Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:42, контрольная работа
Цель работы – дать общую характеристику дошкольного детства
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- охарактеризовать закономерности, методы, средства организации учебно-воспитательного процесса на дошкольном этапе детства;
- раскрыть особенности психофизического и психологического развития дошкольников;
- определить психолого-педагогические доминанты развития детей дошкольного возраста;
- назвать основные направления и технологии педагогической деятельности с дошкольниками;
- определить специфические способы руководства поведением дошкольников.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Психолого-педагогические доминанты развития дошкольного детства……………………………………………………………………………..4
2. Основные направления и технология педагогической деятельности..8
3. Специфические способы руководства поведением дошкольников...13
Заключение ……………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………..22
Титул
Оглавление
Введение……………………………………………
1.
Психолого-педагогические доминанты развития
дошкольного детства……………………………………………………………
2. Основные направления и технология педагогической деятельности..8
3. Специфические способы руководства поведением дошкольников...13
Заключение ……………………………………………………………….21
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Тема контрольной работы - «Общая характеристика дошкольного детства».
Психологи и педагоги, исследуя период дошкольного детства, отмечают, что «дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка»[3, С. 84]. Как указывает Д.Б. Эльконин у ребенка дошкольного возраста «возникновение личного действия и сознания «я сам» связано с появлением новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых»[6, С.96]. То есть дети-дошкольники переходят на особый социальный уровень и это требует особого подхода к их воспитанию и образованию. Поэтому актуальным становится исследование особенностей средств и технологий педагогического воздействия на детей данного возраста.
Объект исследования – дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
Предмет исследования - закономерности, методы, средства и технология организации учебно-воспитательного процесса дошкольников.
Цель работы – дать общую характеристику дошкольного детства
Для достижения цели решаются следующие задачи:
-
охарактеризовать
-
раскрыть особенности
-
определить психолого-
- назвать основные направления и технологии педагогической деятельности с дошкольниками;
-
определить специфические
А. С. Белкин определяет дошкольное детство как «период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет)»[1, С.29]. Решающую роль в определении возраста играют социальные факторы формирования личности.
Дошкольное детство – «один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной»[4, С.190].
Как отмечает Л.И. Божович, рассматривая кризис 7 лет, «каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития и степени готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом оно может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие[2, С.334].
В ранние периоды развития (до 6-7 лет) дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни, и у них отсутствует сознательное стремление его изменить. В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.
Для этой стадии детства характерны:
- максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;
- максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);
- минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.
Для педагога важно учесть именно те особенности психофизического развития, которые определяющим образом сказываются на готовности, возможности ребенка включиться в социальный процесс, приобрести гражданские и общечеловеческие качества.
К психолого-педагогическим доминантам развития А.С. Белкин относит развитие речи и мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы, формирование самооценки, формирование первоначальных нравственных представлений.
Развитие речи и мышления. У дошкольника в связи с развитием самостоятельной практической деятельности возникает потребность в формулировании собственного замысла, в констатации затруднений, в рассуждении по поводу способов выполнения действий. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во внутреннем монологе, при котором происходит как бы разговор с самим собой. Функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными формами устной речи, присущими взрослым[6, С.152-153].
Распространенная ошибка воспитателей состоит в том, что они считают слабость речи некоторых детей недостатком мышления. Однако интеллектуальное развитие может идти по-разному. Так, ребенок может внезапно (для окружающих) заговорить, или, наоборот, удивлять ограниченностью словарного запаса, хотя процесс интеллектуальной деятельности у него идет достаточно активно. Только в тех случаях, когда и речь и мышление явно страдают, допускается возможность задержки в психическом развитии ребенка или умственная отсталость[1, С.30].
Развитие внимания и памяти. В дошкольный период идет процесс развития от непроизвольного внимания к произвольному; от непроизвольного запоминания к произвольному; от образной памяти к словесной смысловой. Решающую роль в развитии памяти играет возникновение специальных мнемонических действий, с помощью которых ребенок пытается управлять запоминанием (движение рук, пальцев, предметов, символов, обозначений). Особую роль здесь играет речь[1, С.31].
