Нравственно-воспитательная педагогика А. С. Макаренко в решении современных проблем образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:07, реферат

Описание работы

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Содержание

1.Введение 3стр
2. Нравственно-воспитательная педагогика А. С. Макаренко 4стр
3. Заключение
4. Литература

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ социально-воспитательная педагогика А. С. Макаренко в решении современных проблем образования.docx

— 36.57 Кб (Скачать)

                           Государственное образовательное учреждение

                              Высшее профессиональное образование

            «Липецкий Государственный педагогический  университет» 

                              Естественно-географический факультет

                                  Кафедра педагогики 
 
 
 
 
 
 

                                       Реферат на тему:

                «Нравственно-воспитательная педагогика А. С. Макаренко

                      в решении современных проблем  образования.» 
 
 

                                          Выполнил: ст.3 к. ЕГФ, ХБО 3.1

                                                            Евдокимов Никита

                                                                                                                         Проверила: кандидат  наук, доцент

                                              Симатова Татьяна Васильевна 
 
 
 
 
 
 

                                       Липецк 2010 г.

               Содержание

1.Введение         3стр

2. Нравственно-воспитательная педагогика А. С. Макаренко               4стр

3. Заключение                            

4. Литература

ВВЕДЕНИЕ.

 

     Во  все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические  преобразования, происходящие в современном  обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение  можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

       Во-первых, наше общество нуждается  в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

       Во-вторых, в современном мире  маленький человек живет и  развивается, окруженный множеством  разнообразных источников сильного  воздействия на него как позитивного,  так и негативного характера,  которые (источники) ежедневно  обрушиваются на неокрепший интеллект  и чувства ребенка, на еще  только формирующуюся сферу нравственности.

       В-третьих, само по себе образование  не гарантирует высокого уровня  нравственной воспитанности, ибо  воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном  поведении человека его отношение  к другим людям на основе  уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

      В-четвертых, вооружение нравственными  знаниями важно и потому, что  они не только информируют  младшего школьника о нормах  поведения, утверждаемых в современном  обществе, но и дают представления  о последствиях нарушения норм  или последствиях данного поступка  для окружающих людей. 

      Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать  происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано  с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

      Значение  и функция начальной школы  в системе непрерывного образования  определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

      Основной  функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных  способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

      В научном обосновании обновления содержания образования начальной  ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур  в соответствии со своими индивидуально-возрастными  особенностями.  
 

  1. Нравственно-воспитательная педагогика А. С. Макаренко

      В начале XX века один из виднейших отечественных педагогов – Макаренко А.С. связывал свою научную деятельность с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну, — этот педагогический опыт Макаренко описал в литературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»). Макаренко смог разработать систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки — разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют значение до сих пор. «...В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», — писал Макаренко.

     Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения  и нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду  и жизни ... а живут и трудятся, мыслят и переживают, к ним надо относиться как к товарищам и  гражданам, видеть и уважать их права  и обязанности, включая право  на радость и обязанность ответственности». Воспитание личности в коллективе и  через коллектив — главная  задача воспитательной работы. Настоящий  коллектив должен иметь общую  цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь я работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив  воспитательного учреждения, и правила  его взаимоотношений с коллективом  воспитанников.

     Трудовое  воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов  воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого»  гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован  определенным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована Макаренко на практике; этот опыт доказал, что самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде.

     Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного  воспитания, в том числе структуры  семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что  воспитать ребенка правильно  легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение  родителей, в конечном счете, определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья является первичным  коллективом, где все являются полноправными  членами со своими функциями и  обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношения между собой — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет.

     Педагогические  открытия Макаренко послужили основой  для развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования для  детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.

           С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». (23, с. 414).

      Мыслители разных веков трактовали  понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека». (2, с. 360).

     А Ницше считал: «Быть моральным,  нравственным, этичным - значит оказывать  повиновение издревле установленному  закону или обычаю» (22, с. 289).  «Мораль - это важничанье человека  перед ПРИРОДОЙ». (22, с .735).     В научной литературе указывается,  что мораль появилась на заре  развития общества. Определяющую  роль в ее возникновении сыграла  трудовая деятельность людей.  Без взаимопомощи, без определенных  обязанностей по отношению к  роду человек не смог бы  выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор  взаимоотношений людей. Руководствуясь  моральными нормами, личность  тем самым способствует жизнедеятельности  общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

«Нравственное воспитание личности» – сложный  и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные  задачи нравственного воспитания:

1. формирование  нравственного сознания;

2. воспитание  и развитие нравственных чувств;

3. выработка  умений и привычек нравственного  поведения.

Нравственное  сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность  личности складывается из субъективно  освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в  системе отношений и постоянно  пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные  чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник  моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной  оценки явлений, взаимоотношений между  людьми, их моральных качеств. Моральные  привычки – это азбука моральных  идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное  поведение личности имеет следующую  последовательность:

- жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

Информация о работе Нравственно-воспитательная педагогика А. С. Макаренко в решении современных проблем образования