Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:55, курсовая работа
В 1971 году Иван Иллих написал книгу, названную "Общество, отказавшееся от образования". В ней он настаивал на отмене обязательного образования, аргументируя это тем, что школа не развивает способностей ученика, а лишь заставляет дорожить материальными ценностями и техническими знаниями, попадая таким образом в зависимость от квалифицированных специалистов и бюрократов.
Введение 4
Глава 1. Характеристика образовательной системы в России 10
1.1. Дошкольные образовательные учреждения 16
1.2. Высшая школа 28
1.3. Частные и альтенативные образовательные учреждения 32
Глава 2. Перспективы развития образовательной системы России 36
2.1. Стратегия развития 36
2.2. Основные направления развития образования 38
Заключение 47
Список литературы
Отечественная
система дошкольного
Проблема сохранения сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) остается актуальной на протяжении всего периода радикальных социально-политических и экономических преобразований в России. В целях предотвращения ее разрушения были разработаны и приняты директивные документы как федерального, так и регионального уровня, а также соответствующие нормативные правовые акты в субъектах Российской Федерации. Это позволило ослабить негативные тенденции, и закрытие детских садов в настоящее время происходит не такими темпами, как в начале 90-х годов. Однако сеть ДОУ продолжает сокращаться.
Огромные усилия для обеспечения деятельности детских садов. Однако прогрессирующий рост цен на энергоносители, транспорт, питание, оборудование при незащищенности соответствующих затратных статей приводит к вынужденному закрытию муниципальных ДОУ.
В то же время фактическое сокращение финансирования системы дошкольного образования по всему объему статей может привести к снижению его качества, что в свою очередь будет способствовать дальнейшем разрушению системы дошкольного образования в целом. Таким образом, для обеспечения традиционного полного спектра услуг, требующих наличия в ДО пищеблока, прачечной и обслуживающего их технического персонала, а также медицинских и педагогических работников, необходимы соответствующие ассигнования бюджета; либо доходы родителей, за счет которых затраты могли бы компенсироваться.
Анализ показывает, что большая часть расходов приходится на услуги непосредственно не связанные с образованием: например, затраты на питание, зарплату персонала, обеспечивающего присмотр за детьми во время их 10—12-часов ежедневного пребывания в детском саду.
В экономически развитых странах Европы и США примерно с 60-70-х годах сложилась система вариативных организационных форм работы с дошкольниками, Это различные центры, игровые группы, в которых дети проводят неполный день, а питание обеспечивают родители.
В России нормативно-правовая основа подобных разнообразных форм дошкольного образования была разработана еще в середине 90-х годов. Так, в “Типовом положении” о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677) допускается «функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения» (п. 21). В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Однако эта норма создания новых, в том числе менее затратных, форм дошкольного образования остается в полной мере невостребованной. Это происходит по целому ряду причин. Среди них недостаточная инициативность местных администраций, насущная потребность специальных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимость соответствующего программно-методического обеспечения и др.
При
этом необходимо отметить появление
в последнее время так
В настоящее время приходится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь декларацией, закрывающей реальную брешь в непрерывности педагогического процесса. Прежде всего, это относится к разрыву между дошкольным и начальным школьным образованием, хотя, по признанию ученых и практиков, именно этот возрастной период является наиболее важным для общего развития, формирования личностных качеств, необходимых в течение всей последующей жизни и служащих фундаментом для приобретения специальных знаний и навыков.
В чем же причина разрыва между важнейшими, основополагающими звеньями образования? В первую очередь, на мой взгляд, она состоит в том, что эти две ступени образования находятся в ведении разных типов воспитательно-образовательных учреждений и курируются обособленными друг от друга педагогической и психологической наукой. Поэтому указанный разрыв имеет место уже на уровне программ воспитания и обучения в детском саду и школе, методов и форм организации педагогического процесса. Ориентация на «среднего» ребенка приводит к тому, что развитие детей с более высоким уровнем искусственно тормозится и они не могут полноценно реализовать свои способности, а дети с темпом развития ниже среднего уровня вынуждены постоянно переживать неуспех, что отрицательно сказывается на их эмоциональном и психическом благополучии.
В то же время если уже имеются первые попытки создания единых программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста («Золотой ключик» (Москва), «Детская школа» (Омск) и др.), основанных на принципах гуманизации и демократизации педагогического процесса, то средние и высшие педагогические учебные заведения, продолжают обучать студентов практически изолированно друг от друга. Поэтому специалисты, окончившие факультет «Педагогика и психология начального школьного образования», совершенно не знают особенностей детей дошкольного возраста, и наоборот.
