Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:01, реферат

Описание работы

Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В связи с этим разработка новых методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую ставят перед психологами педагоги и родители.

Работа содержит 1 файл

Нравственное формирование.docx

— 45.90 Кб (Скачать)

11. Дидактическая  игра ". Десять вопросов"

Цель  игры: развитие логического мышления, учить правильно, строить и задавать вопросы.

Ход игры: дети садятся в большой круг. Ведущий  предлагает задать ему десять вопросов, чтобы угадать, кого из играющих он загадал. Можно спрашивать о внешнем виде этого человека, о его особых качествах, о чертах его характера, о его одежде. Ведущий на все вопросы может отвечать только "да" и "нет". Когда у кого-нибудь возникнет идея, он может молча поднять руку, пока никого не называя. Лишь только тогда, когда ведущий ответит на все десять вопросов можно высказать свои предположения о том, кого загадали.

12. Дидактическая  игра "Найди, что изменилось"

Цель  игры: развитие внимания и наблюдательности.

Материалы: счётные палочки, карточки с образцами.

Ход игры: каждому ребёнку даётся карточка с образцом (они имеют различия между собой). Каждый ребёнок из палочек  выкладывает картинку, изображённую на бумаге с помощью счётных палочек. После этого дети смотрят на свою выложенную картинку и картинку другого  играющего и находят отличия  между выложенными картинками.

13. Дидактическая  игра "Придумай имя".

Цель  игры: учить словесной импровизации; закреплять умение делить слово на части и составлять из них новые  слова.

Материалы: карточки с частями слов: "сме"-(лый); "хра"-(брый); "уме"-(лый); "ло"-(вкий); "бы"-(стрый); "сча"-(стливый); "ла"-(сковый); "ра"-(достный); "спо"-(койный); "чу"-(десный); "си"-(льный); "не"-(жный); "лю"-(бимый); "бы"-(стрый); "ве"-(жливый).

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель  предлагает придумать имя своему соседу слева из слогов, написанных на карточках, и объясняет что, обозначает это имя. Придумать имя можно  не только из предложенных слогов, но и  из своих придуманных.

14. Дидактическая  игра " Лунный камень"

Цель  игры: учить внимательно выслушивать говорящего сверстника, развивать память, внимание.

Материал: красивый камень.

Ход игры: дети, расположившись в кругу, произносят знакомые стихотворения, скороговорки, загадки, считалки, чистоговорки по одному слову по очереди. Для того чтобы очередь строго соблюдалась, дети по кругу передают лунный камень. Пока камень у говорящего, другие дети молчат.

15. Дидактическая  игра " Два зеркала"

Цель  игры: развивать внимание, мимические и пантомимические способности  детей, связную речь.

Ход игры: в игре участвуют четверо детей. Участники располагаются следующим  образом: перед королевой стоят  двое детей, изображающие зеркала. За королевой  стоит Невидимый король. Королева, не поворачиваясь, угадывает, кто из детей играет роль короля. Зеркала  сообщают, кто стоит за ней. Одно зеркало- молчащее, показывает мимикой, другое - говорящее. Остальные участники игры, располагаются за спиной короля (и по мере отгадывания) бесшумно по очереди занимают его место.

Инструкция  королеве: "Сейчас ты попробуешь отгадать, кто из детей Невидимый король. Он стоит у тебя за спиной, но тебе нельзя оглядываться. Смотри на зеркала! Зеркала эти необыкновенные. Ира - зеркало молчащее, оно ничего не говорит, а показывает лицом, позой, движениями того человека, которого нужно  отгадать. Владик - зеркало говорящее, оно словами описывает человека, но не называет его имени. Назови Невидимого короля!"

Инструкция  зеркалам: "Королева не видит короля. Ты зеркало говорящее. Ты словами  описывай Невидимого короля так, чтобы  королева поняла, кто из детей стоит  за ней. А ты зеркало молчащее. Руками, мимикой подсказывай королеве, кто  стоит за ней".

Инструкция  Невидимому королю: "Как только королева назвала твоё имя, уступи место другому  королю".

16. Дидактическая  игра " Неделя соберись"

Цель  игры: закреплять знания детей о  порядке следования дней недели; развивать  внимание, память.

