Общение как фактор педагогического мастерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть сущность педагогического общения, как фактора педагогического мастерства учителя. Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятий «общение» и «педагогическое общение»;
- определить педагогическое мастерство как комплекс свойств личности учителя;
- изучить условия, правила и принципы педагогического общения и определить технологию организации педагогического общения как компонента педагогического мастерства учителя в организации учебно-воспитательного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............5
1 Сущность понятий «общение» и «педагогическое общение»………………...8
2 Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности…………………..21
3 Технология организации педагогического общения на уроках в начальной школе………………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Пед общение как фактор пед мастерства.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

 Следует заметить, что общение - один из важнейших  факторов психического и социального  развития ребёнка. Только в  контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности - стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка [5].

Структура общения:

  1. Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.
  2. Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.
  3. Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Функции общения выделяют в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения:

- инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

- интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей;

- функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

- трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Среди других функций  общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам [5]. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

А.А. Леонтьев отмечал, что  общение – есть неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

Один из видов общения  – педагогическое общение определяется в отдельную категорию. Педагогическое общение – система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает [10]. Оптимальное педагогическое общение — такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера») и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Основная цель педагогического  общения состоит как в передаче общественного и профессионального  опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными  смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом [9]. В общении происходит становление (т. е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

Педагогическое общение  должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую  ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев определял педагогическое общение, как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива» [2].

И.А. Зимняя, в свою очередь, обращает внимание на то, что педагогическое общение «как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся». Иными словами, педагогическое общение  - это вид общения, профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Педагогическое общение является специфическим межличностным взаимодействием педагога и воспитанника (учащегося), опосредующим усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. 

Педагогическое общение – это основная форма осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов [13].

 Кроме информационной функции педагогического общения, можно выделить и ряд других, например:

- контактную - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

- побудительную - стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;

- амотивную - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.

Высшая ценность педагогического  общения - индивидуальность педагога и  учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического общения.

Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство  человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного  общения имеют такие этические  ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову. Его  можно представить как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [14].

Проблеме педагогического  общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых  обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.) [13].

Следует отметить, что  важную роль в успешности педагогического общения играют стили общения. Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности ученического коллектива.

Виды стилей педагогического  общения

- Перспективные: общение  на основе совместной творческой  деятельности, общение на основе  дружеского расположения.

- Неперспективные: общение - устрашение, общение заигрывание.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения  является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.) [15]. Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

- автократический (самовластный  стиль руководства), когда учитель  осуществляет единоличное управление  коллективом учеников, не позволяя  им высказывать свои взгляды  и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учеников, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой учеников либо идет на поводу их желаний;

- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.

В чистом виде стили не существуют. Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения [9].

Специфика педагогического  общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие, в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, – на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью – на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения)

В то же время педагогическое общение  определяется и тройной ориентированностью на субъект: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т. е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.

Если рассматривать общение  как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

1) учебно-дисциплинарную;

2) личностно ориентированную.

Учебно-дисциплинарная модель общения складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было «Делай, как я». Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно ориентированная модель общения.

2. Личностно ориентированная модель общения. Цель личностно ориентированной модели общения – обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения. Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процессе общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что без общения вообще невозможно взаимодействие всего живого на земле. Это не просто процесс обмена информацией или передачи опыта, общение – это вид социального контакта, итогом которого является взаимное влияние людей друг на друга. Педагогическое общение как вид общения лежит в основе  процессов обучения и воспитания, такое общение, не просто определяет взаимоотношения педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, оно ориентирует участников взаимодействия на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Понятия «общение» и «педагогическое общение» имеют множество трактовок, потому как эти процессы являются многоплановыми,  с особенной структурой построения, функциями, видами и стилями.

Информация о работе Общение как фактор педагогического мастерства