Образовательная система России и перспективы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

В 1971 году Иван Иллих написал книгу, названную "Общество, отказавшееся от образования". В ней он настаивал на отмене обязательного образования, аргументируя это тем, что школа не развивает способностей ученика, а лишь заставляет дорожить материальными ценностями и техническими знаниями, попадая таким образом в зависимость от квалифицированных специалистов и бюрократов.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Характеристика образовательной системы в России 10
1.1. Дошкольные образовательные учреждения 16
1.2. Высшая школа 28
1.3. Частные и альтенативные образовательные учреждения 32
Глава 2. Перспективы развития образовательной системы России 36
2.1. Стратегия развития 36
2.2. Основные направления развития образования 38
Заключение 47
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

       Развитие  системы образования ставит перед собой социально-экономические и педагогические цели. К социально-экономическим целям можно отнести: преодоление отставания и развитие новых технологий в ключевых областях экономики; дальнейшее развитие культуры и духовности общества; а к педагогическим целям: обновление содержания образования, выработка новых технологий обучения; разработка новых направлений, профессий и специальностей в обучении; разработка междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований.

       Ниже  перечисленные направления развития образования в России не являются полным перечнем, но их первоочередное решение, на мой взгляд, будет способствовать оптимизации и интенсификации решения задач развития национальной системы образования.

       1. Гуманизация образования как процесс и результат переориентации его на личность и как средство ее устойчивости и социальной защиты в рыночных условиях.

       Проблемы  гуманизации образования раскрываются через следующие ее аспекты:

  • гуманитаризация обучения и воспитания, которая включает эстетическую, этическую, в том числе профессионально-коммуникативную, экономическую, экологическую и правовую составляющие, создаст в учебных заведениях "гуманитарную среду" благоприятного для студентов образовательно-воспитательного пространства, здоровый морально-психологический климат;
  • фундаментализация, что проявляется через усиление общеобразовательной компоненты, модульный или интегративный принцип построения содержания, переход на подготовку специалистов широкого профиля, выделение базисной подготовки, усиление научного потенциала и методологической подготовки; социально-ориентированный и личностно-деятельностный характер обучения и используемых педагогических технологий.

       2. Демократизация образования - средство демократизации всего общества.

       Демократизация  образования предполагает необходимость и возможность, а также средства и условия реализации следующих принципов в образовании:

  • равные возможности в получении образования и его бесплатный характер;
  • открытость и многообразие образовательных учреждений;
  • сотрудничество обучающих и обучаемых; студенческое самоуправление;
  • регионализация образования;
  • международная интеграция и сотрудничество;
  • негосударственные формы получения образования и частные образовательные учреждения;
  • общественно-государственное управление в системе образования;
  • демократический механизм руководства и контроля за качеством образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий.

       3. Построение системы  непрерывного профессионального  образования как основное условие развития и реформирования образования России.

       Система непрерывного профессионального образования  позволит обосновать, раскрыть и сформировать такие понятия и явления в педагогике как:

  • многоуровневость образовательных учреждений;
  • преемственность и маневренность образовательных программ;
  • гибкость организационных форм обучения;
  • интеграция образовательных структур;
  • переподготовка профессиональных кадров;
  • неформальное образование взрослых.

       4. Широкая диверсификация  образования - один из путей развития образовательной системы России и вхождения ее в мировое образовательное пространство.

       Диверсификация  образования предполагает:

  • многообразие образовательных учреждений и программ, квалификаций и документов об образовании;
  • разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки;
  • многоканальное финансирование и многообразие в управлении образованием.

       5. Опережающий характер  образования как условие будущего устойчивого развития страны, ее экономики и социальной сферы.

       С этой целью необходимо пересмотреть содержание образования, технологий обучения с позиций:

  • саморазвития личности (интеллектуальная, волевая, эмоциональная, сенсорно-двигательная сфера);
  • повышения уровня образованности населения;
  • мониторинга рынка труда;
  • подготовки кадров по перспективным направлениям;
  • учета географического положения и перспектив развития конкретного региона и страны в целом.

       6. Управление процессами  реструктуризации  образовательной  системы на современном этапе развития.

       Реструктуризация  образовательной системы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательного учреждения учитывает:

  • острый дефицит финансовых ресурсов на всех уровнях;
  • несоответствие системы образования региона его хозяйственно-экономическому потенциалу, что приводит к резкому сокращению учебных заведений, либо их перепрофилированию, либо массовому введению платного обучения;
  • разрушение традиционной структуры хозяйства регионов, переориентация предприятий военно-промышленного комплекса на гражданскую продукцию, увеличение потребностей в кадрах социальной и экономической сферы;
  • необходимость национально-региональной адаптации государственных стандартов;
  • необходимость воспроизводства профессиональной элиты на всех уровнях.

