Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:42, контрольная работа
Цель работы – дать общую характеристику дошкольного детства
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- охарактеризовать закономерности, методы, средства организации учебно-воспитательного процесса на дошкольном этапе детства;
- раскрыть особенности психофизического и психологического развития дошкольников;
- определить психолого-педагогические доминанты развития детей дошкольного возраста;
- назвать основные направления и технологии педагогической деятельности с дошкольниками;
- определить специфические способы руководства поведением дошкольников.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Психолого-педагогические доминанты развития дошкольного детства……………………………………………………………………………..4
2. Основные направления и технология педагогической деятельности..8
3. Специфические способы руководства поведением дошкольников...13
Заключение ……………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………..22
«Мнимый больной»
Суть приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых у ребенка должно возникнуть желание проявить заботу, милосердие, сострадание к родителям, престарелым членам семьи. Прием связан с элементами игры, требует тщательной «инструментовки», но значение его очень серьезно. К сожалению, как показывают наши исследования, он применяется либо стихийно, неосознанно, либо по эгоистическим соображениям, либо отвергается по «этическим мотивам».
Вряд
ли можно считать неэтичной
Это вполне вписывается в правила той игры, которую довольно часто предлагают и сами дети. Чтобы почувствовать себя в центре внимания, заботы взрослых (любящих, заботливых), некоторые дети пытаются изобразить себя «ужасно больными» и демонстрируют «тяжкое страдание». Их ожидания, как правило, сбываются. Любящие и заботливые родители буквально «рассыпаются» в заботах, готовы выполнить любые просьбы ребенка, дают ему еще раз почувствовать себя центром «земного притяжения» семьи.
Эту
потребность можно разумно
Здесь важно уловить разницу: детская игра, когда играют дети, и игра с детьми, когда играют взрослые с детьми. Игра детей - акт их самопознания, саморазвития. Игра с детьми - преимущественно педагогический, формирующий, воспитательный акт. Смешение и путаница в этих понятиях встречаются нередко и чреваты нежелательными последствиями.
«Смена партнера»
Речь идет о руководстве общением ребенка. Анализ отношений ребенка: с кем дружит, к кому тянется, кому подражает, с кем конфликтует, почему и т.п. - должен стать направляющим стержнем в деятельности родителей, воспитателей. «Скажи мне, кто твой друг...», - пословица, наиболее адекватно отражающая механизм поведения именно в дошкольном детстве, свободном от грубых расчетов, корыстных и прочих побуждений в выборе партнеров общения.
Взаимоотношения дошкольников складываются спонтанно, легко, но так же легко и распадаются, поддаются вмешательству взрослых. В этой податливости таится много плюсов и минусов, важно, чтобы взрослые умело ее использовали на благо ребенку. Опыт, исследования подсказывают, что желательно избежать трех наиболее типичных ошибок.
Первая ошибка: взрослые не интересуются кругом общения своего ребенка, не изучают характер взаимоотношений с окружающими. Этим они чрезвычайно сужают сферу влияния на становление личности ребенка, на формирование его характера.
Вторая ошибка: родители ребенка безапелляционно решают, с кем он может общаться, с кем это общение должно быть исключено. Наиболее серьезные последствия такого авторитарного управления возможны в тех случаях, когда главный критерий их выбора - социальное, материальное положение семей или (что еще хуже) национальная принадлежность.
Авторитаризм лишает ребенка естественного выбора в свободном общении, формирует подсознательные установки на то, что есть дети «хорошие» и «плохие», «наши» и «чужие». В результате возникает своеобразный перекос в нравственных ориентациях на будущее. Начинает складываться социально-психологический механизм антигуманистического, а порой и асоциального поведения, со временем может возникнуть «клановая спесь», так опасная в наше время.
Третья ошибка: родители «примерных детей» стараются подбирать круг общения из таких же «примерных» сверстников. Это естественно. Беда, однако, в другом. Общение одних «примерных» детей бывает несколько односторонним, формирует конформизм, боязнь «выделиться» или «потерять лицо» (что, кстати, характерно для системы японского воспитания). Потеря индивидуальности, боязнь нестандартного поведения дорого обходятся нашему обществу, долгие десятилетия штамповавшему «винтики и болтики» государственного механизма.
Дружба «примерного» ребенка с «трудным» нередко становится источником обогащения, взаимодополнения, фактором ускорения созревания личности. Принимая решение о выборе партнера, родители, воспитатели должны серьезно все продумать, просчитать. Важно выяснить, почему ребенок тянется именно к этому «трудному», а не к тому «примерному», как это взаимно сказывается на их поведении. И еще важнее: вести точку отсчета не только от своего, но и от чужого ребенка.
