Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:07, реферат
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
1.Введение 3стр
2. Нравственно-воспитательная педагогика А. С. Макаренко 4стр
3. Заключение
4. Литература
- выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.
Важнейшим
средством нравственного
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.
Формирование
нравственности происходит в школе
на всех уроках. И в этом отношении
нет главных и неглавных
Для
нравственного воспитания важно
организовать учение как коллективную
деятельность, пронизанную
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.
Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.
Высоко
оценивает роль этических бесед
А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил
он, - как быстро и радостно возрождался
мой коллектив в отдельных
случаях и проблемах после единственной
беседы на такую моральную тему. Целый
ряд бесед, целый цикл таких бесед производил
просто большое философское оздоровление
в моем коллективе».
А. С. Макаренко внес особый вклад в разработку теории и практики коллектива.. Он создал цельный опыт воспитания «в коллективе», и «через коллектив», описал и проанализировал роль коллектива в своих литературно-педагогических сочинениях «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».
Безусловно, в последние годы изменяются условия функционирования школ, предъявляются новые требования к образовательным учреждениям. Но гениальность педагогики Макаренко состоит как раз в том, что она всегда современна, ибо не может быть несовременной социально-ориентированная педагогика, приоритетом которой является коллектив, законы развития личности в единстве с природой и обществом.
На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. «Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом».
Идеальным первичным коллективом А. С. Макаренко считал возможным называть только такой коллектив, который одновременно ощущает и свое единство, и спаянность, и крепость, и в то же время ощущает, что это не компания друзей, которые договорились, а это явление социального порядка, коллектив, организация, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответственность.
Педагогические принципы, положенные в основу организации детского коллектива: принципы перспективных линий, параллельного действия, отношений ответственной зависимости, гласности и др. - обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.
Эти педагогические принципы направлены были на то, чтобы пробудить лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать потребность в постоянном движении вперед.
В своей практической работе А.С.Макаренко организовывал определенную микросреду с соответствующим нравственным микроклиматом, определенным характером связей с широкой социальной средой. Соответственно разрабатывались и методы воспитания. Вся система воспитания личности в коллективе, организованная А.С.Макаренко, была, прежде всего, основана на требовании человека к себе. Разрабатывая и проверяя на практике различные педагогические методы, А.С.Макаренко считал, что главная ценность метода определяется тем, насколько он позволяет раскрыть все богатство потенциальных сил и возможностей личности, стимулировать ее движение и развитие.
Эти идеи великого педагога актуальны в наше время, так как они положены в основу одной из значимых современных сегодня воспитательных технологий : технологию социального проектирования.
Социальный проект – это система значимых для общества мероприятий, направленная на решение конкретных проблем местного сообщества. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем. Социальное проектирование - важнейшая для формирования гражданского общества деятельность подростка, направленная на практическое решение определенной проблемы, способствует организации взаимодействия школьного сообщества с социальными учреждениями и властными структурами.
Гражданственность
– это деятельное отношение человека
к процессам, происходящим в местном сообществе,
направленное на улучшение жизни
в данном сообществе. В своих художественно-педагогических
произведениях: «Педагогическая поэма»,
«Флаги на башнях» А.С.Макаренко в качестве
основы воспитания в педагогическом учреждении
показывает возможность полнокровного
взаимодействия детства и юности с жизнью
взрослых, социальной действительностью.
Макаренсковское кредо – единство жизни и воспитания, пожалуй, тот самый идеал, к которому должен стремиться педагогический коллектив любой школы. Поэтому образ жизни нашего педагогического учреждения, его роль в социуме, особенно в селе, играет первостепенную роль в воспитании гражданина. Создание и накопление традиций, стиль, тон, атмосфера, образ жизни школы приобретает новый значительный смысл в условиях обновления структуры и содержания общего образования.
Образовательные и воспитательные задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Таким образом, работая над проектом, наши ученики приобретают новые знания, становятся более самостоятельными, уверенными в себе, активными и инициативными.
Навыки, вырабатываемые школьниками в процессе работы над проектом
По словам А.С.Макаренко, «каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должна расцениваться в коллективах как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле. Такая педагогическая логика должна пропитывать каждый школьный день, каждое движение коллектива».
Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в период с 1930 по 1980 годы. Она получила известность во всем мире как система коммунистического воспитания. Ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны быть всегда выше личных. В 90-е годы XX столетия в обществе был объявлен приоритет развития личности человека, стало ясно, что необходимо искать «новые» пути воспитания подрастающего поколения. Система свободного воспитания (по примеру западных образцов), в основе которой лежит воспитание индивидуалиста вне коллектива активно стала пропагандироваться в российских школах.
Все чаще стали вестись разговоры о том, что коллектив, якобы ограничивает свободу личности, не дает возможности развитию его индивидуальности и насаждает среди воспитанников конформизм (or лат. conformis — подобный, сходный) и нивелировку личностных качеств человека . Но я считаю, что только воспитание в коллективе и через коллектив делают человека могучим и ничем не заменимым средством воспитания.
Заключение
В одиночку человек может развиваться до определенных пределов, очень незначительных, и только опыт его и опыт других сверстников дает ему материал для сравнения и поведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более приспособленным к общественной жизни человеком он будет расти. Ведь не случайно в последнее время на Западе повышается интерес к методике коллективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучшения воспитательной работы в детских учреждениях.