Объект и предмет специальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род, вид). Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Работа содержит 1 файл

к.р. спец пед.docx

— 43.04 Кб (Скачать)

1. Объект и предмет специальной педагогики

 

Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной  из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род, вид). Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

  Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен.

  Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

        Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни. «Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», — писал в связи с этим Л.С.Выготский [2, с. 12], «Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства» [там же, с. 31].

 

 

Список литературы:

  1. Назарова Н. М. Специальная педагогика. – Москва.: «ACADEMA», 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Цель и задачи специальной педагогики

         

         Имея с общей педагогикой единую конечную цель — достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика подчеркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

          Специальная педагогика имеет и систему целей, без достижения которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями. К числу целей более общего уровня относятся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к младенческому и раннему возрасту) и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная.

         Достижение этих целей специальной  педагогики становится возможным  тогда, когда достигнуты конкретные  цели обучения и воспитания, образования  в целом, т.е. когда налицо  положительные результаты коррекции  и компенсации недостатка. Например, для лиц с нарушениями зрения  — это овладение специальными  средствами чтения и письма, ориентировки  в пространстве; для неслышащих — овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха и др.

        К специфическим конкретным целям можно отнести и компоненты личностной реабилитации — воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения и некоторые другие.

          Для достижения указанных целей специальная педагогика решает целую систему задач:

• изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

• в соответствии со структурой нарушения и социально-личностным условиями его проявления определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека с конкретны нарушением;

• определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности; изучает закономерности специального образования, существующие педагогические системы образования лиц с ограниченным возможностями, прогнозирует возникновение и развитие новых педагогических систем;

• разрабатывает научные основы содержания образования, принципы, методы, технологии, организационные условия специального образования;

• разрабатывает и реализует образовательные коррекционно-педагогические, компенсационные и реабилитационные программы образования лиц с ограниченными возможностями;

• изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла человека;

• разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью;

• взаимодействует с социальной педагогикой по всем проблемам, относящимся к людям, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта;

• исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития;

• совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию интеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет психолого-педагогическую подготовку родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

          Основными задачами коррекционной педагогики как науки  являются:

1. психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии;

2. изучение и обобщение передового педагогического опыта;

3. разработка педагогических технологий по воспитанию, обучению и коррекции психофизических недостатков аномальных детей.

 

 

Список литературы:

  1. Зайцев Д. В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие.- Саратов: Саратовский педагогический институт, 1999.
  2. Назарова Н. М. Специальная педагогика. – Москва.: «ACADEMA», 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные понятия и категории специальной педагогики

 

          Коррекционная педагогика как наука оперирует рядом категорий и понятий.

Воспитание (от рус. "питание" и приставки "вос", что означает - "воспоить", "воскормить") - процесс целенаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями.

Обучение детей - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя  и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков  деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

Развитие личности - это  сложный процесс ее духовного  роста, совершенствования, качественного  изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении  окружающей действительности, в отношении  к окружающим явлениям, людям, в познавательных процессах.

Развитие  нетипичного  ребенка в большей степени, чем  нормального, зависит от формально  организованного обучения. Поэтому  при отсутствии обучения или его  несвоевременном начале наносится  непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических  функций, углубляется отставание от сверстников с сохранным психофизическим  статусом; при сложных нарушениях онтогенеза возможности умственного  развития могут оказаться нереализованными.

И воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывать зону ближайшего развития (ЗБР), то есть тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. Согласно Л.С. Выготскому, ЗБР определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами. Любое обучение должно стимулировать переход ЗБР в актуальное развитие (зону актуального развития), то есть со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком - самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции.

В рамках коррекционной педагогики разрабатываются вопросы специальной  дидактики (от лат. didaktikos-поучающий). Специальная дидактика изучает проблемы теоретико-прикладных основ коррекционного обучения, выявляет закономерности, которым оно подчиняется, определяет педагогические основы содержания образования, исследует сущность принципов обучения, способы активизации учебно-познавательного процесса. Другими словами, основной задачей специальной дидактики является такая обработка подаваемого аномальным учащимся материала, в результате которой он становится доступным, доходчивым, легким для усвоения, но не теряет при этом логики предмета.

Задачи, содержание, принципы организации коррекционного учебно-воспитательного  процесса выделяются, подбираются и  разрабатываются для каждого  конкретного типа специального образовательного коррекционого учреждения с учетом глубины и характера дефекта, находящихся в нём детей. В зависимости от этого выбираются методы обучения, наглядные и технические средства, решается проблема дифференциации обучения. По-мнению Т.В. Власовой, центральная задача, стоящая перед коррекционной педагогикой - определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. При организации специального компенсаторно-коррекционного учебно-воспитательного процесса обязательно учитывается возраст ребенка, время возникновения и структура дефекта. Особое значение имеет, например, момент потери слуха (успела ли развиться речь) или зрения (сохранились ли зрительные представления).

Коррекция (от лат. correctio - исправление) - система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями. Это может быть как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность ребенка с ограниченными возможностями в целях достижения положительного результата в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы.

Компенсация (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) - замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами. Например, компенсация нарушенных или утраченных функций зрительного анализатора возможна преимущественно через развитие слуха, обоняния, осязания, то есть с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализатора.

Процесс компенсации опирается  на значительные резервные возможности  высшей нервной деятельности человека. Этот процесс типичен и для  животных при нарушении или утрате какой-либо функции, являясь проявлением  биологической приспособляемости  организма, которая устанавливает  его равновесие с окружающей средой. Компенсация пораженных функций  у человека качественно своеобразна - это процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит  единство биологических и социальных явлений. 

У детей с отклонениями в развитии в ходе компенсации  происходит формирование новых динамических систем условных связей, коррекция  нарушенных или ослабленных функций, развитие личности в целом. Специфическое развитие нетипичных детей происходит на фоне активизации защитных сил, средств организма и мобилизации его резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов.

В этой связи Л.С. Выготский  говорил о законе превращения  минуса дефекта в плюс компенсации: "Положительное своеобразие дефективного ребенка создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, а тем, что выпадение функции вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития"(23).

При этом оптимальное развитие функций сохранных органов, замещающих пораженные системы, Л.С. Выготский  объясняет не их особым врожденным строением у нетипичного ребенка, а активным функционированием, вызванным  жизненной необходимостью. В развитии ребенка с нарушениями ведущую  роль играет не первичный дефект, а  его вторичные, третичные социокультурные  последствия, его социально-психологическая  реализация.

Процессы компенсации (включение  ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, социально-полезная деятельность на основе компенсаторных возможностей) не в состоянии польностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Чем раньше начинается специальное психолого-педагогическое воздействие, практика социальной работы, тем успешнее развивается процесс компенсации. Работа по социокультурной и психолого-педагогической реабилитации, начатая на ранних этапах развития, предупреждает появление вторичных и третичных последствий нарушения органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении. Для некоторых групп детей с проблемами пределы компенсации ограничены, в силу наличия выраженных отклонений в онтогенезе. Тем не менее, их психофизическое здоровье улучшится при осуществлении интеграционных механизмов (практик).

Информация о работе Объект и предмет специальной педагогики