Общая характеристика процесса воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

Правоохранительный орган – не воспитательное учреждение, но воспитание (понимаемое в широком смысле формирования личности и его совершенствования) в нем идет, хотим мы того или нет. Сотрудники меняются под влиянием выполняемой правоохранительной деятельности, контактов с разными людьми, общей атмосферы. Это особое бытие, особый образ жизни сотрудников, характерный своими непрерывными и своеобразными воспитательными влияниями, приводящими к соответствующим изменениям в них.

Работа содержит 1 файл

педагогикаd.docx

— 59.59 Кб (Скачать)
  • государственно-профессиональное воспитание;
  • патриотическое воспитание;
  • профессионально-нравственное воспитание;
  • профессионально-правовое воспитание.

     Государственно- профессиональный компонент мировоззрения, его цель – помочь сотрудникам в выборе своей жизненной и профессиональной позиции по отношению к российскому обществу и государству, их проблемам и личному участию в их решении.   Задачами   общественно-государственного воспитания сотрудников являются:

  • формирование взглядов и убеждений по вопросам жизни российского общества, задач и путей совершенствования жизни россиян;
  • достижение понимания ими роли и функций государства в жизни общества и его совершенствования, требований к государственной службе;
  • уяснение положений Конституции Российской Федерации о сущности Российского государства и общества, определяющих стратегические задачи их совершенствования; формирование верности Конституции;
  • обеспечение знания сущности, основных положений идеологии гуманизма, демократизма, гражданского общества и другие.

     Патриот (от греч. patria – родина) – гражданин-личность, любящий свою страну, ее народ, историю, культуру, стремящийся во всех своих делах, и прежде всего в труде, профессиональной деятельности, быть верным и достойным их, укрепляя, защищая и развивая их на своем рабочем месте и в окружающей среде, повышая международный авторитет страны и звание ее гражданина13. Формирование таких особенностей личности у сотрудников и есть цель  патриотического воспитания. Имея самостоятельное значение, патриотическое воспитание взаимосвязано с государственно-гражданским, нравственным, правовым и другими видами воспитания. К его  задачам относится формирование у сотрудников:

  • знания героической тысячелетней истории народов России;
  • взаимопонимания и дружбы между народами, культуры межнациональных отношений, устойчивой терпимости и уважения к культуре других народов, гражданам иных религиозных верований, потребности жить в мире, дружбе и согласии;
  • отношения к своей правоохранительной деятельности как патриотически значимой, как служению российскому многонациональному народу;
  • знания традиций российского народа – исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение культурных, трудовых, боевых, моральных и иных ценностей;
  • потребности следовать примерам честного и самоотверженного выполнения своего служебного долга сотрудниками правоохранительных органов в укреплении законности, правопорядка, защите граждан, борьбе с преступностью и терроризмом и другие.

     В патриотическом воспитании нуждается  молодое поколение, все граждане, и оно должно носить не просветительский, а активно-действенный характер, формировать потребность к оценке всех событий в стране и вокруг себя с патриотических позиций.

     Задачи определяют основное содержание патриотического воспитания в правоохранительных органах. По организации, формам и методам оно, как и другие виды, осуществляется по двум, упомянутым при рассмотрении государственно-гражданского воспитания направлениям: во-первых, при проведении повседневной воспитательной работы по ходу службы и общих воспитательных мер, которые, как правило, содержат возможности многовидового воспитательного воздействия, а во-вторых, путем организации и проведения специальных мер целевого патриотического воспитания14.

     Под нравственностью понимается область жизни общества и поведения людей, характеризующаяся степенью практической воплощенности в них идеалов добра, справедливости, порядочности, совести, долга, ответственности. Она – проявление нравственного (морального) сознания народа и граждан, их нравственной воспитанности. Моральные нормы – неписаные нормы, высоко ценимые людьми, а поэтому им следуют не по принуждению, а по потребности. Нравственно воспитан тот, кто всегда и везде следует моральным идеалам и нормам, защищает добро и справедливость, борется со злом и несправедливостью. Он нравственно ведет себя потому, что иначе вести себя не может.

     Нравственное  воспитание представляет собой важное направление в общем и профессиональном воспитании сотрудников правоохранительных органов. Вся правоохранительная деятельность пронизана моралью:

  • мораль и право находятся в неразрывной связи, оказывают влияние друг на друга.  Право всегда имеет моральные начала;
  • решение правоохранительных задач – это прежде всего защита справедливости, утверждение добра, борьба со злом и несправедливостью. Занимаясь профилактикой правонарушений, раскрывая и расследуя их, охраняя общественный порядок и решая другие правоохранительные задачи, персонал правоохранительных органов не только укрепляет законность, но одновременно действует морально, защищает и укрепляет мораль, веру людей в справедливость и защищенность, в неизбежность наказания зла и несправедливости;
  • защищая справедливость и мораль, любой сотрудник обязан сам в своих действиях, поведении и личной жизни быть морально примерным;
  • правоохранительная деятельность связана с высокими морально-психологическими нагрузками, выдерживать которые обязан каждый сотрудник;
  • мораль – не только требование, не только характеристика сознания сотрудника, его психологии, его личных качеств и подготовленности, но и всегда неотрывная сторона, результат профессиональных действий.

