Общая характеристика дошкольного детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – дать общую характеристику дошкольного детства
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- охарактеризовать закономерности, методы, средства организации учебно-воспитательного процесса на дошкольном этапе детства;
- раскрыть особенности психофизического и психологического развития дошкольников;
- определить психолого-педагогические доминанты развития детей дошкольного возраста;
- назвать основные направления и технологии педагогической деятельности с дошкольниками;
- определить специфические способы руководства поведением дошкольников.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1. Психолого-педагогические доминанты развития дошкольного детства……………………………………………………………………………..4
2. Основные направления и технология педагогической деятельности..8
3. Специфические способы руководства поведением дошкольников...13
Заключение ……………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

дошкольники.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     При организации детских сюжетно-ролевых  игр воспитателем и родителям желательно придерживаться следующих рекомендаций.

     1. Открыто не вмешиваться в распределение  ролей тех игр, которые возникли  стихийно в группе детей (на  отдыхе, в свободное время, во  дворе, на улице, в саду, в  лесу и т. п.). Самая благоприятная  позиция - внимательного наблюдателя (исследователя). Умелый, тонкий анализ позволяет вовремя заметить и преодолеть опасные тенденции, проявляющиеся в «игрании» ролей, когда эмоции захлестывают, волевой контроль за поведением теряется, и развитие сюжета приобретает нежелательный оборот (игра начинает угрожать здоровью и даже жизни детей).

     Навязчивое  вмешательство, мелочная опека, диктат взрослого гасят в детях интерес  к игре, побуждают их играть подальше от постороннего взгляда.

     2. Подбирать сюжетно-ролевые игры  с таким расчетом, чтобы у разных детей были равные возможности проявить себя. Это достигается не только выбором ролей, но и постоянным подбадриванием детей, не уверенных в себе, не освоивших правила, горячо переживающих неудачи. Одновременно не следует упускать из вида тех «лидеров», которые стремятся диктовать свои условия окружающим, выделиться, заставить обращать на себя особое внимание. Самый важный критерий при оценке поведения таких детей: соответствуют ли их средства достижения цели нравственным нормам детского коллектива, не преступают ли они нормы товарищества, уважают ли интересы других.

     3. Избегать идентификации и фетишизации  игры. Суть первой состоит в  том, что воспитатели и родители  не воспринимают игру как школу  социальных отношений, как формирующуюся модель общественной формы поведения, в которой дети приобретают способность к сотрудничеству.

     Идентификация, т. е. отождествление игры с забавой, когда ребенок воспринимается взрослым как недостаточно развитый. Такой  взгляд на игру - наиболее распространенное и наиболее «тяжкое» заблуждение взрослых. Расплата бывает суровой: ранний нигилизм, замкнутость, неумение серьезно смотреть на жизнь, боязнь юмора, повышенная ранимость - далеко не полный перечень последствий, отягощающих будущее ребенка.

     Фетишизация игры - другая крайность. Игра воспринимается взрослыми как единственная и главная форма жизни ребенка. Его лишают возможности серьезно смотреть на мир. В жизни ребенка нельзя обойтись без игры, но нельзя игру превращать в жизнь. Есть грань, которую преступить опасно.

     Направление второе. Помощь семьи в организации полноценного общения.

     Общение – феномен не только социально  – психологический, но и в значительной мере нравственный. По утверждению  ряда зарубежных психофизиологов (Боулди), отлучение ребенка от матери в возрасте до одного года на срок больше месяца вызывает определенные изменения в его психике. Разлука ребенка в возрасте до трех лет с родителями (матерью) более чем на три месяца формирует черты потенциального нарушителя.

     Что следует иметь в виду в разработке рекомендаций по семейному общению?

     Общение - это прежде всего обмен интеллектуальной и эмоциональной информацией, в  результате которого формируются отношения. Для обмена информацией нужны  контакты. Они могут быть непосредственными (лицом к лицу), опосредованными, косвенными (письменный обмен).

     В семейном общении важно учитывать  не только отношения типа Р+Р (между  родителями), но и типа Р+Д (родители - дети) и, что особенно важно, отношения  типа Д+Д (между детьми). Психологическая  атмосфера семьи определяется взаимодействием именно этих трех систем (если они существуют). Здесь срабатывает психологический механизм компенсации дефицита общения. Неудовлетворенность отношениями в одной из трех систем может быть «погашена» отношениями в других. Есть еще два возможных и чрезвычайно важных типа отношений: Р+С или Д+С - отношения родителей и детей к старшим членам семьи, т. е. к бабушкам и дедушкам. Эти отношения имеют особую психологическую и нравственную значимость.

