Обучение детей пересказыванию литературных произведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 00:20, контрольная работа

Описание работы

Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет (Это – яблоко), но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего.

Содержание

I. Введение.

Язык – «важнейшее средство человеческого общения».


II. Основная часть.

Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей
Пересказ от лица героя, как прием активизации умственной деятельности дошкольников.
Принципы отбора литературных текстов для пересказа.
Требования к пересказыванию детей в разных возрастных группах.
Требования к пересказу сказки.
Методика обучения детей пересказыванию.



III. Заключение.

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 51.84 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
ГОУ ВПО: КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 

Факультет: Дошкольной и социальной

                     педагогики и психологии.

Кафедра:    Физического и психического

                    здоровья ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Обучение детей  пересказыванию литературных произведений»

Контрольная работа по предмету:

« Теория и методика развития речи детей

 дошкольного  возраста». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель: студентка № 721 гр.

  заочного  отд.

Порочкиной Л.Р.

Преподаватель: Фадеева М.В. 
 
 
 

Петрозаводск 2007г. 
 

ПЛАН 
 

I. Введение.

     Язык – «важнейшее средство  человеческого общения». 

II. Основная часть.

  1. Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей
  2. Пересказ от лица героя, как прием активизации умственной деятельности дошкольников.
  3. Принципы отбора литературных текстов для пересказа.
  4. Требования к пересказыванию детей в разных возрастных группах.
  5. Требования к пересказу сказки.
  6. Методика обучения детей пересказыванию.
 
 

  III. Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Введение.

Язык  – «важнейшее средство человеческого общения». 

     Непременным условием для всестороннего  развития ребенка является общение  его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения» (В.И.Ленин)

     Среди многих важных задач  воспитания и обучения детей  дошкольного возраста в детском  саду обучение родному языку,  развитие речи, речевого общения  – одна из главных. Эта общая  задача состоит из ряда специальных,  частных задач: воспитания звуковой  культуры речи, обогащения, закрепления  и активизации словаря, совершенствования  грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической)  речи, развития связной речи, воспитания  интереса к художественному слову,  подготовки к обучению грамоте.

     В детском  саду дошкольники,  усваивая родной язык, овладевают  важнейшей формой речевого общения  – устной речью. Речевое общение  в его полном виде – понимание  речи и активная речь – развивается  постепенно.

     Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражает эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

     Первые осмысленные слова появляются  в речи ребенка обычно к  концу первого года. Однако, во-первых, их недостаточно – всего около  10, во-вторых, малыш очень редко  употребляет их по своей инициативе. Примерно в середине второго  года жизни в развитии речи  ребенка происходит существенный  сдвиг: он начинает активно  использовать накопленный к этому  времени словарь в целях обращения  к взрослому. Появляются первые  предложения. 

     К полутора годам ребенок использует  в активной речи примерно 100 слов, к двум годам словарь значительно  увеличивается – до 300 слов и  более. Но главное событие в  развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается  не в количественном росте  словаря, а в том, что слова,  которые малыш использует в  своих предложениях (теперь уже  зачастую трех- и четырехсловных), приобретают соответствующую грамматическую  форму.

     К трем годам словарь ребенка  возрастает до 1000 и более слов. В состав входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы), местоимения..

     Владение родным языком – это  не только умение правильно  построить предложение, хотя бы  и сложное. Ребенок должен научиться  рассказывать: не просто назвать  предмет (Это – яблоко), но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. Это и есть связная речь – речь содержательная, логичная, последовательная, достаточно хорошо понятная сама по себе, не требующая дополнительных вопросов и уточнений.

     Формирование связной речи,  изменение её функций является  следствием усыпляющейся деятельности малыша и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления: они неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок отражает посредством языка. 

  

II. Основная часть.

1.Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей. 

      Пересказ - первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей.

     Пересказ – это творческое  воспроизведение литературного  образца. Специфика обучения пересказу  по сравнению с другими видами  занятий по развитию связной  монологической речи, прежде всего  в том, что качество пересказа  оценивается с точки зрения  близости первоисточнику. Мы останавливаем  ребенка и возвращаем его к  образцу, если он добавляет  слишком много своего или упускает  важные детали.