Таким образом, суть приема «Смена партнера» заключается в том, чтобы, блокируя отрицательное, усиливая положительное влияние, взрослые нашли их разумное сочетание. Это может быть прямое, авторитарное запрещение. От него нельзя отказаться! И здесь нет никакого противоречия с тем, что говорилось выше. Важно, чтобы это был точный и педагогически выдержанный расчет! Если дошкольнику говорят: «Запрещаем тебе дружить с этим мальчиком (девочкой)» и как-то объясняют причину, - ребенок верит указаниям взрослых и пытается их выполнить. Другой вопрос - как у него это получается. Суровые наказания, преследования, унизительный «шпионаж» должны быть исключены. Нужны аргументы, доступные ребенку, без «деликатного вранья» (Ф. М. Достоевский). Возможен и другой путь - прекращение контакта (перевод в другой детский садик, переезд в другой микрорайон, смена режима деятельности и отдыха ребенка и т. п.).
Есть и третий путь - поиск такого партнера по общению, интерес к которому вытеснил бы интерес к ненужной и опасной связи.
Для этого нужна, прежде всего, совместная деятельность.
«Договор»
В среде дошкольников много детей, которые не выполняют требований старших с первого слова. Приходится повторять много раз одно и то же, пока ребенок, наконец, выполнит требование. Чаще всего это связано с теми случаями, когда ему приходится прервать занятие, которым он увлечен. Например, ребенка, увлеченного игрой, трудно вернуть в дом, трудно заставить выйти из реки (моря), прекратить рассматривать картинки, мультфильмы и т. п.
Самая неопытная часть родителей действует грубым нажимом: категорический тон, угрозы, применение силы. Это, как правило, кончается скандалами, слезами ребенка. У него формируется стойкая негативная реакция на любые другие требования старших. Он нуждается в том, чтобы взрослые бесконечно много раз повторяли свои требования.
Чаще
всего это потенциальные
Наиболее эффективен прием, когда «высокие договаривающиеся стороны» заключают «договор». Выполнение требований взрослых предусматривает подготовительный, предварительный этап. Создают условия для психологической подготовки к его выполнению. «Когда я отпускаю сына гулять на улицу, я точно договариваюсь с ним, в какое время он должен прийти. Если опоздает, время следующей прогулки ему будет на столько же сокращено. За пять минут до назначенного срока я выхожу на балкон и подаю ему сигнал: "Время истекает, подготовиться". Когда настает срок, я снова выхожу на балкон. Он безоговорочно оставляет игру и идет домой...»
В подобных договорах содержится большой психофизиологический смысл. Во время игры, увлечения у ребенка возникает в коре головного мозга мощный очаг возбуждения. Неподготовленные, немотивированные требования взрослых порождают новый, не менее сильный, но отрицательно направленный очаг возбуждения. Между двумя очагами возникает столкновение, так называемая «сшибка», за которой следует торможение. В заторможенном состоянии ребенок не способен выполнить требование взрослых. Нужно определенное время, чтобы очаги погасли, ребенок в полной мере начал контролировать свои поступки.
Предварительная договоренность, своевременная подача предупреждающих сигналов не провоцируют сшибку, а дают возможность ребенку спокойно отключиться от своей деятельности и выполнить требование. Отличный стимул для него - мысль о том, что его исполнительность будет оценена взрослыми и он будет поощрен. Так формируется привычка к добровольной (не путать с сознательной) дисциплине, а за ней и дисциплинированность, обязательность как качество личности.
«Переключение деятельности»
В значительной мере этот прием раскрыт на примере «Договора», но в отличие от него здесь происходит переключение внимания ребенка с одного вида деятельности на другой без предварительной подготовки ребенка, незаметно для него, преимущественно в тех случаях, когда необходимо прекратить нежелательный вид деятельности.
На практике это означает, что нельзя бороться с нежелательными поступками ребенка только запретами[1, С.67-68].
Таким образом, перечисленные приемы педагогического воздействия должны использоваться в той или иной ситуации в зависимости от обстоятельств. Взрослым, и воспитателям и родителям, необходимо знать о таких приемах и умело ими пользоваться, чтобы помочь ребенку справиться с любой жизненной ситуацией.
Заключение
В ходе исследования темы «Общая характеристика дошкольного детства» были сделаны следующие выводы.
Дошкольное детство – один из важнейших этапов в жизни человека. Именно в это период психическое развитие идет как никогда бурно стремительно.
В
период дошкольного детства
Главная педагогическая задача в работе с дошкольниками – подготовить его к школьному обучению. Важно обеспечить необходимое развитие индивидуально-психологических качеств и овладение первоначальными навыками социального поведения, учебной деятельности.
К основным направлениям и технологиям педагогической деятельности в этом возрасте относят: организацию игровой деятельности, Формирование разумных материальных потребностей, помощь семьи в организации полноценного общения, формирование гуманных отношений в коллективе дошкольников.
К
специфическим способам руководства
поведением дошкольников, по А.С. Белкину,
относят: «эмоциональную установку», «положительное
подкрепление», «отрицательное подкрепление»
(«печальный опыт»), «договор», «переключение
деятельности», «смену партнера», «мнимого
больного», «тренировку».
Список литературы
1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие/ А.С. Белкин.- М.: Академия, 2000. - 192 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
3. Волков, Б.С. Дошкольная психология: учеб. пособие/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический Проект, 2007. – 287 с.
4. Практическая психология образования: учеб. пособие/ под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
5.
Урунтаева, Г.А. Психология
6. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие/ Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
Информация о работе Общая характеристика дошкольного детства