Образовательная система России и перспективы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

В 1971 году Иван Иллих написал книгу, названную "Общество, отказавшееся от образования". В ней он настаивал на отмене обязательного образования, аргументируя это тем, что школа не развивает способностей ученика, а лишь заставляет дорожить материальными ценностями и техническими знаниями, попадая таким образом в зависимость от квалифицированных специалистов и бюрократов.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Характеристика образовательной системы в России 10
1.1. Дошкольные образовательные учреждения 16
1.2. Высшая школа 28
1.3. Частные и альтенативные образовательные учреждения 32
Глава 2. Перспективы развития образовательной системы России 36
2.1. Стратегия развития 36
2.2. Основные направления развития образования 38
Заключение 47
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

       К альтернативным образовательным учреждениям  можно отнести некоторые гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения (московская лингвистическая гимназия с углубленным изучением английского и других иностранных языков, в том числе древних; медико-философская школа-лицей при МГУ им. М. В. Ломоносова и др.).

       Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские сады и школы  Р. Штайнера, или так называемые вальдорфские школы, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и России. Созданная в начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антропософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925) была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью особых упражнений. Стержень концепции образования составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует строгая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оценок, лишены страха перед отчислением, второгодничеством. К работе вальдорфских школ активно привлекаются семьи воспитанников. Первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре перестройки. Первый детский сад в Москве работал таким образом, что утром из одной комнаты трехкомнатной квартиры многодетной семьи вся мебель переносилась в другие комнаты, чтобы освободить место для занятий, вечером мебель перетаскивали на свое место. Потом многочисленные семинары, лекции зарубежных доцентов, основание Семинара по подготовке учителей, первые выпускники-учителя с дипломами (1991 г). По иронии судьбы самая первая вальдорфская школа “Семейный лад”, открывшаяся в Москве в 1990 году, возникла по инициативе православных педагогов. Ее основательница Ирина Никитина познакомилась тогда с вальдорфской педагогикой и сразу приняла ее.

       В настоящее время вальдорфские школы, детские сады и педагогические инициативы существуют во многих городах нашей страны.

       Кроме этого, есть несколько детских садов. Помимо Москвы, вальдорфские школы и детские сады существуют в Санкт-Петербурге, Ярославле, Туле, Владимире, Воронеже, Рязани, Казани, Самаре, Жуковском, Зеленограде, Тюмени, Иркутске, Смоленске, Одессе, Днепропетровске. Школы находятся на самых разных стадиях развития. Не так давно ряд вальдорфских школ объединились в Ассоциацию вальдорфских школ России, цель которой способствовать повышению квалификации учителей, разрабатывать и согласовывать учебные планы и представлять движение перед общественностью. Так что можно сказать, что вальдорфская педагогика у нас в стране является пусть скромным, но всё же заметным инновационным движением.  

       Другой  пример нетрадиционного образования - школа Марии Монтессори (1870-1952). В этой школе главной целью воспитания провозглашено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях. Основу взаимодействия ребенка с педагогом составляет правило: «Помоги мне это сделать самому». Значительное место в образовательном процессе отводится работе ребенка с дидактическим материалом М. Монтессори, устроенным по принципу автодидактизма. Учебно-педагогический  комплекс № 7 “Маросейка” входит в состав городской экспериментальной площадки “Новые педагогические и организационно-управленческие технологии (Метрополис-Москва)”. Разработана программа экспериментальной площадки УПК, определившая приоритетные направления работы на данном этапе:

  • подготовка специалиста по методике М. Монтессори, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к ребёнку, обеспечивающий психологическую защищённость и успешность его развития;
  • качественное изменение подготовки специалиста;
  • разработка и использование новых образовательных технологий в процессе обучения по методу М. Монтессори;
  • учебно-поисковая, научно-исследовательская работа студентов, как условие и средство формирования учебных и мыслительных навыков.

       С целью реализации этого направления были разработаны учебные программы, методические и учебные пособия по использованию дидактических материалов, лекционные курсы, рекомендации по организации педагогической практики, создан интегрированный курс музыкальных дисциплин с использованием элементов Монтессори-системы.

       Деятельность такого учебного заведения – продолжение большой работы, рассчитанной как на сегодняшний день, так и на много лет вперёд. Ведь в основе работы лежат принципы, важные для каждого из нас:

- все  люди равноценны, а их человеческое достоинство незыблемо;

- в процессе  воспитания необходимо укреплять веру в то, что все люди уникальны, что каждый имеет предпосылки для развития своей личности;

- индивидуальное  своеобразие делает общество  богатым и разносторонним. 

       Нетрадиционность отличает работу с детьми в национальных учебных заведениях, которые возникают повсеместно (татарский, армянский, еврейский детские сады, христианская школа  и др.). Указанные заведения реализуют в своей работе идеи и традиции национального воспитания, ведут обучение на родном языке, знакомят с культурой, историей, религией народа.  

       Альтернативные  учебно-воспитательные учреждения, дополняя и раздвигая рамки государственной системы образования, предоставляют большие возможности для выбора модели обучения и воспитания. Однако у общественности стран, где имеет место развитие негосударственных образовательных заведений, возникает опасение, не противоречит ли создание таких учреждений принципам демократизации просвещения, не станут ли они фактором расслоения общества.

