Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:52, курсовая работа
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Также учитель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода - создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте. Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышления, будить их воображение, чувства.
Чтение художественного произведения для детей младшего школьного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить их глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.
Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.
После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы - помочь детям глубже узнать растения, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.
Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями: для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, просмотром кинофильма); для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о растениях.
В каждой беседе решается задача развития речи детей. В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды:
· установочная беседа помогает педагогу собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т.д.;
· эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач;
·
итоговая беседа используется для обобщения
и систематизации знаний детей о растениях.
Итоговая беседа проводится по мере накопления
детьми представлений о растениях и только
при условии, если эти представления усвоены
всеми детьми. В ходе такой беседы задаются
различные вопросы: репродуктивные и поисковые.
Используется сравнение по признакам
различия и сходства. Можно опираться
на опыт детей.
1.3 Содержание и методика формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у младших школьников
По мнению Л.С.Выготского у младших школьников формируются знания только в процессе активной деятельности, которой является труд (9).
Особое значение труда видел К.Д.Ушинский. Он писал: «Тело, сердце и ум человека требуют труда и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу. Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду».
Известный
советский педагог В.С.
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение природы для удовлетворения своих потребностей.
Одним из средств формирования знаний о комнатных растениях у детей младшего школьного возраста является трудовая деятельность, а именно деятельность детей в процессе ухода за растениями (33).
Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования знаний о труде взрослых и воспитание уважения к людям труда, обучение простейшим трудовым навыкам и воспитание интересов к труду, воспитание трудолюбия и самостоятельности, воспитание умения трудиться в коллективе.
В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают их, знакомясь с условиями их обитания. У них развивается любознательность, познавательный интерес. Труд становится важным средством умственного развития детей (В.Г.Нечаева).
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. В процессе труда педагог учит детей отмечать сходство и различия между растениями по форме, величине, окраске листьев и цветов, формировать интерес и любовь к растениям, умение замечать изменения в их развитии. Это расширяет их представление о живых растениях, вызывает живой интерес к ним.
К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относится ознакомление с трудом взрослых, пример самого учителя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы ученика и всего класса.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе детей приучают трудиться сообща, помогать друг другу.
Труд
в природе имеет большое
По
организации коллективного
Особенностью руководства трудом в начальной школе является то, что учитель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает детей не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, готовить весь необходимый инвентарь.
Экологический подход к организации детского труда по уходу за комнатными объектами - это демонстрация и осознание посреднической роли человека в существовании всех тех, кого он решил выращивать. Человек и его труд - средообразующий фактор в жизни, необходимо, чтобы это понимали учителя и формировали такое же понимание у детей.
В организации любого труда в природе необходимо четко выделить три этапа:
1.
осмотр - наблюдение живых объектов,
выявление их состояния и
2. трудовая деятельность в том наборе и объеме, которое были определены при осмотре;
3. заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.
Смысл начального наблюдения - вызвать необходимость трудовых условий. Смысл завершающего наблюдения - дать ребенку почувствовать удовлетворение, получить положительные эмоции от проделанной работы.
В начальной школе дети уже имеют некоторые знания, навыки по уходу за комнатными растениями, осознают свои обязанности. П.Г.Саморукова рекомендует учителю иметь возможность с середины года приучать их к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. Они могут договориться, кто за какими объектами будет ухаживать. Педагог в этом случае «подсказывает» детям выбор объектов, следит за тем, чтобы они бережно обращались с растениями, работали аккуратно, дружно и доводили начатое дело до конца.
Следует так поставить работу, чтобы дети сообщали воспитателю об её окончании и просили проверить сделанное. Вначале ребенок оценивается в конце каждого дня. Дети рассказывают всей группе, как они ухаживают за растениями, что нового, интересного заметилиПри оценке работы следует подчеркнуть хорошее состояние растений с тем, чтобы доставить детям удовольствие и радость от результатов своей работы.
Знания младших школьников о комнатных растениях получают существенные дополнения. Дети узнают о том, что растениям для роста и развития нуждаются в тепле, свете, влаге и человеческом уходе. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие- в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.
Таким
образом, труд является одним из средств
формирования знаний о комнатных растениях
у детей. Для того, чтобы ребята трудились
с удовольствием и без принуждения, учитель
должен правильно организовывать трудовую
деятельность, соблюдая педагогические
требования.
2.Обобщение педагогического опыта по проблеме исследования.
2.1 Экологический проект «Растем вместе»: формирование ценностного отношения к природе у младших школьников.
Экологическая проблема взаимосвязи природы и человека на окружающую среду стала очень актуальна и приняла большие масштабы. Поэтому, необходимо воспитывать любовь и заботливое отношение к природе с самого раннего детства.
Уроки по ознакомлению школьников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На уроках формируется система элементарных знаний у всех детей в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми младшего школьного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.
Эффективность урока зависит от того, как педагог подготовится к его проведению. Наметив тему занятия, он должен пополнить, уточнить собственные природоведческие знания по теме, а затем разработать программные задачи занятия.
В младшем школьном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Одним из путей реализации экологического образования явилось апробирование учебно-методического пособия «Растем вместе».
Начиная работу над проектом, педагоги поставили перед собой задачу: пополнить знания детей об объектах живой и неживой природы; расширить представления детей о роли растений в природе и жизни человека; сформировать у них ответственное отношение к окружающему миру растений, сохранению красот природы, через конкретную практическую деятельность; определить какой эмоциональный настрой вызывает каждое занятие и весь проект в целом у конкретных детей.
Информация о работе Обобщение педагогического опыта по проблеме исследования