Образовательные стандарты и базисный учебный план. ГОС

Автор: Сергей Иванов, 23 Сентября 2010 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации установлены государственные образовательные стандарты, которые включают федеральный и национально-региональный компоненты. Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в нашей стране, является Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 г., измененный и дополненный в 1996 г. Он содержит 58 статей, отражающих государственную политику в области образования.
В ст. 7 данного закона указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Национально-региональный компонент отражает национально-регион-альные подходы к уровню качества и содержанию образования и представляет собой совокупность нормативных документов, которые разрабатываются и утверждаются на региональном уровне. К ним относятся рабочая учебно-программная документация, контрольные задания и тесты для оценки качества подготовки учащихся школ и учреждений начального профессионального образования. Данные нормативные документы действуют только на территории конкретного региона.
Государственные образовательные стандарты разрабатываются и уточняются на конкурсной основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством РФ. Данные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования.

Работа содержит 1 файл

виды обучения.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

5. Заключение  и рекомнд. Лит-ра

Функции листов рабочей тет.

1. самопроверка (реализуется в разнообразии предложенных  заданий, дисциплинированность, аккуратность, возможность отыскания подсказки)

2.Обучающая 

3. Воспитывающая  (способ анализировать, выделять  гл. и второстепенное, поэтапное  формирование)

Операции  – написание понятий, вычерчивание схем, диаграмм, определение Эл-ов конструкции, дописание формул, написание условий  или заданных оснований

Инструкционная карта – нормативный док-т, определяющий способы внедрения и выполнения способов и методов труда.; форма письменного инструктажа, кот. с помощью ориентиров помогает создавать наглядно-образное представление, о приемах и способах выполнения работ. Операции закодированы условными символами. Эти символы применяются в технических и рабочих чертежах. Для разработки кодированной инструкционной карты необходимо изучить тех. процесс с целью вычленения отдельных операций. Кодовые карты лучше использовать на этапе совершенствования профессиональных умений, когда основные виды тех. процессов уже изучены. В этом случае спецификация и структурно-логическая схема напомнят учащимся основные операции и последовательность их выполнения. При контроле знаний можно рекомендовать составление кодовых инструкционных карт силами учащихся.

Содержат:

Задания, сведения о материально-техническом  оснащении, перечень последовательности и способы выполнения операций, Эл-ты контроля и ср-ва наглядности. 

3. Игровые технологии, их место и возможности в учебном процессе.

Игра – форма человеческой деят-ти в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

Выделяют  несколько типов игр – индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые, игры с правилами.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи приемов и игровых  ситуаций, которые выступают как  форма стимулирования учащихся к  уеб. Деят-ти икак ср-во побуждения.

Игровые пед.технологии – обширная группа методов и приемов орг-ции пед. процесса в форме педагогических игр.

Педагогическая (дидактическая игра) – форма орг-ции обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом по заранее разработанному сценарию и правилам на основе целенаправленно организованной деят-ти уч-ся и изначально мотивированна на успех.

В структуру  игры входят: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Функции игры:

Обучающие, развивающие, воспитывающие, контролирующие, коммуникативные, диагностичные, терапевтические (помощь).

+ игровых технологий:

активизация процесса обучения

воссоздание межличностных отношений

гибкое  сочетание разнообразных приемов  и методов обучения

моделирование практически любого вида профессиональной деят-ти

творческое  саморазвитие обучаемых

Пед игры классифицируются:

По  целям их применения – обучающие воспитывающие, развивающие контролирующие

По  хар-ру деят-ти – интеллектуальные, физические, трудовые

По  особенностям методики и технологии их орг-ции – предметные, сюжетные, ролевые, деловые..

По  уровню проблемности – тренинговые, творческие

По  примен. Техн. Ср-в  – тренажерные компьютерные и др.

Структура учебного пр-са на основе игры:

Ориентация (тема, правила)

Подготовка  к проведению (правила, роли, задачи)

Проведение  игры

Обсуждение  игры (анализ)

игра  детей приобретает новые качественные особенности – она становится активным инструментом познания мира и приобретает социальный характер.

Деловая игра – один из ведущих методов активного обучения.

Требования  к дел.игре:

1. распределение  ролей;

2. Совместная  деят-ть участников игры;

3. Различные  интересы у участников => конфликтные  ситуации;

4. общая  игровая цель;

5. Системы  стимулирования;

6. достижение  единого обуч, развив, воспит. Эффекта. 

Модель  уч. Плана – док-т, отражающий основные инвариантные структурные компоненты, содержания проф. Образования. Модель содержит инф-ю о квалификационной структуре и формах подготовке в учеб заведениях, о циклах, курсах и предметах., составляющих это обуч.

Основные  уч. программы:

Образовательная программа – нормативно-управленческий документ ОУ, кот. Характеризует специфику содержания образования и особенности и особенности образ. Процесса. Вкл. В себя учеб программу по предмету

Учебная программа – док-т, определяющий содержание образов., кот. Д-н владеть обучающийся по данному предмету.

Уч. программа  может быть: примерная (раскрывает инвариант компонента сод-ия обр-я и мин. Требования к результату обуч. Она м.б. типовой или авторской) и рабочая (пр-ма, разрабатывается на основе примерной, применительно к конкретной дисциплине с учетом профессионаграммы и проф. хар-ки) 

План  совмещенного урока

  1. Цель.
  2. Задачи (образовательная, воспитательная, развивающая).
  3. Вид урока - совмещенный.
  4. Оснащение (дидактическое: плакаты, планшеты...; материально-техническое:...).
  5. Структура (по фазам - между темами - вопросы).

«+»  Совмещенное обучение ведет к сокращению времени, которое целесообразно использовать для совершенствования знаний и умений учащихся. Обычно эти уроки ведут мастер и преподаватель.

«-»  Большой объем  времени. 

Урок  - основная организационная форма логически законченного, целостного, ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы, формы организации деятельности учащихся, контроль результатов обучения.

Современная стр-ра урока:

Стр-ра урока – совок-ть его элементов, обеспечивающие целостность урока  и сохранение основных проявлений при различных вариантах.

1) Организационный  момент;

2)актуализация (восстановление в памяти) опорных  понятий; 

3)формирование  новых знаний;

4)применение  сформированных знаний;

5)Домашнее  задание (носит творческий ха-р.  Треб-ть от уч-ся не просто заучивания уч. мат-ла, а его систематизацию, обобщение).

Осн хар-ки урока:

деятельность  учащихся жестко управляется деятельностью  преподавателя на всех этапах;

Учебный материал неизвестен учащимся;

Факторы, влияющие на выбор  типа и стр-ры урока  ТО.

Зависит: от поставленных целей, содержания изучаемого мат-ла, методов и приёмов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития уч-ся, места урока  в уч. процессе, творческий хар-р  работы уч-ля, конкретные условия работы в данном классе.  

1. Принципы обучения. Классификация.

В ходе исторического развития сформировались разные принципы обучения. В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящей идеи, нормы или правила деятельности, определяющего как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся.

Принципы  обучения определяются прежде всего задачами, стоящими перед системой образования, тем социальным заказом, который обусловлен обществом и государством.

На развитие принципов, несомненно, оказывают влияние  достижения самой педагогической науки, исследующей пути совершенствования  процесса обучения и более полного удовлетворения требований, предъявляемых обществом, жизнью к образованию и воспитанию подрастающего  поколения.

Одним из основополагающих методологических подходов в обучении любому предмету является реализация дидактических принципов обучения: научности, наглядности, доступности, системности, систематичности, преемственности, познавательной активности, индивидуально-личностного подхода, связи обучения с жизнью.

Одновременно  в обучении в  качестве дидактических  используют следующие принципы:

наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным в передаваемой информации;

системности как целенаправленного упорядочения знаний и умений обучающихся;

активности и самостоятельности обучающихся или ограничения их зависимости от педагога;

взаимосвязи теории и практики, эффективности отношения между целями и результатами обучения;

доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;

народности  как обращения к истории, традиции предыдущих поколений, достижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре.

Дидактические принципы обучения берутся за основу при разработке учебных программ, методов и приемов обучения и  дидактического материала. 

14. УРОК. ТИПЫ, СТРУКТУРЫ.  ТРЕБ-ИЕ К СОВРЕМ-МУ  УРОКУ.

  Урокэто законч-й в смысл-ом, врем-ом и организ-ом отнош. отрезок учеб-го времени. Основн. форма обуч-я.

Основн. структ. элем-ты урока:

Ÿ орг. момнт (2–3 мин): привет, провер. готовн. к ур., присут-е;

Ÿ проверка ДЗ;

Ÿ введ-е нового мат-ла: а)С/Р, б)даёт уч-ль;

Ÿ зкрепл. нов., установление межпредм-ой связи;

Ÿ связь теории с практ-ой;

Ÿ объяснение ДЗ (2 мин);

Ÿ оконч-ие урока, итог, оценки.

Типы:    Ÿ комбинированный;

Ÿ изучение нов-го мат-ла;

Ÿ формиров-е практич. умений;

Ÿ контроль знаний;

Ÿ урок практич-го применения знаний.

Виды: урок–лекция; беседа; видео–урок; лабор-ый урок.

Струк-ра состоит из 3 частей:

1) организация  работы (1–3 мин);

2) главн. часть  (40 мин);

3) итог, ДЗ (2–3  мин).

Общие требования к уроку.

Ÿ исп-ние новейш. достиж-ий науки;

Ÿ реализация всех дидакт-х принц-в и правил;

Информация о работе Образовательные стандарты и базисный учебный план. ГОС