Общая характеристика процесса воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

Правоохранительный орган – не воспитательное учреждение, но воспитание (понимаемое в широком смысле формирования личности и его совершенствования) в нем идет, хотим мы того или нет. Сотрудники меняются под влиянием выполняемой правоохранительной деятельности, контактов с разными людьми, общей атмосферы. Это особое бытие, особый образ жизни сотрудников, характерный своими непрерывными и своеобразными воспитательными влияниями, приводящими к соответствующим изменениям в них.

Работа содержит 1 файл

педагогикаd.docx

— 59.59 Кб (Скачать)
 

     Введение 
 

     Личность  человека формируется  и  развивается  под  влиянием многочисленных факторов,  объективных и субъективных, природных и общественных,  внутренних и внешних,  независимых и зависимых  от воли и сознания людей,  действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

     Понятие «воспитание» - одно из  ведущих  в  педагогике.  Оно употребляется  в  широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В  данном  случае воспитание практически отождествляется с социализацией. 

     Воспитание  в узком смысле рассматривается  как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях  педагогического процесса.  Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

     Успешное  выполнение органами внутренних дел  стоящих перед ними задач, совершенствование оперативно-служебной деятельности напрямую связаны с формированием у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического климата, дисциплины и законности в служебных коллективах. Это, в свою очередь, требует повышения уровня воспитательной работы с личным составом, выделения приоритетов в системе воспитания личного состава, совершенствования организационно-штатной структуры воспитательных аппаратов и обеспечения их оптимального финансирования.

     Работа  с сотрудниками правоохранительного  органа это тоже процесс формирования и совершенствования их социальных качеств, профессионального совершенствования, порой формирования новых профессионально важных качеств.

     Правоохранительный  орган – не воспитательное учреждение, но воспитание (понимаемое в широком смысле формирования личности и его совершенствования) в нем идет, хотим мы того или нет. Сотрудники меняются под влиянием выполняемой правоохранительной деятельности, контактов с разными людьми, общей атмосферы. Это особое бытие, особый образ жизни сотрудников, характерный своими непрерывными и своеобразными воспитательными влияниями, приводящими к соответствующим изменениям в них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Значение  и организация воспитания сотрудников  правоохранительного органа
 
 

     Воспитание - основополагающее педагогическое явление в системе педагогической реальности общества и жизни каждого человека. Оно представляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п.1

     Воспитанием достигается адаптация личности к цивилизованной, целесообразной и  успешной жизни в обществе, а также  социальная развитость, гражданственность, любовь к Родине, природе, семье, трудолюбие, уважение общечеловеческих ценностей, закона, прав и свобод человека, культурность.

     Результатом воспитания является воспитанность  человека, группы людей, населения страны в целом. Воспитанность личности – важнейшая характеристика ее социальной сущности, образа жизни, поведения и деятельности, а также педагогическое свойство, выражающееся в совокупности внутренне существующих и внешне проявляющихся отношений к окружающей социально значимой действительности:

  • отношений к окружающему миру и собственной жизни;
  • отношений к достижениям и ценностям человеческой цивилизации: к общечеловеческими ценностям, достижениям культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, праву, свободе, экологии, расовому, интеллектуальному и религиозному равенству;
  • отношений к делам по реализации своих жизненных возможностей;
  • отношений с обществом (общественная интегрированность, гражданственность): чувство принадлежности к российскому обществу, причастности к его жизни, проблемам, любовь к Родине, ее народу;
  • отношений с определенной общностью, группой;
  • отношений с людьми: общительность, открытость, доброжелательность, дружелюбие, демократичность, справедливость и др.;
  • отношений к социальной активности: необходимости внесения личного вклада в решение проблем жизни россиян, создания в России подлинно демократического, гражданского, правового общества;
  • отношений к трудностям и проблемам жизни (жизнестойкость): социальный оптимизм, вера в лучшее будущее, убежденность в возможности решить свои жизненные проблемы личной предприимчивостью, трудолюбием;
  • отношений к самому себе как к индивидуальности, личности, профессионалу, своему месту среди людей, к мнению о себе других.