 

        Глава 2. Перспективы  развития образовательной  системы России 

    1. Стратегия развития
 

       Во всех дискуссиях о свойствах и качествах образования России молчаливо предполагается, что образовательная система России охватывает все население страны, нуждающееся в образовании соответствующего уровня. Это в основном справедливо в отношении общего образования, но это далеко не так по отношению к профессиональному образованию и особенно к высшему профессиональному образованию. Плотность сети профессионального образования России недостаточна. Это наглядно демонстрирует бурный рост филиалов центральных вузов в регионах России.

       Профессиональное  образование эффективно, если оно  доходит до всех слоев населения нуждающихся в нем, поэтому стратегическим направлением развития образовательной системой России должно быть создание плотной работоспособной региональной системы профессионального образования.

       Через развитие региональной системы профессионального  образования достигаются цели, декларируемые в Концепции модернизации образования, и обеспечивается реализация приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, обозначенных Минобрнауки.

       Все качества системы профессионального  образования РФ эффективно проявляются, если она охватывает образованием соответствующего уровня значительную долю нуждающегося в нем населения страны. Только так можно обеспечить реальную доступность и социальную эффективность профессионального образования, повысить профессиональную квалификацию населения, а следовательно и производительности труда страны, доказать экономическую эффективность профессионального образования, а тем самым и обосновать выбор профессионального образования как приоритетного направления развития образовательной системы РФ.

       Получение профессионального образования на протяжении всей трудовой деятельности (непрерывность профессионального образования) возможно, если оно будет предоставляться, как правило, без отрыва от производства непосредственно в местах проживания и работы населения.

       Основа  инвестиционной привлекательности профессионального образования, как и любой услуги — устойчивый широкий спрос населения, опять же предполагает развертывание профессионального образования в регионах.

       Таким образом, непрерывность профессионального  образования и его инвестиционная привлекательность могут быть реализованы только в региональной системе профессионального образования. Система профессионального образования страны состоит из систем профессионального образования регионов (СПОР), являющихся таким образом основной структурной единицей профессионального образования страны. 

 

2.2. Основные направления развития образования. 

       Устойчивое  развитие России и вхождение ее в  мировое образовательное пространство возможно при устойчивой системе образования. На мой взгляд добиться последнего возможно, если будут удовлетворены образовательные потребности:

  • личности, как главного действующего лица и действующей силы свободного движения общества;
  • общества с целью творческого развития и образованности своих членов;
  • экономики страны в целом и конкретного региона для обеспечения кадрами различных уровней образования и квалификации;
  • самой системы образования для ее эффективного функционирования и развития.

       В ходе реструктуризации национальной образовательной  системы предстоит реализовать ряд важнейших для будущего России целей:

  • приобретение глубоких и разносторонних знаний;
  • развитие аналитических способностей и критического мышления;
  • развитие самоанализа и осознание собственных возможностей;
  • побуждение творческих способностей, инициативы, воображения
  • развитие чувства ответственности за свои действия;
  • выработка способности преодолевать нежелательные импульсы и вредные привычки;
  • развитие коммуникабельности;
  • помощь людям в адаптации и подготовке к переменам;
  • формирование глобального видения мира;
  • формирование способности оперативно и эффективно решать возникающие проблемы.

       Развитие  образования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и элементов ее развития на основе аналитических оценок и стратегических направлений в экономике и социальной политике государства. Процесс развития образования должен основываться на принципе преемственности, анализе предыдущего периода эволюции образования и учете позитивных достижений отечественной системы образования.

       Анализ  действующей системы профессионального  образования и её ретроспектива  позволяют сформулировать основные (приоритетные) направления развития образования.

       Исходными положениями выбора этих направлений  развития должны быть:

  • Концепция устойчивого гуманистического развития, которая подразумевает развитие и возвышение в каждом человеке интеллектуально-духовного начала при удовлетворении разумных материальных потребностей всех людей планеты, что может быть достигнуто при максимально развиваемых науке, культуре и создании адекватной этим задачам системы образования и воспитания.
  • Постулат об устойчивом развитие России и вхождении ее в мировое образовательное пространство, которые требуют создания устойчивой системы образования.
  • Программа действий для достижения устойчивости системы образования, которую необходимо строить с учетом следующих обстоятельств:
    • Требований общества, государства, экономики к образованию. Данные требования заключают в себе те моменты, которые вменяются системе образования как государственному институту и диктуются интересами государства, а также ожиданиями общества и граждан в отношении перспектив экономического и социального развития страны;
    • ориентации системы на удовлетворение образовательных потребностей личности, которые в свою очередь тесно связаны с требованиями социальных слоев, различных общностей людей, конфессий, национальных, региональных и других особенностей;
    • влияний, оказываемых на образование общественно-экономическими трансформациями (в нашем случае это финансово-экономическая нестабильность, появление иных, кроме государственной, форм собственности, институций и видов деятельности);
    • тенденций и процессов внутри самой образовательной сферы: с одной стороны, это традиции российского образования; с другой - общемировые тенденции, степень их влияния и наша ориентация на них, обусловленная вхождением в мировое образовательное пространство.

Информация о работе Образовательная система России и перспективы ее развития