Ход игры: каждому играющему даётся название дня недели. Ведущий даёт задание: "Неделя соберись", дети выстраиваются  в последовательности (от первого  до последнего дня недели). Недельку можно выстраивать с любого дня  недели (а не обязательно с понедельника).

2 этап - помощь и поддержка в трудных  игровых ситуациях

1. Дидактическая  игра "Закончи рисунки."

Цель  игры: развитие фантазии.

Материалы: листы бумаги и карандаши или  фломастеры.

Ход игры: дети сидят в кругу. Воспитатель  говорит: "Сейчас каждый из вас начнёт рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервёте рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервётся и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать не вернётся к вам. После этого каждый составляет рассказ по нарисованной картине.

2. Дидактическая  игра "Рукавички"

Цель  игры: учить договариваться друг с  другом.

Материал: рукавички с различными незакрашенными узорами, карандаши.

Ход игры: каждому ребёнку даётся вырезанная из бумаги рукавичка. Предлагается найти  свою пару, т.е. рукавичку с точно  таким же узором. Дети ходят по группе и ищут свою пару. После того, как  каждая пара рукавичек встретилась, дети должны договориться и раскрасить одинаково рукавички.

3. Дидактическая  игра " Похож - не похож"

Цель  игры: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать  наблюдательность, мышление, речь.

Материал: различные предметы.

Ход игры: заранее подготовленные предметы незаметно  размещают в комнате. Дети садятся  вокруг стола. Воспитатель предлагает выбрать ведущего. Ведущий находит  в группе два похожих предмета, приносит за стол и передаёт их любому участнику игры, который должен объяснить, в чём сходство этих предметов. Если участник затрудняется в нахождении общего, то ведущий помогает ему(предметы могут быть похожи по цвету, форме, величине, материалу). Участник, нашедший сходство, становится ведущим и ищет другую пару предметов, которую передаёт другому игроку.

4. Дидактическая  игра " Вершки и корешки"

Цель  игры: закреплять знания о том, что  в овощах есть съедобные корни - корешки  и плоды - вершки; у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять  в составлении целого растения из его частей.

Материал: вершки и корешки по количеству детей.

Ход игры. Вариант 1.

Дети  берут себе в руку вершок или корешок. И по сигналу (хлопку в ладоши) разбегаются  по участку и бегают врассыпную. Когда услышат сигнал: "Раз, два, три - свою пару найди!" быстро ищут себе пару: к своему вершку - вершок. Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок ( или корешок ). Нельзя всё время становится в пару с одним и тем же игроком.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа  ребят. Воспитатель даёт команду: "Вершки, найдите свои корешки!" Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

5. Дидактическая  игра "Придумай предложение"

Цель  игры: развивать у детей речевую  активность, быстроту мышления.

Ход игры: дети и воспитатель садятся в  круг. Воспитатель объясняет правила  игры: "Сидя мы будем придумывать  предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу "близко" и передам Мише камешек. Он возьмёт камешек и быстро ответит: "Я живу близко от детского сада". Затем он назовёт своё слово и  передаст камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий". Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если ребёнок затрудняется при ответе другие дети помогают ему.

6. Дидактическая  игра " Лесенка"

Цель  игры: установление функциональных связей между компонентами.

Материал: 5 кубиков на гранях каждого кубика наклеены четыре картинки о разных трудовых процессах, например, повара. Картинки на одном кубике изображают замысел повара приготовить салат, винегрет, испечь булочки, пожарить блины; второй кубик имеет картинки с  изображением набора продуктов для  данных блюд; третий - кухонные наборы инструментов, четвёртый - картинки, схематично обозначающие трудовые действия и их последовательность; пятый - готовые  блюда.

Ход игры: кубики раздают детям (по одному каждому). Первый ребёнок выставляет первый кубик  с замыслом повара, следующий ребёнок  приставляет кубик с набором  необходимых продуктов и т.д. пока не выстроится лесенка трудового  процесса.

7. Дидактическая  игра " Весёлое лото"

Цель  игры: закрепление классификации  предметов.

Материал: 28 карт, разделенных на 2 клетки, в  каждой из них нарисованы разнообразные  предметы одежды, обуви, мебели, посуды, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, школьные принадлежности.

