Обучение детей пересказыванию литературных произведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 00:20, контрольная работа

Описание работы

Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет (Это – яблоко), но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего.

Содержание

I. Введение.

Язык – «важнейшее средство человеческого общения».


II. Основная часть.

Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей
Пересказ от лица героя, как прием активизации умственной деятельности дошкольников.
Принципы отбора литературных текстов для пересказа.
Требования к пересказыванию детей в разных возрастных группах.
Требования к пересказу сказки.
Методика обучения детей пересказыванию.



III. Заключение.

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 51.84 Кб (Скачать)

       По мере того как ребёнок  растёт, общение усложняется по  своему содержанию, что в свою  очередь влечёт усложнение речевых  форм, в которых оно протекает.  В группах детского сада систематически  проводят занятия по рассказыванию,  содержание которых неразрывно  связано со всеми аспектами  жизни детей.

     Установлено, что в дошкольном  возрасте дети легче всего  осваивают правильное построение  отдельных предложений и значительно  труднее овладевают различными  формами связи и согласования  фраз и частей рассказа. Зачастую  ребёнок 4- 5 лет, не закончив  одной части высказывания, переходит  к другой, с совершенно новым  содержанием, то есть смысловые  связи между фразами в его  речи или выражены слабо, или  совсем отсутствуют.                Пересказ учит детей излагать  постепенно, поочерёдно художественное произведение,  отвечать на вопросы, выделять основную мысль. 

Пересказ  от лица героя, как  прием активизации  умственной деятельности дошкольников.

     Анализ методической литературы  по развитию речи детей дошкольного  возраста свидетельствует о преимущественно  однозначном использовании пересказа,  только как средства обучения  детей связной и последовательной  речи. Основным требованием к  пересказу является по возможности  точное воспроизведение содержания  как совершенного образца для  подражания.

     Между тем в работе с дошкольниками  может быть использован и второй  тип пересказа – пересказ свободный,  недословный, основной задачей  которого является не точное  воспроизведение слов текста, а  только его основных мыслей.

     Пересказ от лица героя – один из видов творческого пересказа, который может применяться в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой. При выборе данного вида пересказа руководствуются одной из важнейших особенностей восприятия литературы детьми, которая заключается в том, что восприятие осуществляется как «геройное», т.е как пишет психолог М.Марков, «оно возможно лишь при наличии конкретного, воображаемого при чтении или видимого или слышимого объекта, на который может быть совершено перенесение».

    Это свойство детского восприятия, проявляющееся в мысленном содействии, и переживании читателя с героем, в «перенесении» на себя его  свойств и качеств, дает возможность  предположить, что пересказ от  лица героя – деятельность, доступная  ребенку-дошкольнику, так как  в некотором отношении соответствует  законам детского восприятия  литературы. Пересказ от лица  героя активно ставит ребенка  на позиции героя, помогает  ему войти внутрь изображаемых  обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи  между персонажами, глубже проникнуть  в смысл поступков и тем  самым в смысл произведения.

      Пересказ от лица героя обладает  целым рядом скрытых внутренних  возможностей развития творческой  мыслительной активности детей,  ибо в таком пересказе необходима  интерпретация всех событий с  определенной точки зрения –  с точки зрения данного героя.  Так, например, известную русскую народную сказку «Лиса и волк» дети могут передать от лица лисы, от лица волка, от лица старика, и каждый раз содержание сказки будет перестраиваться в зависимости от позиции данного героя в произведении, от его точки зрения на события, происходившие там, от степени участия героя в этих событиях.

     Первое условие – подготовка  детей к пересказу. Успешный  пересказ с позиции героя возможен  лишь в случаях, когда ребенку  все ясно в этой позиции,  когда он проникается состоянием  героя, сочувствует и сопереживает  с ним. Дети должны увидеть  индивидуальность каждого из  героев, понять мотивы, движущие их поступками, выявить взаимоотношения между отдельными героями. Именно поэтому, в первую очередь, и должна быть посвящена подготовительная работа к пересказу от лица героя.

     Большую роль в формировании  навыка пересказа от лица героя  играет его коллективное обсуждение  с детьми. При обсуждении воспитатель  фиксирует внимание всех детей  на умении ребенка-рассказчика  излагать события от первого  лица, не сбиваясь на обычный  рассказ, на способность воспроизвести  индивидуальную точку зрения  героя, отбирая необходимые с  этой точки зрения события  и факты произведения. Участие  детей в совместном обсуждении  пересказов помогает им увидеть  позицию героя, глубже осознать  его поступки, переживания, взаимосвязи  с другими персонажами.

      Пересказ от лица героя –  задание интересное и доступное  детям дошкольного возраста. В  этих пересказах мы, как правило,  сталкиваемся не с формальной  постановкой первого лица взамен  третьего, а свободной интерпретацией  событий произведения с точки  зрения конкретного героя. Одной  из характерных особенностей  пересказов детей от лица героя  является ярко выраженная в  них личная сопричастность к  событиям, откровенное переживание  ребенка за героя.

     Главное назначение пересказа  от лица героя – помочь детям  действенным путем освоить смысловое  содержание произведения и на  основе идентификации с героем  глубже проникнуть в открытые  мотивы его поведения, приобщиться  к его мыслям и чувствам.

