Нравственно-воспитательная педагогика А. С. Макаренко в решении современных проблем образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:07, реферат

Описание работы

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Содержание

1.Введение 3стр
2. Нравственно-воспитательная педагогика А. С. Макаренко 4стр
3. Заключение
4. Литература

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ социально-воспитательная педагогика А. С. Макаренко в решении современных проблем образования.docx

— 36.57 Кб (Скачать)

- выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных  в культуре на разных этапах исторического  развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в  рамках гуманистического мировоззрения  как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек  выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде  и центрируется вокруг человека. При  этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

     Развитие  морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание  содержания воздействий,  которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

      Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает  у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения  учебным материалом, ведет к объединению  полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего  мира. Развитие мышления, овладения  разнообразными способами работы с  учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.

      Формирование  нравственности происходит в школе  на всех уроках. И в этом отношении  нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает  себя и сам ученик, превращаясь  из объекта в субъект воспитания.

      Для нравственного воспитания важно  организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными  отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед  детьми как общая, для ее решения  нужен коллективный поиск. В начальных  классах требуются специальные  приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и  как относящуюся лично к ним.

      Знания  школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные  жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому  требуется специальная работа, связанная  с обобщением полученных знаний. Формы  работы разные: в начальных классах  это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

      Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических  бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

  Особенность этической беседы заключается в  том, что это метод привлечения  самих ребят к выработке у  них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

     Высоко  оценивает роль этических бесед  А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил  он, - как быстро и радостно возрождался  мой коллектив в отдельных  случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе». 

       А. С. Макаренко внес особый вклад в разработку теории и практики коллектива.. Он создал цельный опыт воспитания «в коллективе», и «через коллектив», описал и проанализировал роль коллектива в своих литературно-педагогических сочинениях «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».

     Безусловно, в последние годы изменяются условия  функционирования школ, предъявляются  новые требования к образовательным  учреждениям. Но гениальность педагогики Макаренко состоит как раз в том, что она всегда современна, ибо не может быть несовременной социально-ориентированная педагогика, приоритетом которой является коллектив, законы развития личности в единстве с природой и обществом. 

     На  основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. «Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом».

     Идеальным первичным коллективом А. С. Макаренко считал возможным называть только такой коллектив, который одновременно ощущает и свое единство, и спаянность, и крепость, и в то же время ощущает, что это не компания друзей, которые договорились, а это явление социального порядка, коллектив, организация, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответственность.

  Педагогические принципы, положенные в основу организации детского коллектива: принципы перспективных линий, параллельного действия, отношений ответственной зависимости, гласности и др. - обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.

  Эти педагогические принципы направлены были на то, чтобы пробудить лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать потребность в постоянном движении вперед.

     В своей практической работе А.С.Макаренко  организовывал определенную микросреду с соответствующим нравственным микроклиматом, определенным характером связей с широкой социальной средой. Соответственно разрабатывались и  методы воспитания. Вся система воспитания личности в коллективе, организованная А.С.Макаренко, была, прежде всего, основана на требовании человека к себе. Разрабатывая и проверяя на практике различные педагогические методы, А.С.Макаренко считал, что главная ценность метода определяется тем, насколько он позволяет раскрыть все богатство потенциальных сил и возможностей личности, стимулировать ее движение и развитие.

     Эти идеи  великого педагога  актуальны  в наше время, так как  они положены в основу одной из значимых современных  сегодня воспитательных технологий  : технологию социального проектирования.

      Социальный проект – это система значимых для общества мероприятий, направленная на решение конкретных проблем местного сообщества. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.  Социальное проектирование - важнейшая для формирования гражданского общества деятельность подростка, направленная на практическое решение определенной проблемы, способствует организации взаимодействия школьного сообщества с социальными учреждениями и властными структурами.

 
Гражданственность –
это деятельное отношение человека       к процессам, происходящим в местном сообществе, направленное на улучшение жизни     в данном сообществе.
В своих художественно-педагогических произведениях:  «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях»  А.С.Макаренко в качестве основы воспитания в педагогическом учреждении показывает возможность полнокровного взаимодействия детства и юности с жизнью взрослых, социальной действительностью.

       Макаренсковское кредо – единство жизни и воспитания, пожалуй, тот самый идеал, к которому должен стремиться педагогический коллектив любой школы. Поэтому образ жизни нашего педагогического учреждения, его роль в социуме, особенно в селе, играет первостепенную роль в воспитании гражданина. Создание и накопление традиций, стиль, тон, атмосфера, образ жизни школы приобретает новый значительный смысл в условиях обновления структуры и содержания общего образования.

     Образовательные и воспитательные задачи:

     Образовательные:

    • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках истории , обществознания, права, экономики, математики и др.
    • освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
    • развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
    • развитие коммуникативных навыков; приобретение навыков групповой работы;

     Воспитательные:

    • привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;
    • формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своем селе; развитие навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти для решения актуальных социальных проблем.

Таким образом, работая над проектом, наши ученики приобретают новые знания, становятся более самостоятельными, уверенными в себе, активными и инициативными.

     Навыки, вырабатываемые школьниками   в процессе работы над проектом

    • Анализ ситуации, поиск и отбор необходимой информации.
    • Моделирование собственного поведения, рассмотрение стратегии и вариантов поведения  в конфликте, принятие осознанного и ответственного решения.
    • Умение работать с документами, определять и проводить отбор необходимых ресурсов, устанавливать социальные связи, презентовать результаты работы.
 

   По  словам А.С.Макаренко, «каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должна расцениваться в   коллективах как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле. Такая педагогическая логика должна пропитывать каждый школьный день, каждое движение коллектива».

     Система воспитания человека в коллективе и  через коллектив А. С. Макаренко была реализована в период с 1930 по 1980 годы. Она получила известность во всем мире как система коммунистического воспитания. Ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны быть всегда выше личных. В 90-е годы XX столетия в обществе был объявлен приоритет развития личности человека, стало ясно, что необходимо искать «новые» пути воспитания подрастающего поколения. Система свободного воспитания (по примеру западных образцов), в основе которой лежит воспитание индивидуалиста вне коллектива активно стала пропагандироваться в российских школах.

  Все чаще стали вестись разговоры о том, что коллектив, якобы ограничивает свободу личности, не дает возможности развитию его индивидуальности и насаждает среди воспитанников конформизм (or лат. conformis — подобный, сходный) и нивелировку личностных качеств человека . Но я считаю, что только воспитание в коллективе и через коллектив делают человека могучим и ничем не заменимым средством воспитания.

Заключение 

     В одиночку человек может развиваться  до определенных пределов, очень незначительных, и только опыт его и опыт других сверстников дает ему материал для сравнения и поведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более приспособленным к общественной жизни человеком он будет расти. Ведь не случайно в последнее время на Западе повышается интерес к методике коллективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучшения воспитательной работы в детских учреждениях.

Информация о работе Нравственно-воспитательная педагогика А. С. Макаренко в решении современных проблем образования