Ход игры: игроки получают по 5 карт. Первым начинает тот, кто имеет карточку с изображением двух предметов, относящихся к одному родовому понятию. Ходят по очереди, составляя цепочку из карточек так, чтобы картинки, приставляемые друг к другу относились к одному родовому понятию. Если у игрока нужной картинки не оказывается, любой играющий может предложить ему свою.

8. Дидактическая  игра " Соседи"

Цель  игры: закреплять знания о предыдущем и последующем числе.

Материал: карточки с цифрами от 0 до 9 (2 комплекта).

Ход игры: каждому игроку раздаются по карточке с цифрой. Ведущий вытаскивает  с закрытыми глазами карточку с цифрой и показывает её. Ребёнок, у которого есть это число, выходит, встаёт и поднимает свою карточку с такой цифрой. "Соседи" этого  числа (дети, имеющие эти карточки - цифры) выходят и встают в определённом порядке. Остальные проверяют правильность выполнения. Выполнив задание, ведущий  вытаскивает другую цифру и игра повторяется.

9. Дидактическая  игра " Кто кем был?"

Цель  игры: развитие логического мышления.

Ход игры: дети стоят шеренгой и выслушивают  задания воспитателя. Тот, кто ответил, садится. Если ребёнок затрудняется с ответом, ему могут помочь другие (если помогает ещё стоящий в шеренге, то он в ней и остаётся, если помогает уже сидящий на стуле, то он встаёт вместо того, кому помог в шеренге).

Воспитатель спрашивает: "Скажите, кто кем  был раньше? Дедушка был…(мальчиком, мужчиной, папой). Курица была…(яйцом). Помидор…(семечком). Стол…(деревом). Платье…(тканью, хлопком). Лошадь…(жеребёнком). Хлеб…(зерном, мукой). Рыба…(икринкой) и т.д.

10. Дидактическая  игра " Найди нужный цвет"

Цель  игры: развитие фонематического восприятия, определять в словах наличие заданных звуков.

Материал: геометрические формы разного цвета.

Ход игры: воспитатель предлагает найти форму  такого цвета, в названии которой  есть звук р (рь, л, ль и т.д.) Дети по очереди находят формы заданного цвета, если ребёнок затрудняется найти форму, его сосед справа должен отдать ему свою фигуру, а себе найти другую.

11. Дидактическая  игра " Волшебная палочка"

Цель  игры: развитие словарного запаса детей.

Материал: палочка.

Ход игры: дети становятся в круг. Воспитатель  с помощью детей выбирают тему, о которой будут говорить. " Будем говорить про котёнка всё, что знаем". Воспитатель предлагает сначала подобрать слова про  то, какой котёнок (подбор слов-прилагаетльных). Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет слово и передаёт палочку следующему и т.д. Повторять слова нельзя. Если кто-то не может подобрать слово, другой участник может ему "подарить" своё слово. Когда палочка дойдёт до середины круга, воспитатель меняет задание: "Теперь будем подбирать слова про то, что котёнок может делать (подбор слов-глаголов).

Аналогично  может быть проведена игра и по подбору слов для характеристики других животных, птиц, рыб, насекомых.

12. Дидактическая  игра " Строим дом"

Цель  игры: закреплять умение выделять данный звук в начале, середине, конце слова.

Материал: лист бумаги, карандаши, фломастеры.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что  сегодня они будут строить  дом (изображать его на листе бумаги). Рисует стены дома. Каждый строитель  должен построить какую-либо часть  дома, имеющую в своём названии звук р и рь. Дети по очереди рисуют части дома, анализируя каждое слово (крыша, труба, чердак, дверь, рама, крыльцо, дверная ручка, кирпич, деревянный дом и т.д.) После того как дом готов, можно предложить обставить дом словами с данными звуками, какие растения, деревья и кусты росли рядом.

13. Дидактическая  игра " Составь предложение"

Цель  игры: закрепление термина "предложение", учить составлять предложение из отдельных слов.

Ход игры: каждому ребёнку предлагается какое-либо слово, которое он должен запомнить. По сигналу воспитателя ребята должны выстроиться " в предложение".

Информация о работе Нравственное воспитание