Не удивительно, что учителя, принимая детей в первый класс общеобразовательной школы, зачастую тестируют их по школьным предметам, оценивая уровень развития в зависимости от знания определенной части учебного материала, а не от развития необходимых для обучения психических и физических качеств личности (память, мышление, воображение, любознательность, воля и др.). Воспитатели же, в свою очередь, предвидя такие требования школы, стремятся дать детям конкретный объем знаний, умений и навыков, механически «натаскивая» на школьную программу. Таким образом, и в детском саду задачи общего развития отходят на второй план, уступая место школьной подготовке. Нивелируется сама идея самоценности дошкольного детства и основных видов деятельности детей этого возраста.
Однако даже во вновь созданных учреждениях типа «детский сад-школа», призванных осуществить преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой, эти две ступени образования часто просто располагаются в одном здании, но существуют автономно, так как проблемы коренного изменения организации работы образовательного учреждения и интеграции содержания педагогического процесса (единого «сквозного» содержания образования с дифференциацией воспитания и обучения детей на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка) не решаются.
Решить проблему преемственности, на мой взгляд, возможно лишь, если будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Поэтому, прежде всего, необходимо пересмотреть и разработать:
• общие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса;
• общие принципы построения программ и методик;
• общие принципы отбора и подготовки кадров.
Думается, что только комплексное решение всех этих проблем позволит на практике реализовать идею преемственности детского сада и школы.
В июне 1993 г. по многочисленным просьбам родителей между администрацией Автозаводского района Н. Новгорода и дирекцией ОАО «ГАЗ» был заключен договор об открытии на базе ДОУ № 117 учреждения нового типа — Детский центр-прогимназия.
Режим пребывания в прогимназии такой же, как и в детском саду (с 6.00 до 18.00). Дети получают четырехразовое питание и комплекс таких услуг, как физиолечение, массаж, сауна, плавание, занятия в клубах, студиях, секциях и др. Вся нерегламентированная деятельность детей организуется в разновозрастном сообществе, создающем уникальную возможность контактов между детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Первоклассники-шестилетки, как и дошкольники, днем спят, а дети 2-4 классов имеют возможность просто отдохнуть (для этого имеются специальные зоны отдыха) или заняться по выбору любимым делом.
Оплата
содержания детей в детском центре-
В течение дня в прогимназии с детьми работают воспитатели-гувернеры (в дошкольных группах — воспитатели), которые организуют режимные процессы, нерегламентированную деятельность, присутствуют на всех занятиях, проводят затем индивидуальную работу. Роль воспитателя (гувернера) как инициатора развивающего процесса очень важна: именно он является координатором всех педагогических воздействий на ребенка.
Благодаря переходу на гибкие графики работы (в соответствии с конкретными обязанностями в определенное время и в определенной группе-классе) появилась возможность изменения штатного расписания (при сохранении общего количества штатных единиц и фонда заработной платы). За счет этого были выделены (а не введены!) ставки специалистов по словесности, математике, английскому языку, компьютерам, изодеятельности, ручному труду, природоведению и др., которые занимаются с детьми с 4 до 10 лет, прослеживая развитие каждого ребенка и «проживая» с ним совместную жизнь. Поэтому переход детей из дошкольных групп в прогимназические классы не вызывает каких-либо адаптационных трудностей, тем более что все педагоги имеют специальное образование и опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками, что позволяет им осуществлять дифференцированный подход к детям. Это касается и материала, и процесса общения вообще.
Все уроки в прогимназии (как и занятия в Детском центре) в основном проводятся подгруппами в специально оборудованных помещениях. Например, одна подгруппа детей занимается английским языком в лингафонном кабинете, другая — ручным трудом и конструированием в мастерских, после чего подгруппы меняются местами.
В некоторых исследованиях приход в дошкольные образовательные учреждения нового типа «предметников» трактуется как отрицательный момент из-за их «несоответствия» психологическим особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Безусловно, если бы воспитатель или учитель мог объединить и «умственное, и нравственное развитие» это было бы идеально! Но сегодня для этого необходимы не только глубокое знание педагогики и психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста, но и высокий уровень культуры педагога, владение новыми областями знаний и навыков (иностранным языком, компьютерами, валеологией и др.), без чего нельзя ввести ребенка в современный мир; необходимо также уметь общаться с ним с позиции не «над», а «вместе» и т. д. К сожалению, такие высококвалифицированные и разносторонние педагоги — большая редкость... Поэтому именно на специалистов-предметников в учреждении, была возложена ответственная миссия — на основе имеющихся программ разработать последовательные («сквозные») программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, объединив их затем в комплексную программу «Синяя птица», построенную на единых подходах и принципах:
• непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. программный материал располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетентности);
• интеграция программных областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действий;
• рациональное сочетание разных видов деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
• обеспечение психологического комфорта, повышенное внимание к здоровью детей;
• уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
Информация о работе Образовательная система России и перспективы ее развития