С целью  создания новой системы управления образованием предполагается:

  • формирование системы многоканального финансирования учреждений образования всех уровней (в том числе введение регионального налогового сбора на нужды образования);
  • организация общественно-государственной системы управления, самоуправления и контроля за качеством обучения;
  • оптимизация рынка образовательных услуг, расширение баз переподготовки, перепрофилирования и повышения квалификации кадров; оптимизация спектра специальностей с учетом потребностей хозяйственной и социокультурной сферы;
  • социальная защита работников образования.

       7. Информационное обеспечение  образовательной  системы. 

       Развитие  современных информационных технологий и появление высокоскоростных каналов связи сделало актуальной задачу использования возможностей этих технологий в обучении и научных исследованиях.

       Для этого необходимо: развитие территориальных  сетей передачи данных, предназначенных  для обеспечения доступа организаций  образования, науки и культуры в российские и международные информационные сети; совершенствование сетевой инфраструктуры и информационного наполнения; создание условий для доступа широкого круга граждан к мировым информационным ресурсам.

       Глобальные  электронные сети - нервная система  современной цивилизации. С их появлением человечество вступило в эпоху электронной коммуникации, создания инфосферы. По отдельным данным (Ершов А.) удельная вычислительная мощность инфосферы в исторически обозримый период составит 10-20 млн. операций/сек на человека. При этом значительная часть этого потенциала уже сегодня сориентирована на обслуживание образования и науки.

       Глобальные  информационные системы открывают  новый этап международной интеграции, прежде всего в решении таких стратегических задач как:

  • ликвидация неграмотности, в том числе и функциональной;
  • реализация системы непрерывного образования;
  • приоритетное внедрение в образование новейших достижений науки и техники;
  • научно-методическая перестройка всех форм обучения с учетом НИТ и т.п.

      Неизмеримо  возросшие интенсивность и масштабы межгосударственного обмена информацией стали своеобразным катализатором интеграционных процессов в образовании. Национальные образовательные системы, используя общие информационные потоки, как бы дрейфуют навстречу друг другу. Обеспечивается это растущей глобальностью мирового информационного пространства. В отличие от товарных потоков информация не знает границ.

       Результатом такой работы будет создание единой информационно-образовательной сети в регионе, что позволит использовать новейшее программное обеспечение для обмена различной информацией: от текстовых данных до видеоконференций; применения интерактивных мультимедиа-технологий в учебном процессе, а также позволит сформировать региональные и межрегиональные данные рынка труда, провести анализ перспективных потребностей в профессиях и специальностях.

       8. Интеграция науки  и образования. 

       Интеграция  науки и образования позволит развить научное обеспечение системы образования России, укрепить потенциал вузовской науки, решить задачи подготовки кадров для инновационной деятельности.

       9. Формирование профессиональной  элиты. 

       Современная экономическая ситуация и необходимость  поиска путей практического использования  научно-технических достижений требуют  подготовки высококвалифицированного персонала для работы в этих условиях. По данным Миннауки РФ, на ближайшие годы особенно устойчивый спрос прогнозируется на руководителей и специалистов всех рангов в области управления во всех областях общественной жизни, на менеджеров, на специалистов по маркетингу и коммерциализации разработанных инновационных проектов.

       По  этой причине сегодня как никогда  остро стоит вопрос о формировании профессиональной элиты, которая будет задавать тон в политике, экономике и культуре России в XXI веке.

       Принцип равных возможностей при получении  образования не исключает, а предполагает необходимость особого внимания и бережного отношения к особо одаренным детям.

       Уже сегодня необходимо организовать обучение одаренных детей по ускоренным, индивидуальным программам, создать для них специализированные учебные заведения, где бы они могли в полной мере проявить и развить свой творческий потенциал.

       Кроме того, развитие элитарных образовательных  учреждений будет способствовать развитию системы образования как на государственном уровне (новые стандарты образования, критерии качества образования), так и на негосударственном уровне (укреплению частных и негосударственных профессиональных образовательных учреждений).

       На  мой взгляд, перечисленные направления развития образования в России не являются полным перечнем, но лежат в основе развития системы образования. Их первоочередное решение позволит России успешно интегрироваться в мировое образовательное пространство, что будет способствовать оптимизации и интенсификации решения образовательных проблем.

 

        Заключение

       Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человека идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно  теории "человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.

       Отмечая особую роль образования в истории  человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем, встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др. 

Информация о работе Образовательная система России и перспективы ее развития