Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 18:21, контрольная работа
При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия «образование» смысл, вкладываемый в него, не однозначен. Выделяют следующие аспекты содержательной трактовки понятия «образование»: образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен; образование как система; образование как педагогический процесс; образование как результат.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Образование как общечеловеческая ценность………………………..5
2. Образование как социокультурный феномен ……………………….11
Заключение ……………………………………………………………….15
Список использованной литературы ……………………………………18
Любое
общество существует лишь при условии,
что его члены следуют принятым
в нем ценностям и нормам поведения,
обусловленным конкретными
Под
образованием понимается единый процесс
физического и духовного
Эта система включает:
• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
• ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
• ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
•
ценности, позволяющие осуществить
самореализацию (творческий, вариативный
характер труда педагога, романтичность
и увлекательность
•
ценности, дающие возможность удовлетворять
прагматические потребности (возможности
получения гарантированной
Заключение
Образование
оказывает влияние на все виды
деятельности человека. Окончив школу,
одни поступают в институт, другие
в техникум, третьи не поступают
никуда. Это являет собой определённый
фильтр в выборе дальнейшей профессии
человека, хотя не редки случаи, когда
окончив институт человек, идёт работать
продавцом мороженого, особенно в нашей
стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего
устройства образованием не утрачивается.
Хэрн писал, что образование - разумный
способ распределения людей в соответствии
с их достоинствами. Согласно теории «человеческого
капитала» образование не является чем-то
немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение
в будущее человека. Как и все капиталовложения,
в будущем оно приносит прибыль. В этой
теории утверждается, что все усилия, затраченные
в прошлом, будут вознаграждены в будущем.
Вполне естественно, что вознаграждение
соответствуют капиталовложениям. Это
оправдывает неравенство между людьми,
так как они затратили неравные средства
на подготовку к разным видам деятельности.
Отмечая особую роль образования в истории
человечества, зарубежные и отечественные
ученые говорят о несоответствии современной
системы образования объективным требованиям
нынешнего этапа общественного развития.
Этот этап, наступивший во второй половине
XX в., характеризуется серьезными, динамичными
изменениями в различных социально-экономических
сферах. Возрос интерес к человеку как
фактору экономического прогресса, в связи,
с чем встал вопрос о гуманизации образования.
Прогресс науки, техники, культурная и
информационная революции превращают
образование в необходимый атрибут повседневной
жизни. Подлинный переворот в технике,
технологии меняет характер и содержание
многих видов труда. В результате чего
от человека требуются уже не столько
физические затраты, сколько интеллектуальные
усилия, самостоятельность и ответственность
в принятии решений. В обществе возникла
объективная потребность в образованных,
компетентных людях, возросла тяга к образованию,
а демократизация социальной жизни сделала
его более доступным для разных категорий
населения, в том числе для национальных
меньшинств, женщин, инвалидов, работающей
молодежи и др. Пытаясь осмыслить новый
и альтернативный педагогический опыт,
сопрягая его с современными формами жизни
культуры, мы выходим к проблеме отсутствия
единой педагогической практики (традиционное
образование, развивающее, новое гуманитарное
и т.д.) Сегодня в России можно выделить
три основных тенденции в сфере образования:
кризис классической модели, создание
экспериментальных школ, альтернативных
форм обучения, интеграция в мировую культуру:
демократизация школы, установление связи
с основными созревающими субъектами
культуры, создание системы непрерывного
образования, гуманизация и компьютеризация
образования. Третья тенденция - восстановление
и развитие традиций русской школы. В России
разработаны следующие философско-педагогические
идеи: концепция поэтапного формирования
умственных действий (П.Л. Гальперин), идеи
развивающего обучения (В. Давыдов, А. Занков),
проблемное обучение (И. Лернер), школа
«диалога культур» (В. Библер), методологизация
содержания процесса обучения (Г.П. Щедровицкий,
Н.Г. Алексеев). В современной ситуации,
когда закладываются основы экономического
поведения, когда основной тезис жизни
«на все есть цена», встает проблема формирования
новой экономической культуры ребенка,
которая призвана помочь ребенку войти
в мир реалий. И в заключение хотелось
бы поделиться своими впечатлениями от
новой формы обучения - с помощью компьютера.
Конечно, нельзя всё сводить к нему, - и
количество часов, проведенных за экраном,
не может служить критерием качества обучения,
как это пытаются представить в некоторых
частных школах. Но, несомненно одно - компьютер
отличный помощник для организации индивидуального
обучения. Ведь как только педагог перестает
видеть в ученике просто сосуд, который
нужно наполнить знаниями и умениями,
ему приходится искать индивидуальный
подход к каждому, подстраиваться под
его интересы, темп усвоения материала,
личные особенности психики. Например,
в некоторых школах каждый ученик может
выбрать для себя не просто интересующий
его курс, но даже отдельные предметы.
Компьютер же, как известно, выполняет
ту программу, которая в него заложена,
и предоставляет огромный выбор тем для
изучения. Современные методы представления
информации в компьютерах включают в себя
не просто текст, но и картинки, видео,
звуковые фрагменты. Это позволяет задействовать
практически все органы чувств, используемых
для восприятия информации, при этом происходит
ее дублирование по различным каналам
восприятия, что резко повышает скорость
и качество усвоения материала. Компьютерный
учебник нельзя уже сравнивать с книгой,
как это было всего несколько лет назад
- сейчас многие обучающие программы невозможно
отличить от игр, и для того, чтобы победить
в такой игре, понадобятся знания, которые
ребёнку трудно принять как необходимые
ему именно сейчас - ведь всем нам свойственно
откладывать «на потом» решение многих
проблем. А такой элемент современных
компьютерных документов, как гипертекстовая
ссылка позволяет при необходимости обратиться
в любое место документа за дополнительной
информацией, и в то же время при повторном
изучении не перегружает исходный текст
документа. Кстати, по принципу гипертекста
устроена всемирная информационная сеть
Internet, с помощью которой уже сейчас проводится
так называемое «дистанционное обучение»
- когда профессора крупнейших университетов
выступают с лекциями и отвечают на вопросы
не привычной студенческой аудитории,
а перед теми, кто в данный момент подключен
к их узлу сети. Несмотря на тишину и видимое
отсутствие слушателей последних может
быть не меньше, чем зрителей у телеэкрана,
но в отличие от книги или телепередачи
сохраняется обратная связь между преподавателем
и учениками.
Список использованной литературы
1. Вайндорф-Сысоева, М. Е., Крившенко, Л. П. Педагогика [Текст] Пособие для сдачи экзамена. — 2-е изд., пе-раб. и доп. / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко.— М.: Юрайт-Издат, 2005. — 239 с.
2. Загвязинский, В.И., Емельянова, И.Н. Общая педагогика [Текст] / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М., 2008. – 391 с.
3. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 176с.
4. Подласый, И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений [Текст] / И. П. Подласый. - М: Просвещение Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
5. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-576с.
6.
Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и
искусство. Курс лекций. Учебное пособие
для студентов, преподавателей, аспирантов.
[Текст] / Т. А. Стефановская. - М.: Изд-во
«Совершенст-во», 1998.
Информация о работе Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен