Своеобразие программы по языку  в школах для слепых состоит в том, что в ней уделяется большое внимание обучению чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильно-двигательных ощущений. Программа предусматривает формирование предметных представлений, уточняющих содержание слов, умение работать с рельефными грамматическими схемами, сюжетными рисунками и другими специальными дидактическими материалами.

       Программа по математике, так  же как и программа по русскому  языку, предусматривает увеличение  подготовительного периода. В  содержание обучения по математике включен материал, направленный на обогащение опыта и овладение ориентировочными навыками в микро- и макропространстве. Большое внимание уделяется формированию конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действий.

       В программах школ для слабовидящих  «Ознакомление с окружающим миром  и природоведение» увеличено  количество предметных уроков, экскурсий  и практических занятий, что  позволяет обогатить зрительный опыт детей и сформировать у них представления об окружающей действительности. В тему «Организм человека и охрана его здоровья» введен материал об органе зрения и его охране, что способствует овладению навыками гигиены и охраны зрения. Введено изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения . Предусмотрены специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при движении, переходе улицы, обнаружении препятствий.

При изучении природоведения в школе слепых особое внимание уделяется умениям выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения. Увеличивается время на проведение опытов, наблюдений, предметных уроков и экскурсий для восполнения отсутствующей или недостающей зрительной информации.

       Особенности программ по изобразительному  искусству для слепых и слабовидящих  состоят прежде всего в подборе  видов объектов и средств изобразительной  деятельности. Особое внимание обращено на обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности. Это способствует развитию восприятия и наглядно-образного мышления, художественно-эстетическому воспитанию слепых и слабовидящих учащихся.

Информация о работе Обучение детей с недостатками зрения