Развитие эмоционально-волевой сферы имеет несколько этапов: выполнение требований взрослых; отделение собственной деятельности от деятельности взрослых; восприятие деятельности взрослых как образца для подражания; появление мотивов действий по образцу; появление мотивов действий, направленных на удовлетворение возникающих потребностей, приобретение тем самым личностного поведения; ориентировка на собственные поступки, их оценку; возникновение сложной иерархии мотивов, сложной системы взаимоотношений с окружающими.
У ребенка возникает потребность достичь ситуации успеха. Стремление избежать ситуации неуспеха связано с мобилизацией усилий, воли. Чем чаще возникает ситуация преодоления, чем больше надежды на успех, тем интенсивнее идет процесс формирования воли. Решающее значение в формировании воли имеет осознание ребенком противоречия между желанием достичь цели и реальными возможностями.
Недооценка всей сложности этих процессов приводит к двум крайностям. Первая - ребенок вообще не ставится в ситуацию преодоления. Воспитание типа «инфант» (наследник престола) формирует эгоцентризм, слабоволие и одно из типичных проявлений слабоволия - упрямство. Вторая - в воспитании типа «золушка» ситуация преодоления создается постоянно, делается привычной. Отсутствие надежды на успех также тормозит развитие волевых усилий, угнетает волевые процессы.
Педагогу важно обеспечить разумное сочетание отрицательных и положительных эмоций, учить ребенка психологическим механизмам управления своими настроениями.
Формирование самооценки проходит следующие этапы:
- недифференцированное отношение ребенка к оценке его поступков со стороны взрослых;
появление дифференцированного отношения к оценкам взрослых своих поступков;
- появление способности самостоятельно оценивать свои поступки (по полярному принципу: хорошо - плохо);
- появление способности к самооценке не только поступков, но' и различного рода эмоциональных состояний;
- появление способности к самосознанию, т. е. способности осмысливать и оценивать собственную внутреннюю жизнь[1, С.42].
Г.А.
Урунтаева отмечает, что «на протяжении
дошкольного детства
Формирование первоначальных нравственных представлений. Формирование элементарных представлений о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем, плохом. Особенности этих представлений:
- отражают нравственные оценки взрослых, но лишь в соприкосновении с конкретными поступками окружающих, прежде всего сверстников;
- связаны с оценками отдельных поступков окружающих, не носят обобщающий, абстрагированный от конкретной реальности характер;
- проходят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственного поступка.
Нравственные представления дошкольников в основном ритуальны. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («пожалеть», «поделиться», «заступиться», «подарить», «послушать» и т. п.). Это означает, что в формировании нравственных представлений у дошкольников особая роль принадлежит выработке навыков дисциплинированного, гуманного, культурного поведения. Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью операций по их выполнению, - они окажутся бесполезными[1, С. 45].
Таким образом, на этапе дошкольного детства, ребенок начинает стремиться к самостоятельности. У него интенсивно развиваются речь, мышление, закладываются первоначальные нравственные представления, дети начинают себя оценивать (чаще всего положительно), укрепляется потребность в достижении успеха, формируются волевые качества.
Взаимодействие дошкольника с окружающей средой осуществляется в процессе различных видов деятельности: игры, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования) а также элементов трудовой и учебной деятельности, которыми ребенок успешно овладевает. Так как «ведущим видом деятельности дошкольника является игра»[3, С. 86], то первое направление будет связано с игровой деятельностью дошкольника.
Направление первое. Организация игровой деятельности. Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре закладываются основы учебной деятельности, которая потом становится ведущей в младшем школьном детстве.
В игре формируется эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка своих возможностей (не путать с самооценкой личности!), что создает благоприятные условия для умения соотносить желания с реальными возможностями.
Особая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре, так как в ней идет процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь он получает представления о правах и обязанностях, учится согласовывать свои интересы, сдерживать желания.
Информация о работе Общая характеристика дошкольного детства