Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия «образование» смысл, вкладываемый в него, не однозначен. Выделяют следующие аспекты содержательной трактовки понятия «образование»: образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен; образование как система; образование как педагогический процесс; образование как результат.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Образование как общечеловеческая ценность………………………..5
2. Образование как социокультурный феномен ……………………….11
Заключение ……………………………………………………………….15
Список использованной литературы ……………………………………18

Работа содержит 1 файл

педагогика.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

    План  работы

    Введение  ……………………………………………………………………3

    1. Образование как общечеловеческая ценность………………………..5
    2. Образование как социокультурный феномен ……………………….11

    Заключение  ……………………………………………………………….15

    Список  использованной литературы ……………………………………18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

      При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия «образование»  смысл, вкладываемый в него, не однозначен. Выделяют следующие аспекты содержательной трактовки понятия «образование»: образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен; образование как система; образование как педагогический процесс; образование как результат.

      В аспекте категории ценности образование  понимается как общечеловеческая ценность. Различают предметные и субъективные ценности. Все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве предметных ценностей. Субъективными ценностями являются те критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок.

      Особую  группу составляют педагогические ценности. Их суть определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью  и созидательными возможностями. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Общечеловеческой педагогической ценностью является образование.

      Образование имеет государственную, общественную, личностную ценность. Государственная  ценность образования состоит в  том, что оно является нравственным, интеллектуальным, научно-техническим, духовно-культурным и экономическим потенциалом государства. Личностная ценность образования для каждого индивида своя. Особенно это относится к собственному образованию, его уровню и качеству.

      Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет ряд функций. Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделяют следующие социокультурные функции образования:

      - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;

      - это способ социализации личности и преемственности поколений;

      - это механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства;

      - это процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни;

      - это функция развития региональных систем и национальных традиций;

      - это социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;

      - это активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Образование как общечеловеческая ценность.
 

      Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным в большинстве стран  правом человека на образование. Его  реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

      Однако  далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою. 1

      Реализация  тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов  образования. Первый тип характеризуется  наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением офаничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

      Для преодоления недостатков первого  и второго типов образования  стали создаваться образовательные  проекты, решающие задачи подготовки компетентного  человека. Он должен понимать сложную  динамику процессов социального  и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.

      Резюмируя сказанное, можно выделить следующие  культурно-гуманистические функции  образования:

      ·  развитие духовных сил, способностей и  умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

      ·  формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;

      ·  обеспечение возможностей для личностного  и профессионального роста и  для осуществления самореализации;

      ·  овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

      ·  создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.2

      Культурно-гуманистические  функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

      Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических  функций образования, является его  общая направленность на гармоничное  развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может быть сведено к перечислению достоинств человека. Истинный прогностический идеал личности - это не произвольная умозрительная конструкция в порядке добрых пожеланий. Сила идеала состоит в том, что в нем отражаются конкретные потребности социального развития, требующие сегодня развития гармоничной личности, ее интеллектуально-нравственной свободы, стремления к творческому саморазвитию.

      Постановка  цели образования в такой формулировке не исключает, а, напротив, предполагает конкретизацию педагогических целей  в зависимости от уровня образования. Каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования. Для гуманистически ориентированного образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой - условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.

      Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств - содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.3

      Таким образом, отбор содержания образования  обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и развития культуры, а с другой - создает благоприятные возможности для творческого овладения той или иной областью знаний.

      Известно, что всякий конкретный вид творчества - это проявление актуализирующейся (творящей самое себя) личности не только в науке, искусстве, общественной жизни, но и в становлении личностной позиции, определяющей присущую именно этому человеку линию нравственного поведения. Трансляция безличных, чисто объективных знаний или способов деятельности приводит к тому, что учащийся не может проявлять себя в соответствующих областях культуры и не развивается как творческая личность. Если же он, осваивая культуру, делает открытие в самом себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и душевных сил, то соответствующая область культуры становится "его миром", пространством возможной самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую традиционное содержание образования обеспечить не может.

      Реализация  культурно-гуманистических функций  образования ставит также проблему разработки и внедрения новых  технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличности ость образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

      Гуманистическая технология образования позволяет  преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной  деятельности и друг от друга. Такая  технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.

      Реализация  культурно-гуманистических функций  образования, таким образом, обусловливает  неограниченный в социокультурном  пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс перехода от традиционного типа образования к гуманистическому происходит неоднозначно. Существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен