Автор: Сергей Иванов, 23 Сентября 2010 в 14:57, курсовая работа
В Российской Федерации установлены государственные образовательные стандарты, которые включают федеральный и национально-региональный компоненты. Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в нашей стране, является Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 г., измененный и дополненный в 1996 г. Он содержит 58 статей, отражающих государственную политику в области образования.
В ст. 7 данного закона указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Национально-региональный компонент отражает национально-регион-альные подходы к уровню качества и содержанию образования и представляет собой совокупность нормативных документов, которые разрабатываются и утверждаются на региональном уровне. К ним относятся рабочая учебно-программная документация, контрольные задания и тесты для оценки качества подготовки учащихся школ и учреждений начального профессионального образования. Данные нормативные документы действуют только на территории конкретного региона.
Государственные образовательные стандарты разрабатываются и уточняются на конкурсной основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством РФ. Данные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования.
1. Образовательные стандарты и базисный учебный план. ГОС.
В Российской
Федерации установлены
В ст. 7 данного закона указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Национально-региональный компонент отражает национально-регион-альные подходы к уровню качества и содержанию образования и представляет собой совокупность нормативных документов, которые разрабатываются и утверждаются на региональном уровне. К ним относятся рабочая учебно-программная документация, контрольные задания и тесты для оценки качества подготовки учащихся школ и учреждений начального профессионального образования. Данные нормативные документы действуют только на территории конкретного региона.
Государственные образовательные стандарты разрабатываются и уточняются на конкурсной основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством РФ. Данные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования.
Другими основополагающими документами являются принятые в 2000 г. Национальная доктрина образования, Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе, Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования». В этих документах намечены основные шаги по развитию отечественного образования на период до 2005 г.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» установлены следующие уровни образования (образовательные цензы): основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование.
ГОС включает в себя общие требования к системе образования, его структуре, к основным образовательным программам, условия их реализации, классификатор направлений и специальностей. Образовательный стандарт является базовым нормативным документом, который определяет структуру и содержание образования независимо от форм получения образования. Государственный стандарт профессионального образования является примером сквозного, комплексного решения, которое определяет функционирование и развитие профессионального образования в России.
Образовательными стандартами не являются ни учебные программы, ни учебники или пособия, как это иногда считают, однако программы и пособия должны разрабатываться в соответствии с государственными стандартами.
Базисный учебный план – это нормативная база для создания обще-образовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий функционирования этих учреждений. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на усвоение содержания образования по классам (группам), образовательным областям и учебным предметам с опорой на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.
Базисный учебный план является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по отбору содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты (А.В. Хуторской).
Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, включая учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.
Школьный компонент позволяет более полно учесть условия конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования.
Ученический
компонент
введен для регламентации индивидуальной
работы с учащимися, занятий поискового
и активно-двигательного характера, позволяющих
углубить индивидуализацию учебно-воспитательного
процесса.
Средство – то, что необх-мо для реализации цели. Пед. средства - это матер-е объекты, предметы, предназначающиеся для организации и осуществления педпроцесса и выполняющие функции развития учащихся.
Знаковые системы (учебники и учебно-методиеские пособия, дидактический материал, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, изобразительные пособия (плакаты, схемы, и т.д.))
В последнее время деят-ть педагога по формир-ю новых ЗУ не мыслима без средств орг-ции познават. деят-ти уч-ся (опорных сигналов, структурно-логич.средств, листов рабочей тетради и т.д.). Эти средства позволяют повысить производит-ть учеб.деят-ти, развить творч.способности уч-ся, увеличить объемы учеб.инф-ции, повысить культуру пед.труда.
Учебник – жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету рекомендован учебно-методическим объединением или министерством образования.
Фун-и учебника
Воспитательная (интерес к профессии, эмоц. настрой)
Информационная (раскрытие содержания материала)
Систематизирующая и развивающая (последов. Систематизация уч. мат-ла)
Самоконтроль
(условия для обобщения и
Координирующая (связано в единое целое осн. Сведения из разных источников)
Требования к учебнику.
1.соответствие
с учебной программой;
2.связь с жизнью и произ-ом;
3.систематичность и послед-ть изложения;
4.учёт возрастных и познавательных способностей
уч-ся;
5.оптимальность объёма;
6.обучение с применением проблем;
7.д.б.задания и вопросы самопроверки;
8.простота языка, доступность изложения;
9.иллюстрации;
10.внешнее оформление.
Методы анализа учебников.
Существует около 300 методов и приёмов анализа учебников.
Основные методы:
Учеб.пособие – может отражать одну тему или один раздел дисциплины, может всю, н не является рекомендованным.
Учеб.метод.пособие – для преподов, в кот. даны метод.рекомендации по проведению урока.
Граф – графически наглядное представление связей м/д понятиями или уч. элементами. Он показывает всю структуру инф-и по данной теме, но не показывает логику изложения уч. материала.
СЛС – показывает логику мизложения уч. материала, составляется из уч. элементов.
СЛСХ строится для части графа (для тех понятий, которые находятся на одном уровне).
Все понятия в графе группируются на соответствующих горизонталях. На гориз. помещаются понятия, объединённые некоторой содержательной существенностью (конструкция, принцип действия. параметры и т.д.)
Спецификация.
табличная форма представления отобранных учебных элементов. Она содержит название УЭ, их символы и группировки понятий по различным основаниям, по времени формирования (новые и опорные) и уровни усвоения.
Имея спец. преп-ль определяет понятия которые необходимо актуализировать; конкретизировать цели обучения, уточнить их в соответствии с уровнями усвоения; отобрать задачи и уч. задания в сооот-ии с уровнями усвоения.
Опорный конспект – наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся. В основу конструирования инф-ии для опорных конспектов закладываются знаково-символические формы переработки учебного материала. Сначала представляются в наглядной форме учебные элементы, создающие ориентировочную основу деятельности, затем формирующие исполнительские и контролирующие действия.
ОК – отличается кодирование инф-и, дает расположение по логике познавательной деят-ти учащихся.
Опорные сигналы бывают в виде: знака, симавола, цвета, формулы, слова, словосочетания, цифры.
Технология Шаталова (семикратное повторение):
Требования:
Лаконичность (не более 300-400 знаков на листе), Структурность (разбиение по блокам + 4,5 связок), Ассоциативность, Не похожесть, Доступность, Цв. Наглядность и образность.
Семикратное повторение (теория Шаталова)
Этапы разработки:
Листы рабочей тетради – сам-ое уч. пособие, сод-ие кот. специально конструируются педагогами; спец. Конструктор, кот. формирует у учащихся поэтапное мышление и пед-г может управлять этой мыслительной деят-ю. Содержит: вопросы, задания.
Типы:
1. тетрадь
по структуре и сод-ию
2. симбиоз учебника и раб материалов к нему. В тетради м.б. применены задания разн. Уровня сложности.
3. Раб. Тетрадь, кот посвящена отдельным аспектам или отдельным темам курса.
Структура:
1. Предисловие
(объясняет для чего она
2. Четкая
структура (от простого к
3. Иллюстрации д.б. обучающими
4. Для
выполнения задания д.б.
Информация о работе Образовательные стандарты и базисный учебный план. ГОС