     Наиболее  активная и наиболее эффективная форма общения родителей с детьми - совместный труд и совместный отдых. По мнению некоторых ученых (О. А. Пинт, А. И. Кочетов), 2-3 недели совместного отдыха родителей с детьми, проведенные в походе, в туристической поездке, дают для психологического, интеллектуального развития детей больше, чем год систематической работы. При условии, что родители помогают ребенку осмысливать происходящее вокруг, связно описывать его, направляют его внимание, учат не только смотреть, но и видеть.

     Направление третье. Формирование разумных материальных потребностей.

     Современная педагогика это направление специально не рассматривает, ограничиваясь осуждением голого прагматизма, потребительства  молодежи, погони за тряпками, различными материальными благами. Проблему, однако, не решить одними призывами или созданием необходимой материальной базы. Разумные материальные потребности формируются на самых ранних стадиях развития личности, и роль педагогического влияния в этом деле трудно переоценить.

     Можно ли оторвать материальные потребности от духовных? Нет, они неразрывны. Но духовные потребности намного шире, глубже материальных, процесс их возникновения и формирования намного сложнее и поэтому гораздо труднее поддается педагогическому управлению. Самое главное: духовные потребности у дошкольников вторичны по отношению к материальным, хотя в дальнейшем начинают доминировать над ними. Таким образом, формирование разумных материальных потребностей - фундамент духовной структуры личности. В свою очередь, чем выше духовные потребности, тем более разумны и благородны материальные[1, С.44-46].

     Направление четвертое. Формирование гуманных отношений в коллективе дошкольников.

     Общение дошкольников со сверстниками качественно  отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены и экспрессивны, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. Повышенная эмоциональность общения детей отражает особую раскрепощенность, раскованность, свободу, которую дети ощущают среди сверстников. Контакты детей характеризуются нестандартностью и нерегламентированностью[5, С.84].

     В дошкольном коллективе существует единство целей, норм и правил поведения, выделяются свои «лидеры», «звезды», «предпочитаемые». К сожалению, имеются и дети, занимающие не очень благоприятное положение, своего рода «отверженные». Здесь нет органов управления, как в школьном коллективе, но регулирование отношений все же происходит по линии неформального лидерства, в рамках своеобразной инфраструктуры связей и взаимодействий. Специфика этого коллектива в том, что выразителем, носителем руководящих функций актива выступают старшие: воспитатели, наиболее заботливые няни, обслуживающий персонал. Огромную роль в формировании и регулировании детских взаимоотношений играют родители.

     Главная функция коллектива дошкольников заключена в том, чтобы сформировать ту модель отношений, с которой дети войдут в жизнь и которая позволит им как можно скорее, с наименьшими потерями включиться в дальнейший процесс социального созревания, раскрыть свой интеллектуальный и нравственный потенциал. Главный стержень этого - формирование гуманных взаимоотношений, т. е. отношений дружбы, уважения к старшим, взаимной помощи, заботы друг о друге, умения жертвовать своим для других. Для решения этой задачи необходимо, чтобы ребенку в групповом общении была создана атмосфера эмоционального комфорта. Она выражается в том, что ребенку хочется идти к сверстникам, он приходит с хорошим настроением, неохотно покидает их. Важно подчеркнуть: речь не столько о настроении, сколько о состоянии. Первое изменчиво, зависит от многих случайных причин и поводов. Второе более устойчиво, определяет доминирующую цепь настроений. Настроение - форма проявления и существования состояния. Настроение может меняться спонтанно, состояние подлежит педагогическому регулированию[1, С.54].

     Таким образом, работая с детьми дошкольного  возраста, необходимо учитывать, что  игра является ведущей деятельностью  ребенка. Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми, можно оценить характер ребенка, и направить при необходимости усилия на коррекцию поведения. Общение в семье занимает одно из центральных мест в воспитании ребенка. Совместный труд и отдых помогают ребенку почувствовать себя полноправным членом семьи, в полной мере сблизиться с родными. Задача педагога заложить в ребенка идеи гуманизма, научить его сотрудничать с товарищами, сформировать представление о разумных материальных потребностях.

