Основой
соматического и физического здоровья
ребенка следует считать уровень развития
его органов (мозга, двигательного аппарата,
анализаторов), который проявляется в
особенностях функционирования этих органов.
Уровень развития обловлен программой,
которая природно заложена в каждом ребенке.
В свою очередь программа индивидуального
развития опосредована базовыми потребностями
человека, доминирующими у него на различных
этапах созревания. Таким образом, базовые
потребности, с одной стороны, служат пусковым
механизмом развития человека (формирование
его соматического здоровья), а с другой
стороны, обеспечивают индивидуализацию
этого процесса.
Таким
образом, признавая ребенка наивысшей
ценностью мы определяем, что процесс
личностного и физиологического развития
(обучения, воспитания, развития и коррекции
неблагоприятных его тенденций) может
и должен быть организован взрослыми (родители,
медики, педагоги, психологи и др. специалисты).
Он должен носить организованный, системный
характер, он должен быть определен по
цели, задачам, механизмам и другим компонентам.
Процесс педагогической (психологической,
медицинской и др.) работы с детьми должен
носить валеологический характер, т.е.
быть ориентирован на сохранение и укрепление
здоровья, коррекцию неблагоприятных
(поддержку положительных) тенденций в
развитии личности ребенка.
Список литературы:
1. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н.
Основы специальной педагогики и психологии.-
Томск, 2006
6. Достижения отечественной
специальной педагогики
Термин «педагогическая коррекция»
в российской педагогике утвердился
на рубеже XIX-XX вв. В это же время
начинается целенаправленная работа
по предупреждению и преодолению
отклонений в развитии и поведении
детей и подростков. Государственная
же политика по призрению беспризорных
детей и подкидышей начинает
формироваться уже в XVIII столетии.
Современная отечественная педагогика
довольно активно (и иногда
не совсем корректно) пытается
использовать опыт западноевропейской
педагогической науки без учета
своеобразия социокультурной ситуации,
временных параметров развития,
национальных особенностей построения
педагогических систем. Вместе с
тем бесспорным является тот
факт, что пренебрежение предшествующим
опытом развития педагогической
науки и практики ведет к
крупным просчетам в построении
адекватной современной российской
действительности системы коррекционно-педагогической
деятельности.
В конце 80-х - начале 90-х гг.XX столетия в
связи с кардинальными переменами в социально-политической
жизни страны возникла острая необходимость
переосмысления всей ситуации, сложившейся
в социально-педагогической и образовательной
сферах государства. Детальному анализу
подверглась и область специального образования.
На смену понятию «дефектология» вначале
пришло понятие «коррекционная педагогика».
Однако научно-теоретическое осмысление
этой специфической области педагогического
знания, глубокий историографический
анализ накопленного опыта дали возможность
четко обозначить предмет и объект деятельности
специальной педагогики.
Термин «коррекционная педагогика»
как учебный предмет и самостоятельная
область педагогического знания
стал использоваться в целях
обозначения сферы педагогической
помощи обычным детям и подросткам,
испытывающим адаптационные трудности
в образовательных учреждениях общего
назначения. В данном случае понятие «коррекция»
относится прежде всего к социальной и
образовательной среде общеобразовательной
школы, которая дискомфортна для определенного
круга детей, испытывающих школьную дезадаптацию,
имеющих задержку в общем развитии и девиации
в поведении.
В качестве понятия, обозначающего самостоятельную
область педагогического знания, термин
«коррекционная педагогика» появляется
в работах Г. Ф. Кумариной (1988) и определяется
как область педагогического знания, предметом
которого является разработка и реализация
в образовательной практике системы условий,
предусматривающих своевременную диагностику,
профилактику и коррекцию педагогическими
средствами нарушений социально-психологической
адаптации индивидов, трудностей в освоении
соответствующих возрастным этапам развития
социальных ролей[5, с. 255].
В середине 90-х гг. понятие «коррекционная
педагогика» все чаще используется
в области профилактики, психолого-коррекционной
и коррекционно-педагогической работы
с девиантными подростками, детьми
группы риска. В качестве задач коррекционной
педагогики в области предупреждения
и преодоления отклонений в развитии и
поведении подростков обозначаются задачи
своевременного выявления основных дефектов
и недостатков в развитии учащихся, в их
знаниях, умениях и навыках, поведении,
отношении к обществу; установление причин,
их вызвавших; нейтрализация и устранение
этих причин; адаптация и реабилитация
отстающих учащихся.
Однако еще в начале столетия
В. П. Кащенко отмечал, что
детская исключительность (не только
склонность к правонарушениям,
но и исключительность характера,
исключительность интеллекта, даже
физическая исключительность) в
существе своем социальна. Бороться
с нею, исцелять, лечить, корригировать
ее возможно прежде всего педагогическими
мероприятиями, т. е. воздействием не на
организм ребенка, а на его социальную
сущность. Это не означает игнорирования
медико-биологических аспектов, ровно
как не умаляет значения совершенствования
общественных отношений всей среды, в
которой происходит становление и развитие
личности.
В целом отечественная специальная
(коррекционная) педагогика формируется
в русле тенденций развития
общей педагогики. По этому поводу
замечательно сказал в свое
время Л.С. Выготский: "...широчайшая
ориентировка на нормальных детей
должна служить исходной точкой
нашего пересмотра специальной
педагогики. Вся проблема чрезвычайно
проста и ясна. Никто и не
вздумает отрицать необходимость
специальной педагогики. Нельзя
сказать, что нет специальных
знаний для слепых, для глухих
и умственно отсталых. Но эти
специальные знания и выучку
нужно подчинить общему воспитанию,
общей выучке. Специальная педагогика
должна быть растворена в общей
деятельности ребенка" [3, с. 56].Последнее
десятилетие в развитии коррекционной
педагогики проходит под знаком
пересмотра титульного названия
этой педагогической отрасли.
На протяжении семидесяти лет
в нашей стране для этого
использовался термин дефектология
в качестве титульного названия
теоретической и практической
области специального образования
лиц с отклонениями в развитии.
Параллельно термину дефектология
и в большей мере применительно
к науке использовались также
два тесно связанных между
собой понятия понятие коррекционная
педагогика и коррекционная психология.
Современная коррекционная педагогика
исходит из того, что о недостатке,
отклонении в развитии можно
говорить там и тогда, где
и когда возникает несоответствие
возможностей данного человека
общепринятым социальным ожиданиям,
школьно-образовательным нормативам
успешности, установленным в обществе
нормам поведения и общения,
т. е. когда налицо ограничение
социальных возможностей. Поэтому
коррекционная педагогика пользуется
такими терминами, как лицо
с ограниченными возможностями,
а применительно к обучающимся
– лица с особыми образовательными потребностями,
так как ограничение возможностей участия
человека с отклонениями в развитии в
традиционном образовательном процессе
вызывает у него особые потребности в
специализированной педагогической помощи,
позволяющей преодолевать эти ограничения,
затруднения.
Список литературы:
- Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина – 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2002