     Пересказ данного типа ставит  перед ребенком интересные и  сложные умственные задачи, ибо  в таком пересказе требуется  интерпретация всех событий, под  определенным углом зрения. Давая  возможность развитию творческого  воображения, пересказ от лица  героя одновременно организует  мысль детей, учит внимательно  вслушиваться в читаемое, устанавливать наиболее существенные связи в произведении.

     Пересказывание произведения с точки зрения героя усиливает эмоциональное отношение детей к описываемым событиям и героям, заставляет ребенка активно сочувствовать и сопереживать им. Данное задание содействует также развитию речевых возможностей детей, так как ставит, ребенка перед необходимостью сознательной реконструкции контекста, побуждает к активному освоению авторских средств изображения.

   

3.Принципы отбора литературных текстов для пересказа. 

     Чтобы обучение пересказыванию  было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях  должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Подбирать сюжеты следует с чёткой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

     Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие требования к ним:

    • высокую художественную ценность,
    • идейную направленность,
    • динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения,
    • чёткость и последовательность развёртывания действия,
    • занимательность содержания.
    • Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем.

     Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки, Е.Пермяка,  Н.Кошниной.

      Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется,  возрастает и качество текстов.

      Произведения нужно подбирать  сюжетные с чёткой позицией, с

 последовательными  действиями.

     Язык произведений должен быть  образцовым, с доступным детям  словарём, короткими, чёткими фразами  без сложных грамматических форм.

     Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей. 

 

4. Требования к пересказыванию детей в разных возрастных    

группах. 

     Пересказы детей своеобразны по объему и содержанию. Учитывая особенности памяти, внимания, мышления ребенка, мы предлагаем для пересказов особый литературный материал: очень небольшие, понятные, сюжетные тексты с выразительным и простым языком.

     Требования к качеству пересказа должны быть самые серьезные, чтобы пересказ оставался именно пересказом, а не вольной интерпретацией ребенка. 
     Умение пересказывать, т. е. связно, толково и полно излагать произведение устно, мы должны формировать с самого начала, чтобы потом закреплять, шлифовать это умение, но не ломать его, добавляя новые трудные требования. Исходя из сущности пересказа, можно наметить основные требования к пересказу ребенка, которые надо предъявлять с самого начала:

1) осмысленность,  т. е. полное понимание текста;

2) полнота  передачи произведения, т. е. отсутствие  существенных, нарушающих логику  изложения, пропусков;

3) последовательность;

4) удачная  замена отдельных слов синонимами, использование словаря и оборотов  авторского текста;

5) правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

6) культура изложения в широком смысле слова: правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения. 

     Все эти требования взаимосвязаны, и, если опустить хоть одно из них, пересказа вообще не получится.

     Возьмем, например, рассказ Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», содержащий три логических звена. Пропустить какое-нибудь — значит, затруднить понимание события; переставить фразы в другой последовательности — вовсе разрушить рассказ.

     Если ребенок не может никак начать или делает длительную паузу в середине пересказа, его перестают слушать, т. е. пересказ лишается своей сущности, своей социальной направленности, и, чтобы сохранить ритмичность (тоже одно из требований), воспитатель помогает ребенку вопросом, подсказом.

      Если ребенок рассказывает, отвернувшись, или одному воспитателю, или так тихо, что его не слышно — ясно, что он еще не умеет пересказывать, передавать рассказ другим; тогда воспитатель формирует эту сторону детского пересказа: дает указание ребенку, повторяет громко сказанное им, на других занятиях подбирает упражнения на дикцию, на изменение силы голоса и др.

      Если в рассказе заменить все слова своими, то и рассказ нельзя будет узнать; кроме того, нельзя забывать, что автор специально продумывает язык для наиболее точной характеристики действующих лиц. И наша задача — учить детей ценить, сохранять эти точные слова.

      Так, в рассказе Л. Н. Толстого действуют именно дед и внук, а не просто старик и мальчик; дед не только дает внуку чай, но и поучает его. Другое дело, что слова могут приобрести иную форму, например ласкательную — дедушка, внучек, а некоторые могут быть заменены синонимами, например согласие деда: «Вот тебе, внук, чай»; ребенок верно по смыслу передает так: «На тебе чай». Обучение пересказыванию и предусматривает, в частности, удачное, свободное владение словом, так как пересказ не есть передача текста наизусть.

      Работу над выразительностью речи так же нельзя оторвать от первоначального обучения последовательности и связности пересказа, как и при разучивании стихотворений нельзя сказать, что сначала будем работать над запоминанием текста, а уже потом над выразительностью... Содержание и форма произведения неразделимы. Поэтому опять-таки с самого начала необходимо учить детей выразительному пересказыванию, используя пример товарища, специальные упражнения и другие приемы. 

     Все перечисленные нами требования к пересказу можно и нужно предъявлять сразу, так как мы предлагаем для пересказа специально подобранные, доступные детям произведения. В чем же проявляется усложнение качества пересказов детей?

     Прежде всего, качество пересказов повышается в связи с усложнением самих текстов, которые становятся длиннее, требуют большей выразительности и большего понимания. Последовательно повышаются требования конкретно к каждому ребенку: воспитатель добивается связности, ритмичности рассказа, конечно, помня, что правильность и последовательность пересказа должны быть обязательно (нарушения последних исправляются немедленно).

Информация о работе Обучение детей пересказыванию литературных произведений