     Воспитание  представляет собой (в общепедагогическом понимании) системную целенаправленную деятельность государства и общества, их институтов и учреждений, административных, производственных, общественных организаций и отдельных лиц по содействию гражданам в их социальном (правовом, нравственном, культурном и пр.) личностном росте в интересах их самих и общества.

     Протекая  под влиянием всех жизненных, образовательных  и трудовых обстоятельств, воспитание человека, группы достигает оптимальных результатов в специально организуемой и управляемой педагогической системе, обязательным компонентом и условием успешности которой выступает самовоспитание. Поэтому с педагогических позиций воспитание – это организация воспитывающей системы совместной работы коллектива, воспитателя, педагога с человеком, содействующей его самовоспитанию и создающей благоприятные условия для этого2.

     В современном обществе создание действенной  системы воспитания приобрело огромное значение, ибо имеется разрыв между уровнем образованности граждан и их воспитанностью, а также действует множество разных жизненных факторов, отклоняющих ход нормального процесса воспитания их и затрудняющих решение стоящих перед Россией задач. Это выступает одной из главных причин испытываемых нашей страной трудностей, ибо общество, его благополучие, прогресс всегда таковы, каковы люди, из которых оно состоит.

     Это относится и к отдельным организациям – учреждениям, предприятиям, общественным формированиям. Их сила и возможности, успех или неуспех – это материализованное проявление качеств и способностей персонала, и прежде всего его воспитанности - проявлений чувства долга, ответственности, организованности, сплоченности, коллективизма, взаимопомощи, желания достигнуть наилучших результатов, отношения к делу, самоотдачи, соблюдения трудовых и нравственных норм и т.п.

     Общие и актуальные сегодня положения  педагогики воспитания в значительной степени относятся и к работе с сотрудниками правоохранительных органов. Служба в них является особым видом государственной службы, выполнение на профессиональной основе задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности.

     Контроль  за правомерным поведением граждан, обеспечение общественного порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов в юридически значимых ситуациях, требование уважать закон и другие правовые установления, повышение правовой культуры и правовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами права и др. – это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать ее могут только соответственным образом воспитанные люди, ибо изначально воспитатель должен быть сам воспитан.

     Невоспитанные сотрудники правоохранительных органов – это не конструктивная сила и не бессилие их, а совершенно нетерпимый десоциализирующий фактор. Поэтому и построение педагогической системы воспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных на них государством задач и оправдании социальных ожиданий общества.

     Создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников правоохранительных органов приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением работы с кадрами.

     Это объясняется прежде всего условиями и требованиями испытываемого Россией переломного периода в общественных, политических, экономических, правовых и нравственных преобразованиях и задачами, стоящими перед правоохранительными органами.

     Можно выделить еще ряд обстоятельств, придающих воспитанию сотрудников решающий, приоритетный характер3:

  • невысокий уровень финансовой и материальной обеспеченности жизни сотрудников и их семей;
  • усиление текучести кадров правоохранительных органов, их омоложение, приток на службу менее подготовленных к ней молодых людей;
  • усложнение задач укрепления законности и правопорядка в условиях рыночной экономики, низкого уровня правовой культуры и правовоспитанности населения, появления новых изощренных видов преступлений и профессионализации преступности, повышение нагрузок и экстремальности в работе;
  • неблагоприятное влияние на многих сотрудников резкого снижения общей нравственности, культуры, образованности населения, скрытого или откровенного подкупа («благодарности», дача взяток) и вымогательства за многие профессии, виды деятельности и действия, в том числе на разных уровнях государственной службы;
  • целенаправленное воздействие криминала на сотрудников для склонения их к аморальным уступкам и профессиональному предательству;
  • проникновение в правоохранительные органы криминально ориентированных лиц и представителей организованной преступности;
  • фактически низкий уровень воспитанности определенной части сотрудников, проявляющийся не только в недобросовестном выполнении своего долга и обязанностей, но и в недостатках взаимоотношений с гражданами, уважения их прав, реагирования на заявления, допускаемых нарушениях служебной дисциплины, пьянстве и др.