    Пересказ художественного произведения  доступен и близок детям дошкольного  возраста в силу того, что ребенок  получает готовый образец, который  действует на его чувства, заставляет  сопереживать и тем самым вызывает  желание запомнить и пересказать  услышанное.

     Дети приобщаются к подлинно  художественной речи, запоминают  эмоциональные, образные слова  и словосочетания, учатся владеть  живым родным языком. Высокая  художественность произведений, предлагаемых  для пересказа, цельность формы,  композиции и языка учат детей  четко и последовательно строить  рассказ, не увлекаясь деталями  и не упуская главного, т.е.  развивают их речевые умения.

      Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например, в народной сказке будут  фальшиво звучать книжные или  современные слова и статистические обороты. Подготовка пересказа включает идейно-художественный (характер) анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению (идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык).

     Данные многочисленных психологических  исследований свидетельствуют о  том, что пересказ не является  процессом механического воспроизведения  словесного материала, - это творческий  мыслительный акт, связанный с  переработкой литературного текста. Работа мысли при пересказе  заключается в анализе и обобщении  фактов, в формировании наглядных  образов на словесной основе.

      В дошкольном возрасте основным видом мышления является наимедно - образное мышление. Наимедно - действенное мышление  не исчезает, а совершенствуется, поднимается на более высокую ступень. Оперирование образами придаёт мышлению ребёнка конкретно-образный характер - это подтверждает детское рассуждение. В среднем возрасте начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. При решение задач с косвенным результатом начинается складываться более высокая форма наимедно - образного мышления. Создание реальных наимедных моделей по общему закону перехода внешних действий во внутренние становиться источником настроения детских модельных образов - наимедное представление о разных сторонах действительности, в которой косвенным и обобщенным видом обозначены отношения вещей. К концу среднего дошкольного возраста дети уже осознано могут пользоваться наимедными моделями для обозначения качеств характерных не для одного предмета, а для целой группы сходных предметов. С помощью наимедных моделей могут изображать последовательности развития действий в сказках, рассказах, а так же в собственных сочинениях.

     Переход к построению схематизированных  образов дает возможность усваивать  и использовать обогащение знания  в неединственном направлении  в развитии образного мышления. Важное значение имеет то, что представление ребёнка постепенно приобретает гибкость, подвижность и ребёнок овладевает умением оперировать наимедными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.

     Наимедно-схематические формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей и зависимостей, но эти формы остаются образными формами и обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребёнком возникают задачи требующие выделение таких свойств, которые нельзя представить наимедно в виде образов.

  Примерно  в 4-5 лет у детей начинает  появляться словесно – мыслительное  мышление. Этому способствуют полученные  знания, и развитие речи и достаточно развитое образное мышление. Показателями появления логического мышления являются вопросы, а именно познавательные. А также способность детей раскрывать связи, отношения между предметами и явлениями. Логическое мышление развивается на основе высоко развитого намедно - образного мышления.

     В формировании связной речи  отчётливо выступает тесная связь  речевого и умственного развития  детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно  рассказать о чём-нибудь, нужно  ясно представлять себе объект  рассказа, уметь анализировать, отбирать  основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения  между предметами и явлениями.  Но связная речь, а не процесс мышления, не размышления, не думаннье вслух.       

      Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отображать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого языковые средства.

      Особенности развития мышления  во многом определяют особенности  детского словаря. Наимедно-действительное и наимедно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих название предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает освоение детьми элементарных понятий.

     Связная логическая речь-это производная,  преднамеренная речь: говорящий выбирает языковые средства- слова и грамматические конструкции, чтобы точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства – отношения к предметам повествования.

     Обучение рассказыванию способствует  развитию логики мышления и  воспитанию чувств.

      Речь ребёнка развивается в  единстве с формированием его  мышления. В период дошкольного  возраста в мышлении детей  происходят значительные изменения:  расширяется их кругозор, совершенствуются  мыслительные операции, появляются  новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако  мыслительные и языковые навыки дети приобретают в общении с окружающим.

Информация о работе Обучение детей пересказыванию литературных произведений