Общение как фактор педагогического мастерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть сущность педагогического общения, как фактора педагогического мастерства учителя. Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятий «общение» и «педагогическое общение»;
- определить педагогическое мастерство как комплекс свойств личности учителя;
- изучить условия, правила и принципы педагогического общения и определить технологию организации педагогического общения как компонента педагогического мастерства учителя в организации учебно-воспитательного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............5
1 Сущность понятий «общение» и «педагогическое общение»………………...8
2 Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности…………………..21
3 Технология организации педагогического общения на уроках в начальной школе………………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Пед общение как фактор пед мастерства.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Педагогическое мастерство - как комплекс свойств личности учителя

 

В отечественной психологии еще в конце 19 века П.Ф. Каптеревым было отмечено, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности является «личностные качества»  учителя. Отмечается обязательность таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, чуткость, любовь к детям, умение общаться с детьми, слушать и слышать их [12].

К началу 20 века сформировалась хорошо сконструированная система требований к учителю, которая состояла из следующих необходимых каждому учителю личностных качеств:

- высокоразвитое чувство  ответственности;

- благородство;

- интеллектуальное совершенство  и моральная чистота, т.е. соответствие  тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях;

- самообладание и выдержка.

И базирующихся на них  требованиях:

    • общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
    • глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
    • фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
    • владение методикой обучения и воспитания;
    • любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям;
    • творческое отношение к работе;
    • знание детей, умение понять их внутренний мир;
    • педагогический оптимизм;
    • владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом;
    • постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Успех в деле обучения и воспитания школьников требует  наличия у учителя профессионально – значимых качеств, которые составляют комплекс свойств личности педагога. В структуре профессионально значимых качеств личности учителя различают 4 подструктуры:

  1. Убеждения и идеалы, высокий моральный облик, высокий уровень общей культуры.
  2. Положительное отношение к педагогической деятельности, педагогическая направленность личности, педагогические склонности, т.е. устойчивое желание и стремление посвятить себя педагогической работе.
  3. Педагогические способности.
  4. Профессионально – педагогические знания, умения и навыки.

Важнейшей личностной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего не возможна эффективная  педагогическая деятельность. Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы в наибольшей степени соответствовать этим требованиям.

Наряду, с требованиями предъявляемыми обществом в целом, учитель в деятельности ориентируется  на то, что ждет от него его ближайшее  окружение: администрация школы; коллеги; ученики; родители; он сам от своей работы.

Несомненно, личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества [18]. Все эти качества в целом составляют педагогическое мастерство учителя.

Так что же такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение с позиций собственного опыта: для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

В педагогической науке  сложилось несколько подходов к  пониманию составляющих педагогического  мастерства. Одни ученые считают, что  это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов [22]. Мастерство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.

«Мастер» (в переводе с лат. -  начальник, учитель) - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле. Мастерство (высший уровень профессионализма) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное  владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия [10]. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить следующие четыре свойства:

- мастерство организатора  коллективной и индивидуальной  деятельности детей; 

- мастерство убеждения;  мастерство передачи знаний и  формирования опыта деятельности;

- мастерство владения  педагогической техникой. В реальной  педагогической деятельности эти  виды мастерства тесно связаны,  переплетаются и взаимно усиливают  друг друга.

Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как системы с позиций личностно - деятельностного подхода. Н.Н.Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику [23].

Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности - способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, - умения в области педагогической техники.

Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. Компоненты педагогической техники:

1) умение педагога  управлять своим поведением:

- владение мимикой, пантомимой;

- управление эмоциями, настроением;

- социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение;

- техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

2) умение воздействовать на личность и коллектив.

Мастерство в своей  творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:

- личностные качества педагога (высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность);

- профессиональные знания (знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи);

- педагогическое общение  – коммуникативное умение учителя  строить взаимодействие с учениками в учебно-воспитательном процессе, сочетать стили педагогического общения, в зависимости от той или иной учебной задачи  правильно организовывать общение с детьми на уроках, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности.

Несмотря на определенные различия в рассмотренных подходах, в них подчеркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога [24].

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что педагогическое мастерство, как комплекс свойств  личности выражается и может быть представлено как совокупность личных индивидуальных черт и качеств, в комплексе с техникой и стилем его деятельности. Иными словами, педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Технология организации педагогического общения на уроках в начальной школе

 

Педагогическое общение  – неотъемлемый элемент профессиональной деятельности любого педагога, поскольку  именно в общении с учащимися  он решает задачи обучения и воспитания. Хотя в ходе профессионального образования основы педагогического общения преподаются весьма поверхностно и фрагментарно, многие педагоги-практики, тем не менее, становятся блестящими мастерами общения. Однако, их мастерство по большей части интуитивное, основанное на житейском здравом смысле и личном опыте.

Говоря о чрезвычайной важности мастерства педагогического  общения в процессе обучения и  воспитания, следует подчеркнуть, что для организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, именно в работе с младшими школьниками педагогическое общение важно вдвойне. Учитель, работающий с учениками младшего школьного возраста не просто учит их первоначальным основам грамоты, не только закладывает фундамент знаний, умений и навыков, организуя учебно-воспитательный процесс в начальной школе он, прежде всего, раз и навсегда определяет отношение детей к процессу обучения и развития [22]. От мастерства педагогического общения, от умения педагога так наладить контакт с младшими школьниками, зависит, сможет ли он в процессе обучения так построить взаимоотношения с ученическим коллективом, чтобы педагогическое общение учителя с младшими школьниками проходило во взаимополезном сотрудничестве,  носило сотворческий, партнерский характер. Только в этом случае можно рассчитывать, что младшие школьники с интересом отнесутся к обучению, научатся уверенно выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения [22].

Так как от мастерства педагогического общения на уроках в начальной школе напрямую зависит успешность воспитательного и образовательного процессов, то для учителя начальной школы организация самого педагогического общения на уроках должна носить столь же важный характер, как и собственно организация самого учебного процесса. Для успешной организации педагогического общения учителю необходимо выстроить для себя технологию организации педагогического общения, которая позволит не хаотично, а планомерно и максимально плодотворно организовать педагогическое общения на уроках. Говоря о технологии организации педагогического общения, не следует иметь ввиду строгий план действий. Это, скорее всего руководство, которое включает в себя определенные рекомендации, основанные на конкретных условиях и правилах, выполнение которых позволит правильно и плодотворно организовать педагогическое общение на уроках [24].

 Технология педагогического  общения несомненно играет большую роль: владение данной технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учеником и учителем. Учителю начальной школы важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приёмов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и т.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностями педагогической ситуации [14]. Любой педагог должен формировать у себя навыки моментального включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой педагогической ситуации.

В. А. Кан-Калик, автор  книги для учителя по технологии организации педагогического общения, отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения [3].

Почти все, кто трудится сегодня в педагогике, отмечают, что с детьми стало работать сложнее. С этим утверждением нельзя не согласиться. Но почему? Дети стали плохими? Наверняка – нет. Просто они стали другими, как другим стало время, в котором мы живем. Наше сложное время в значительной мере изменило и усложнило роль педагога. Он теперь является не только источником информации, но человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс. Сегодня принцип ведомости учащихся должен сочетаться с принципом сотрудничества учителя и ученика. А это значит, что меняется и весь социально-психологический аспект их взаимодействия. Для успешной организации педагогического общения в учебно-воспитательном процессе на уроках в начальной школе, учителю необходимо соблюдать следующие правила:

Информация о работе Общение как фактор педагогического мастерства