Обобщение педагогического опыта по проблеме исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Работа содержит 1 файл

сама курсовая.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     стимулирование  и мотивация учебно-познавательной деятельности детей;

     организация и осуществление учебно-познавательных действий;

     контроль  и самоконтроль эффективности учебно-познавательной деятельности.

     Данная  группа методов имеет различные, конкретные формы проявления в зависимости от возрастной специфики обучаемых детей (6).

     В младшем школьном возрасте основным мотивом обучения является познавательный интерес. Именно наличие у детей познавательного интереса к обучению повышает эффективность этого процесса и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями.

     Познавательный  интерес проявляется в постоянно  активном стремлении человека к познанию, к открытию, к получению новых, полных и глубоких знаний. Познавательные интересы имеют особое значение в развитии детей, главным содержанием жизни которых является обучение. Устойчивый познавательный интерес активно содействует глубокому усвоению знаний, формированию научного мировоззрения, убеждённости.

     В ряде случаев получены сведения о  том, что познавательная деятельность тесно связана с практической, преобразующей деятельностью самих детей, и в значительной мере определяются ею. Усвоенные с помощью взрослого способы практического преобразования предметов выступают как мощный инструмент познания окружающего мира вещей. Особое значение данные способы имеют для обнаружения скрытых, непосредственно не воспринимаемых сторон, свойств, связей предметов (Г.И.Минская, Е.Е.Лысенко, Е.И.Корзайова).

     Исходным  звеном формирования знаний о растениях  является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленности к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми младшего школьного возраста доказана психолого-педагогическими исследователями: П.Г.Саморуковой, И.А.Комаровой, И.А.Федотовой, Н.Н.Кондратьевой, Е.Ф.Терентъевой.

     Спецификой  системы знаний является ее построение на конкретно-ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию наглядно-образного мышления. В целом, все ученые сходятся в одном: знания - необходимый компонент формирования полноценной личности ребенка (С.Н.Николаева).

     Ознакомление  с природой занимает особое место  в умственном воспитании детей. Большая часть знаний, которыми дети овладевают в школе - это конкретные сведения и факты из области живой и неживой природы. Однако, решающими для умственного развития являются обобщённые знания, усваиваемы в ряде научно-экспериментальных работ (П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, М.Ф. Талызина, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, Н.А. Менчинская).

     Эффективность умственного воспитания, прежде всего, зависит от содержания занятий, от того, какие знания, в какой системе и последовательности необходимо дать младшим школьникам

     Опираясь  на первоначальный опыт и личные впечатления  детей, педагог, прежде всего, пополняет их представления конкретными существенными сведениями. Они необходимы для формирования у ребят отчётливого разностороннего, обобщённого знания о познаваемом явлении. Для этого педагог старается в первую очередь заполнить существенные пробелы в знаниях детей, помогает увидеть главное в наблюдаемом явлении, заставляет внимательнее всмотреться в действия человека, чтобы понять их назначение.

     Знания  должны быть доступными всем школьникам; они усложняются от класса к классу, становятся более детализированными и в то же время более обобщёнными. Знания должны быть конкретными.

     Овладение ребёнком определёнными знаниями, его  подъём на новую ступень умственного  развития позволяет ему осмыслить  новые, ещё не совсем ясные горизонты знаний. У него возникают неясные контуры новых связей и отношений в той или иной области действительности, т.е. одновременно возникают неясные знания, догадки, вопросы.

     Содержание  и структура усваиваемых знаний формируют познавательные способности и мышление детей. Освоение способов умственной деятельности осуществляется лишь в процессе усвоения и применения знаний.

     При знакомстве школьников с растениями следует учитывать как своеобразие познаваемого объекта, так и познавательные возможности и особенности (возрастные и индивидуальные) самих детей.

     Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития.

     Идеи  К.Д.Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И.Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству воспитания детей дошкольного возраста 

     1.2 Пути и средства  формирования знаний о комнатных растениях у детей младшего школьного возраста

     Процесс формирования знаний происходит как  в стихийной форме, так и в  процессе целенаправленного обучения.

     Обучение - процесс целенаправленной передачи исторического опыта, организации формирования знаний, умений и навыков (А.П. Усова).

     В обучении используются наглядные, словесные, игровые, практические методы. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последними знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение.

     Суть  обучения заключается не только в  том, как доносит до детей новые знания педагог, но и в том, какова деятельность самих детей - носит ли она чисто познавательный характер или действия ребёнка практические (Л.С. Выготский).

     Экологические знания - это знания, которые помогают сформировать у детей определённое отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию, познавательный опыт в целом.

     Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребёнка, умением сочувствовать, удивляться, заботиться о живых организмах, умением видеть красоту окружающего мира.

     Важным  педагогическим условием формирования знаний о растениях является использование наблюдения, так как оно повышает интерес к природе, создаёт условия для применения знаний, в новой ситуации стимулирует развитие наблюдательности и познавательной активности школьников..

     Целенаправленные  наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщённые представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

     Видный  отечественный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат  осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности (23).

     В исследованиях утверждается, что наблюдение - это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребёнка.

     Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания хорошо усваивались. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объёму и содержанию.

     Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приёмы, организующие активное восприятие детей: задаёт вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

     Познание  детьми явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать  моделирующая деятельность.

     Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

     Моделирование рассматривается как совместная деятельность учителя и детей по построению моделей. Цель моделирования -обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях растений, их структуре.

     Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

     Обучение  детей моделированию должно быть связанно с использованием обследовательских действий. Важно учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов природы. Например, при сравнении двух растений - учить вначале обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня.

     Со  школьниками можно создавать  и использовать различные модели. Важнейшими из них являются календари природы, календари наблюдений за ростом и развитием растения. Календарь интересно рассматривать детям, потому что они сами рисовали, сами трудились.

     Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы.

     Иллюстративно-наглядный  материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в  ходе непосредственного восприятия природных явлений. Этот материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений).

     Большое значение имеет иллюстративно-наглядный  материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.

     В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике учебно-воспитательного процесса применяются две группы игр - игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

     Дидактические игры - игры с правилами, имеющие  готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о растениях. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, обобщать и классифицировать.

     Предметные  игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы). В предметных играх  уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

     Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные  и парные картинки. В этих играх  уточняются, систематизируются и  классифицируются знания детей о растениях.

     Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.

     Творческие  игры природоведческого содержания - это те, в которых школьники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Самостоятельный характер творческих игр не даёт возможности учителю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений. Педагог должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить.

     Для того чтобы знания детей о растениях  были осознаны, в начальной школе используются несложные опыты. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к растениям, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Информация о работе Обобщение педагогического опыта по проблеме исследования