Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:49, реферат
Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн детей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Обучение детей с недостатками зрения в школе………………………...4
Особенности обучения слепых и слабовидящих общеобразовательным предметам…………………………………………………………………..7
Трудовая подготовка и профориентация в школе
Воспитание учащихся…………………………………………………….10
Средства обучения слепых и слабовидящих……………………………14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………...20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Амурский гуманитарно-педагогический государственный
университет»
Реферат
Тема: «Обучение
детей с недостатками зрения»
Студент группы
ИЯ-43в
Преподаватель
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение
Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн детей.
Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта.
"Лучше
один раз увидеть, чем сто
раз услышать" - гласит народная
мудрость. Зрение играет большую
роль в онтогенетическом
В
настоящее время процесс
1. Обучение детей с недостатками зрения в школе
Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Обосновывая основные положения обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, тифлопедагогика исходит из учения о разностороннем развитии личности, естественнонаучных основ компенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биологических и социальных факторов в развитии детей с отклонениями в развитии. Это единство, как отмечал Л.С. Выготский, представляет собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития детей.
В связи с этим школы для
слепых и слабовидящих детей
должны выполнять следующие
Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознания способов самореализации и овладение ими зависят, прежде всего, от социальных условий, в первую очередь от образовательных.
Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей.
Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:
Для
обучения и воспитания детей
с нарушением зрения в стране
имеется развитая сеть
Школы для слепых и слабовидящих детей состоят из трех ступеней: 1 ступень — начальная школа, 11 ступень — основная школа или неполная средняя школа, III ступень — средняя школа. Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.
Школа I ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться. В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, слуха, осязания, по логопедии, ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве. Учащиеся начальной школы приобретают умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений, овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, основам и личной гигиены, элементарными приемами и способами самообслуживания, мобильности и ориентировки. Обучение ведется по специальным планам, программам, учебникам.
Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Неполная средняя школа развивает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности с учетом профессионального обучения и трудоустройства.
Школа
III ступени обеспечивает завершение
общеобразовательной подготовки и курса
профессионального обучения на основе
его дифференциации. Средняя школа создает
условия для наиболее полного учета интересов
учащихся, социально-психологической
адаптации, активного включения их в жизнь
современного общества и общественно
полезный труд. С этой целью в учебный
план школы включены факультативные занятия
по выбору самого учащегося.
2. Особенности обучения слепых и слабовидящих общеобразовательным предметам
Программы специальных классов
общеобразовательных школ для
слепых и слабовидящих детей
по русскому языку, математике,
ознакомлению с окружающим
Программами предусмотрено
Своеобразие программы по
Программа по математике, так
же как и программа по
В программах школ для
При изучении природоведения в школе слепых особое внимание уделяется умениям выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения. Увеличивается время на проведение опытов, наблюдений, предметных уроков и экскурсий для восполнения отсутствующей или недостающей зрительной информации.
Особенности программ по