     Цель  нравственного воспитания – формирование нравственных основ жизни и профессиональной деятельности сотрудников, поведения, соответствующего духовным нормам общечеловеческой, общественной и профессиональной морали. Она достигается решением задач:

  • вооружения сотрудников знанием и пониманием сущности, содержания норм и значимости морали в жизни людей, в успехах государственного строительства, в профессиональной деятельности;
  • формирования личных привычек нравственного поведения на службе и в быту;
  • укрепления чувств верности профессиональной Присяге, кодексам чести, любви к своей профессии, долга, ответственности, добросовестности при выполнении служебных обязанностей;
  • создания в коллективе здорового морально-психологического климата, укрепления морально безупречных взаимоотношений между начальниками и подчиненными и всеми сотрудниками;
  • воспитания сотрудников в духе здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, повышения уровня своего физического развития и др.

     Профессиональная  этика – система моральных норм и моральных принципов поведения людей в определенной профессии. Это и общие нормы нравственного поведения в их специфическом выполнении, а также особые нормы в определенном виде профессиональной деятельности. В правоохранительной деятельности имеют специальное значение, например, нормы справедливости, беспристрастности, долга, ответственности, нетерпимости к злу и борьбы с ним и др. Один из видов — нормы служебного этикета (порядка поведения) при обращении к гражданам, обращении граждан к сотруднику, приеме населения, общении с гражданами, общении с коллегами, с начальником и др. Другой вид — профессионально-деонтологические нормы, однозначно регламентирующие действия и поступки сотрудников. Те и другие закреплены в служебных документах — уставах, положениях о прохождении службы, наставлениях, директивах, инструкциях и т.п.15

     Правовое воспитание сотрудников правоохранительных органов имеет важнейшее значение в системе их общего и профессионального воспитания.

     Цель  правового воспитания – формирование высокого, профессионального уровня правовой культуры сотрудников, обеспечивающего безупречное личное соблюдение законов при осуществлении правоохранительной деятельности и ее успешность в укреплении законности и правопорядка. Задачами правового воспитания сотрудников выступает формирование профессионального правосознания; обостренного чувства справедливости, нетерпимости к злу, бесчеловечности и преступлениям и др.

     Задачи  правового воспитания не могут быть решены на пути узкого подхода, вне целостно осуществляемой системы воспитания, без успехов в государственно-профессиональном, патриотическом, нравственном и иных видах воспитания, которые выступают основополагающим условием их решения.  
 
 

     Заключение 
 

     Личность  человека формируется  и  развивается  под  влиянием многочисленных факторов,  объективных и субъективных, природных и общественных,  внутренних и внешних,  независимых и зависимых  от воли и сознания людей,  действующих стихийно или согласно определенным целям.

     При этом сам человек не пассивное  существо, он выступает как субъект  своего собственного формирования и развития. Понятие «воспитание» - одно из  ведущих  в  педагогике.  Оно употребляется  в  широком и в узком смысле. 

     Функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

     Воспитательная  работа – это важнейшая составная часть всей управленческой, организаторской деятельности в органах внутренних дел. Ее постоянное, целенаправленное проведение с личным составом с учетом специфики отдельных категорий сотрудников является тем главным внутренним резервом, который способен значительно повысить эффективность всей оперативно-служебной деятельности.

     Работа  с людьми в современных условиях призвана помочь сотруднику правильно  ориентироваться в жизни, добросовестно  выполнять возложенные на него служебные  обязанности, сформировать у него любовь к своему Отечеству, уважительное, доброжелательное отношение к гражданам, высокие  профессионально-нравственные качества, внутреннюю потребность соблюдать закон. 

     Список  используемой литературы: 
 

  1. Бордовская  Н.В. Педагогика. – Спб.: «Издательство  Питер», 2009. – 304 с.
  2. Дмитриев Ю.А. Юридическая педагогика. – М.: Деловой мир, 2008. – 272 с.
  3. Кикоть В.Я. Юридическая педагогика. – М.: Высшая школа, 2009. – 734 с.
  4. Левитан К.М. Юридическая педагогика. – М.: Норма, 2009. – 432 с.
  5. Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел. – М.: Щит-М, 2010. – 240 с.
  6. Марченков В.Н. Педагогика. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 543 с.
  7. Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел / Под ред. В.М. Бурыкина. – М., 2002.
  8. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Высшая школа, 2009. – 544 с.
  9. Сластелин В.А. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 567 с .
  10. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. – М.: Издательство «ЭКМОС», 2010. – 496 с
  11. Этика сотрудников правоохранительных органов / Под ред. Дубова Г.В. – М.: Щит-М, 2008. – 524 с.

Информация о работе Общая характеристика процесса воспитания