     Профессиональная  деятельность всегда накладывает свой отпечаток на человека, занимающегося ею. Она вызывает изменения в его психологии, воспитанности, обученности, образованности и развитости определенных качеств. Как правило, эти изменения бывают положительными. Не случайно говорится, что овладение профессией равносильно развитию способностей к ней. Но бывают и нежелательные изменения – снижение интереса, усердия, добросовестности, «надоедание» профессии («профессиональное выгорание»), а иногда и вредные, именуемые профессиональной деформацией4.

     Острота задачи построения эффективной педагогической системы воспитания сотрудников правоохранительных органов определяется также невысоким уровнем состояния воспитательной работы. Это связано с уменьшением числа лиц, реально занимающихся воспитанием, самоустранением многих руководителей и работников кадровых аппаратов от воспитательной работы, низким уровнем педагогической подготовленности воспитателей, сведением воспитательной работы к специальным мероприятиям и недооценкой воспитывающих влияний организации службы и профессиональной подготовки, недостатками профессионального отбора и др. Нельзя не отметить и недооценку в правоохранительных органах возможностей юридической педагогики и педагогического подхода в повышении эффективности воспитания. При крайне высокой сложности воспитательной работы и достижения нужных воспитательных результатов наблюдается упрощенческое представление о ней и переоценка ее субъектами собственной подготовленности.  

     
  1. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
 
 

     В нормативных документах главной целью воспитательной работы считается формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, высоконравственной и морально-психологически устойчивой личности сотрудника.

     Основные  задачи воспитательной работы5:

  • содействие всеми средствами воспитательной работы постановке службы и организации жизни коллективов правоохранительных органов, достижению уровня воспитанности сотрудников, отвечающего требованиям успешного осуществления профессиональной деятельности;
  • удовлетворение потребностей сотрудников в профессиональном, правовом, гуманитарном, моральном, культурном и ином цивилизованном совершенствовании своих достоинств, необходимых для успеха в профессиональной деятельности и жизни;
  • совершенствование гражданственности, патриотизма, интернационализма, социально-политических, нравственно-правовых взглядов и убеждений; правосознания, ценностных ориентации, человечности, этических и эстетических потребностей; потребности посвятить себя борьбе с преступностью, за законность и правопорядок; дисциплинированности, верности соблюдению законности, торжеству справедливости;
  • максимальное использование возможностей, имеющихся в правоохранительном органе, для содействия сотрудникам в совершенствовании их социальных качеств, самореализации и самоутверждении в интересах их самих и решения задач, стоящих перед правоохранительным органом;
  • создание в правоохранительном органе сплоченного, дружного, дееспособного и воспитывающего коллектива со здоровым морально-психологическим климатом и устойчивой государственно-правовой, гуманистической и демократической направленностью;
  • дифференциация воспитательной работы по категориям личного состава всех звеньев руководителей;
  • проведение специальной воспитательной работы с сотрудниками и их группами, направляемыми со служебно-боевыми заданиями в зоны чрезвычайных ситуаций и на борьбу с терроризмом;
  • проведение воспитательной работы с личным составом в экстремальной обстановке в процессе решения им служебно-боевых задач в целях поддержания высокого боевого настроя, экстремальной устойчивости и повышения боеспособности на уроках боевого опыта;
  • обеспечение контроля над всеми воспитывающими персонал факторами жизни и службы, а также их коррекция в интересах достижения благоприятного для него и борьбы за укрепление законности и правопорядка результатов;
  • педагогическая диагностика происходящих в личности сотрудников и коллективе изменений, относящихся к признакам воспитанности, и педагогическое сопровождение их самовоспитания;
  • педагогическая диагностика воспитанности лиц, принимаемых на службу, назначаемых на должности и повышаемых по службе;
  • использование всех воспитательных возможностей правоохранительной деятельности, которой сотрудники напряженно занимаются весь день и частый отрыв от которой для участия в специальных, массовых, воспитательных мероприятиях нежелателен;
  • оказание помощи руководителям в проведении воспитательной работы с личным составом возглавляемых правоохранительных органов и их подразделений;
  • профилактика профессиональной деформации личности сотрудников, возникновения в коллективе правоохранительного органа негативных, противоправных, неуставных и аморальных проявлений;
  • выявление, изучение и распространение опыта эффективной воспитательной работы и выработанных наукой интенсивных воспитательных технологий.

Информация о работе Общая характеристика процесса воспитания