Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:01, реферат
Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В связи с этим разработка новых методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую ставят перед психологами педагоги и родители.
11. Дидактическая игра ". Десять вопросов"
Цель игры: развитие логического мышления, учить правильно, строить и задавать вопросы.
Ход игры: дети садятся в большой круг. Ведущий предлагает задать ему десять вопросов, чтобы угадать, кого из играющих он загадал. Можно спрашивать о внешнем виде этого человека, о его особых качествах, о чертах его характера, о его одежде. Ведущий на все вопросы может отвечать только "да" и "нет". Когда у кого-нибудь возникнет идея, он может молча поднять руку, пока никого не называя. Лишь только тогда, когда ведущий ответит на все десять вопросов можно высказать свои предположения о том, кого загадали.
12. Дидактическая игра "Найди, что изменилось"
Цель игры: развитие внимания и наблюдательности.
Материалы: счётные палочки, карточки с образцами.
Ход игры: каждому ребёнку даётся карточка с образцом (они имеют различия между собой). Каждый ребёнок из палочек выкладывает картинку, изображённую на бумаге с помощью счётных палочек. После этого дети смотрят на свою выложенную картинку и картинку другого играющего и находят отличия между выложенными картинками.
13. Дидактическая игра "Придумай имя".
Цель игры: учить словесной импровизации; закреплять умение делить слово на части и составлять из них новые слова.
Материалы: карточки с частями слов: "сме"-(лый); "хра"-(брый); "уме"-(лый); "ло"-(вкий); "бы"-(стрый); "сча"-(стливый); "ла"-(сковый); "ра"-(достный); "спо"-(койный); "чу"-(десный); "си"-(льный); "не"-(жный); "лю"-(бимый); "бы"-(стрый); "ве"-(жливый).
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает придумать имя своему соседу слева из слогов, написанных на карточках, и объясняет что, обозначает это имя. Придумать имя можно не только из предложенных слогов, но и из своих придуманных.
14. Дидактическая игра " Лунный камень"
Цель игры: учить внимательно выслушивать говорящего сверстника, развивать память, внимание.
Материал: красивый камень.
Ход игры: дети, расположившись в кругу, произносят знакомые стихотворения, скороговорки, загадки, считалки, чистоговорки по одному слову по очереди. Для того чтобы очередь строго соблюдалась, дети по кругу передают лунный камень. Пока камень у говорящего, другие дети молчат.
15. Дидактическая игра " Два зеркала"
Цель игры: развивать внимание, мимические и пантомимические способности детей, связную речь.
Ход игры:
в игре участвуют четверо детей.
Участники располагаются
Инструкция
королеве: "Сейчас ты попробуешь отгадать,
кто из детей Невидимый король.
Он стоит у тебя за спиной, но тебе
нельзя оглядываться. Смотри на зеркала!
Зеркала эти необыкновенные. Ира
- зеркало молчащее, оно ничего не
говорит, а показывает лицом, позой,
движениями того человека, которого нужно
отгадать. Владик - зеркало говорящее,
оно словами описывает
Инструкция зеркалам: "Королева не видит короля. Ты зеркало говорящее. Ты словами описывай Невидимого короля так, чтобы королева поняла, кто из детей стоит за ней. А ты зеркало молчащее. Руками, мимикой подсказывай королеве, кто стоит за ней".
Инструкция Невидимому королю: "Как только королева назвала твоё имя, уступи место другому королю".
16. Дидактическая игра " Неделя соберись"
Цель игры: закреплять знания детей о порядке следования дней недели; развивать внимание, память.
Ход игры: каждому играющему даётся название дня недели. Ведущий даёт задание: "Неделя соберись", дети выстраиваются в последовательности (от первого до последнего дня недели). Недельку можно выстраивать с любого дня недели (а не обязательно с понедельника).
2 этап - помощь и поддержка в трудных игровых ситуациях
1. Дидактическая игра "Закончи рисунки."
Цель игры: развитие фантазии.
Материалы: листы бумаги и карандаши или фломастеры.
Ход игры: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: "Сейчас каждый из вас начнёт рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервёте рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервётся и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать не вернётся к вам. После этого каждый составляет рассказ по нарисованной картине.
2. Дидактическая игра "Рукавички"
Цель игры: учить договариваться друг с другом.
Материал: рукавички с различными незакрашенными узорами, карандаши.
Ход игры: каждому ребёнку даётся вырезанная из бумаги рукавичка. Предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Дети ходят по группе и ищут свою пару. После того, как каждая пара рукавичек встретилась, дети должны договориться и раскрасить одинаково рукавички.
3. Дидактическая игра " Похож - не похож"
Цель игры: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.
Материал: различные предметы.
Ход игры: заранее подготовленные предметы незаметно размещают в комнате. Дети садятся вокруг стола. Воспитатель предлагает выбрать ведущего. Ведущий находит в группе два похожих предмета, приносит за стол и передаёт их любому участнику игры, который должен объяснить, в чём сходство этих предметов. Если участник затрудняется в нахождении общего, то ведущий помогает ему(предметы могут быть похожи по цвету, форме, величине, материалу). Участник, нашедший сходство, становится ведущим и ищет другую пару предметов, которую передаёт другому игроку.
4. Дидактическая игра " Вершки и корешки"
Цель игры: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки; у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Материал: вершки и корешки по количеству детей.
Ход игры. Вариант 1.
Дети берут себе в руку вершок или корешок. И по сигналу (хлопку в ладоши) разбегаются по участку и бегают врассыпную. Когда услышат сигнал: "Раз, два, три - свою пару найди!" быстро ищут себе пару: к своему вершку - вершок. Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок ( или корешок ). Нельзя всё время становится в пару с одним и тем же игроком.
Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель даёт команду: "Вершки, найдите свои корешки!" Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
5. Дидактическая игра "Придумай предложение"
Цель игры: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Ход игры: дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: "Сидя мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу "близко" и передам Мише камешек. Он возьмёт камешек и быстро ответит: "Я живу близко от детского сада". Затем он назовёт своё слово и передаст камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий". Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если ребёнок затрудняется при ответе другие дети помогают ему.
6. Дидактическая игра " Лесенка"
Цель игры: установление функциональных связей между компонентами.
Материал: 5 кубиков на гранях каждого кубика наклеены четыре картинки о разных трудовых процессах, например, повара. Картинки на одном кубике изображают замысел повара приготовить салат, винегрет, испечь булочки, пожарить блины; второй кубик имеет картинки с изображением набора продуктов для данных блюд; третий - кухонные наборы инструментов, четвёртый - картинки, схематично обозначающие трудовые действия и их последовательность; пятый - готовые блюда.
Ход игры: кубики раздают детям (по одному каждому). Первый ребёнок выставляет первый кубик с замыслом повара, следующий ребёнок приставляет кубик с набором необходимых продуктов и т.д. пока не выстроится лесенка трудового процесса.
7. Дидактическая игра " Весёлое лото"
Цель игры: закрепление классификации предметов.
Материал: 28 карт, разделенных на 2 клетки, в каждой из них нарисованы разнообразные предметы одежды, обуви, мебели, посуды, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, школьные принадлежности.
Ход игры: игроки получают по 5 карт. Первым начинает тот, кто имеет карточку с изображением двух предметов, относящихся к одному родовому понятию. Ходят по очереди, составляя цепочку из карточек так, чтобы картинки, приставляемые друг к другу относились к одному родовому понятию. Если у игрока нужной картинки не оказывается, любой играющий может предложить ему свою.
8. Дидактическая игра " Соседи"
Цель игры: закреплять знания о предыдущем и последующем числе.
Материал: карточки с цифрами от 0 до 9 (2 комплекта).
Ход игры:
каждому игроку раздаются по карточке
с цифрой. Ведущий вытаскивает
с закрытыми глазами карточку
с цифрой и показывает её. Ребёнок,
у которого есть это число, выходит,
встаёт и поднимает свою карточку
с такой цифрой. "Соседи" этого
числа (дети, имеющие эти карточки
- цифры) выходят и встают в определённом
порядке. Остальные проверяют
9. Дидактическая игра " Кто кем был?"
Цель игры: развитие логического мышления.
Ход игры: дети стоят шеренгой и выслушивают задания воспитателя. Тот, кто ответил, садится. Если ребёнок затрудняется с ответом, ему могут помочь другие (если помогает ещё стоящий в шеренге, то он в ней и остаётся, если помогает уже сидящий на стуле, то он встаёт вместо того, кому помог в шеренге).
Воспитатель спрашивает: "Скажите, кто кем был раньше? Дедушка был…(мальчиком, мужчиной, папой). Курица была…(яйцом). Помидор…(семечком). Стол…(деревом). Платье…(тканью, хлопком). Лошадь…(жеребёнком). Хлеб…(зерном, мукой). Рыба…(икринкой) и т.д.
10. Дидактическая игра " Найди нужный цвет"
Цель игры: развитие фонематического восприятия, определять в словах наличие заданных звуков.
Материал: геометрические формы разного цвета.
Ход игры: воспитатель предлагает найти форму такого цвета, в названии которой есть звук р (рь, л, ль и т.д.) Дети по очереди находят формы заданного цвета, если ребёнок затрудняется найти форму, его сосед справа должен отдать ему свою фигуру, а себе найти другую.
11. Дидактическая игра " Волшебная палочка"
Цель игры: развитие словарного запаса детей.
Материал: палочка.
Ход игры: дети становятся в круг. Воспитатель с помощью детей выбирают тему, о которой будут говорить. " Будем говорить про котёнка всё, что знаем". Воспитатель предлагает сначала подобрать слова про то, какой котёнок (подбор слов-прилагаетльных). Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет слово и передаёт палочку следующему и т.д. Повторять слова нельзя. Если кто-то не может подобрать слово, другой участник может ему "подарить" своё слово. Когда палочка дойдёт до середины круга, воспитатель меняет задание: "Теперь будем подбирать слова про то, что котёнок может делать (подбор слов-глаголов).
Аналогично может быть проведена игра и по подбору слов для характеристики других животных, птиц, рыб, насекомых.
12. Дидактическая игра " Строим дом"
Цель игры: закреплять умение выделять данный звук в начале, середине, конце слова.
Материал: лист бумаги, карандаши, фломастеры.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут строить дом (изображать его на листе бумаги). Рисует стены дома. Каждый строитель должен построить какую-либо часть дома, имеющую в своём названии звук р и рь. Дети по очереди рисуют части дома, анализируя каждое слово (крыша, труба, чердак, дверь, рама, крыльцо, дверная ручка, кирпич, деревянный дом и т.д.) После того как дом готов, можно предложить обставить дом словами с данными звуками, какие растения, деревья и кусты росли рядом.
13. Дидактическая игра " Составь предложение"
Цель игры: закрепление термина "предложение", учить составлять предложение из отдельных слов.
Ход игры: каждому ребёнку предлагается какое-либо слово, которое он должен запомнить. По сигналу воспитателя ребята должны выстроиться " в предложение".