Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть сущность педагогического общения, как фактора педагогического мастерства учителя. Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятий «общение» и «педагогическое общение»;
- определить педагогическое мастерство как комплекс свойств личности учителя;
- изучить условия, правила и принципы педагогического общения и определить технологию организации педагогического общения как компонента педагогического мастерства учителя в организации учебно-воспитательного процесса.
Введение…………………………………………………………………….............5
1 Сущность понятий «общение» и «педагогическое общение»………………...8
2 Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности…………………..21
3 Технология организации педагогического общения на уроках в начальной школе………………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………………37
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Сущность понятий «общение» и «педагогическое общение»………………...8
2 Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности…………………..21
3 Технология организации педагогического
общения на уроках в начальной школе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………37
Введение
Современная школа призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. Особая роль при этом отводится позиции педагога в общении, которая характеризует признание ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, она является одной из важнейших профессий в современном мире. От усилий педагога зависит будущее человеческой цивилизации [10]. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс.
Если учителя школы способны создать на уроке такую педагогическую ситуацию, которая позволит ученику самовыразиться, рассказать или доказать что-то и учителям, и сверстникам и самому себе, только тогда может быть в должной степени осуществлен индивидуальный подход, позволяющий каждому ребёнку в отдельности проявить свою самостоятельность, любознательность и инициативу. Но для того, чтобы это было осуществимо, педагогу необходимо повышать свой профессионализм, уровень коммуникативной культуры, уметь находить подходы к каждому ученику, и в то же время осуществлять сплочённость всего ученического коллектива [12].
В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но, а то, как стиль педагогического общения влияет на это, учителя не видят и некоторые не хотят видеть. Заняв одну позицию, они стараются ее придерживаться, не смотря на последствия. Но если бы мы могли иметь более четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих в школе [10].
Любой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. С чего начать? Казалось бы, знаний полученных в ВУЗе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта, который, как известно, приходит не сразу, а с годами. Только постоянно стремясь к совершенному умению учить учиться, и получать от этого процесса пользу и удовольствие, учитель может в должной мере овладеть тем бесценным комплексом качеств, так необходимых для успешной и плодотворной работы в школе – педагогическим мастерством. При этом не маловажную составляющую часть профессионализма играет именно мастерство педагогического общения, то свойство личности педагога, которое позволяет ему быть услышанным и понятым учениками. Эти обстоятельства обусловили выбор темы исследования: «Педагогическое общение как фактор педагогического мастерства».
Цель исследования - рассмотреть сущность педагогического общения, как фактора педагогического мастерства учителя.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – педагогическое мастерство.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятий «общение» и «педагогическое общение»;
- определить педагогическое мастерство как комплекс свойств личности учителя;
- изучить условия, правила и принципы педагогического общения и определить технологию организации педагогического общения как компонента педагогического мастерства учителя в организации учебно-воспитательного процесса.
Структура работы: введение, три раздела, заключение, список использованных источников, включающий 20 наименований.
В первом разделе «Сущность понятий «общение» и «педагогическое общение»» изучена и проанализирована сущность понятий «общение» и «педагогическое общение».
Во втором разделе «Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности» раскрыта сущность понятия «педагогическое мастерство», изучен комплекс свойств личности педагога, составляющих педагогическое мастерство.
В третьем разделе «Технология организации педагогического общения на уроках в начальной школе» рассмотрены условия, правила и принципы педагогического общения и изучена технология организации педагогического общения.
В заключении сделаны основные выводы по исследуемой проблеме.
1 Сущность понятий «общение» и «педагогическое общение»
Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.
Содержание общения
– это информация, которая в
межиндивидуальных контактах
- материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов;
- когнитивное общение – обмен знаниями;
- деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности;
- кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями;
- мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении.
Общение - процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Потребность в общении постоянно побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
По целям общение делится на биологическое и социальное:
- Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
- Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Основные виды общения:
- Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
- Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.
- Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
- Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.
Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации – это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).
У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Манипуляция – это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Диалогическое общение – это общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению. Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений:
- психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идёт об общении по принципу "здесь и сейчас" с учётом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнёры испытывают в данный момент;
- безоценочное восприятие личности партнёра, априорное доверие к его намерениям.
- восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
- содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения).
- персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.
Общение связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания. Информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому, а именно обменивается. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне. На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.
Информация о работе Общение как фактор педагогического мастерства