     3. Специфические способы  руководства поведением дошкольников

     Специфическими  способы воздействия на дошкольников можно назвать потому, что они  рассчитаны на учет особенностей их развития. Для формирования правильного поведения  в этот период детства очень важны  приемы воспитания навыков, привычек поведения. Это не дрессура, не голая опора на рефлексы (как может показаться на первый взгляд), а учет наиболее простых механизмов поведения, на основе которых можно формировать более сложные, более осмысленные.

     А.С. Белкин предлагает следующую классификацию педагогических приемов, опираясь  на теоретические посылки зарубежных психологов, опытных педагогов, несколько модифицируя их.

     «Эмоциональная  установка»

     Суть  приема заключается в том, чтобы  дать дошкольнику ориентир на соответствующее  отношение к чему-либо. «Когда я прохожу мимо пьяного человека, я быстро хватаю дочку за руку, изображаю на лице страх, тащу ее за собой и говорю: бежим скорее, рядом с нами пьяный!» Дочка привыкла, что пьяный человек - ужасен. Поэтому она со страхом и отвращением относится к любому качающемуся человеку. Может быть, я перегнула палку, но уверена, что дочка с ранних лет будет иметь антиалкогольную установку».

     Можно спорить по этому поводу. Но ясно одно: действительно, эмоциональные  реакции родителей, взрослых на что-то отрицательное могут оказать такое воздействие на ребенка, которое станет сильнее, чем многочисленные наставления, разъяснения. Эти детские впечатления могут остаться на всю жизнь. Установка означает готовность личности действовать тем или иным образом по заранее выбранному образцу еще до того, как начинает срабатывать сознание. Именно установка оказывается гораздо более сильным механизмом поведения, чем взгляды, представления и даже убеждения.

     «Положительное  подкрепление»

     Это способ сделать ребенку нечто  приятное. В отличие от поощрения, которое поддерживает положительные проявления личности, подкрепление может быть неожиданным для ребенка, может быть скрыто от него. Материализоваться подкрепление может в форме неожиданного подарка, создания особо комфортной обстановки, словесного одобрения.

     Главный смысл положительного подкрепления - создать условия, чтобы ребенок  захотел поступить тем или  иным образом (нужным, педагогически  желательным). Поэтому подкрепление может быть сделано еще до того, как ребенок совершил поступок.

     «Отрицательное  подкрепление» («Печальный опыт»)

     Суть  приема заключается в том, чтобы  создать для ребенка условия, которые бы предупредили нежелательный  поступок. Самое главное - наглядно показать, какие отрицательные последствия  может он принести. Основной смысл этого приема - вызвать у ребенка доверие к предупреждению взрослых. Используется «печальный опыт» как самого ребенка, так и других детей. Можно использовать примеры из мульт- и кинофильмов, детской литературы и т.д.

     «Тренировка»

     Суть  состоит в том, чтобы разработать систему последовательных действий, которые в целом должны сформировать стремление в сходных условиях поступать соответствующим образом. Создать цепь - значит определить цель (какой именно элемент поведения нужно сформировать). Далее нужно разбить процесс достижения цели на отдельные этапы. На каждом этапе выделить именно те поведенческие акты, которые реальны в данный момент. Добиться их усиления приемом положительного или отрицательного подкрепления.

     Тренировка, т. е. повторение одних и тех же действий до тех пор, пока не сформируется определенный стереотип поступка в сходной ситуации. В общей педагогике такую тренировку принято включать в характеристику метода упражнения. Тренировка в поведенческой цепи отличается тем, что речь идет не о формировании поведения в целом, а об отдельном элементе поведения: о цепи действий, составляющих поступок (т. е. социально значимый акт).

     Серьезный недостаток в воспитании дошкольников - ошибки в целеполагании. Родители и воспитатели стремятся, как правило, формировать поведение в целом, считая поступок за основную единицу. Более продуктивно опираться на отдельный поведенческий акт, совокупность которых составляет поступок. Образно говоря, формирование поведенческой цепи - это строительство здания крупными блоками, что уместно для школьников, особенно старшего возраста. Для дошкольников более доступно строительство «по кирпичику», из которых потом образуются «блоки».

Информация о работе Общая характеристика дошкольного детства