Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:01, реферат

Описание работы

Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В связи с этим разработка новых методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую ставят перед психологами педагоги и родители.

Работа содержит 1 файл

Нравственное формирование.docx

— 45.90 Кб (Скачать)

Культура  общения

  1. Разговорный этикет. Ребенок знает основные формы разговорного этикета (знакомства, приветствие, прощание, обращение, просьба, благодарность, извинение и т. д.), умеет использовать их в ситуациях стандартизованного общения, проявляя при этом вежливость, добросовестность; умеет внимательно слушать собеседника; желает обогащать словарный запас.
  2. Культура невербального общения. Во время разговора ребенок смотрит в лицо собеседника (или в глаза), сохраняет внимательное и добросовестное выражение лица, улыбается, когда это уместно; разговаривает спокойно, достаточно выразительно, заботясь, чтобы его хорошо слышал собеседник, но не обязательно слышали люди вокруг; придерживается эстетики жестов, мимики, поз.

 

 

Тематика  занятий 

Культура  внешнего вида. (7 час.)

  1. Санитарно-гигиенические навыки. Твоя осанка, походка. В гостях у Мойдодыра. Правила ухода за собой. Уход за собственными вещами.
  2. Твоя внешность. Тот красивый, кто опрятный. Одежда, её предназначение, соответствие возрасту, времени, месту. Прическа.

Правила поведения  в общественных местах. (11 час.)

  1. Поведение в садике. Садик – твой второй дом, твоя группа – твои друзья. Твои обязанности в садике. Уважаем труд людей, которые нас обслуживают. Традиции и праздники.
  2. Город и мы. Правила поведения на улице, в транспорте, в магазине, в кафе, в театре. Безопасность жизнедеятельности.
  3. Правила поведения в гостях. Гостеприимство. Как дарить и принимать подарки, и знакомить гостей. Сервировка стола, назначение каждого предмета. Поведение за столом, что и как едят.

Этикет межличностных  отношений. (10 час.)

  1. Твоя семья. Изучение своего рода. Уважение к старшим, внимание к родителям, забота о младших. Соблюдение чистоты и порядка в помещении. Семейные праздники.
  2. Этика взаимоотношений со сверстниками. Детская дружба. Мальчики и девочки. Каким должен быть друг. Мы играем.
  3. Этика взаимоотношений со старшими. Друзья нашей семьи и соседи. Незнакомый человек.

Культура общения (8 час.)

  1. Разговорный этикет. Речь- способ общения, грамотность. Добрые слова и желания. Слова сочувствия и утешения. Как правильно высказать свои мысли, как слушать собеседника.
  2. Культура невербального общения. Улыбка, взгляд, выражение лица, жесты. Хорошие и плохие манеры. Вредные привычки. Как себе помочь.

 

 

 

жизненная ситуация ® переживание ® осмысление ситуации и мотивов ® выбор и принятие решения ® стимул ® поступок.

 

Таким образом, для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы:

 

1. Беседа.

2. Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А.

3. Игра.

Известно, что  в дошкольном возрасте наиболее близкой  и понятной для ребёнка деятельностью  является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

Можно порекомендовать  использование таких игр и упражнений:

  • направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»);
  • направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»);
  • направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были – вам не скажем, а что делали - покажем»);
  • направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями);
  • направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают») и др.

4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда.

 

Основные способы педагогического  воздействия на детей:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие  словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Дидактическая  игра " Испорченный телефон"

Цель  игры: развивать у детей слуховое внимание.

Ход игры: дети садятся в одну линию. Ведущий  шепотом спрашивает первого ребёнка, как он провёл выходные дни, а после  этого громко говорит детям: "Как  интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал, и что мне рассказал? Тогда Саша шёпотом, на ушко расскажет  об этом своему соседу, а сосед тоже шёпотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет тоже самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша". Взрослый советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки. Когда дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл переда-ваемой информации.

Если  первому ребёнку трудно сформулировать чёткое сообщение, запустить цепочку  может взрослый. Начать игру можно  с любой фразы, лучше, если она  будет необычная и смешная.

2. Дидактическая  игра " Радио"

Цель  игры: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Ход игры: дети сидят в кругу. Воспитатель  садится спиной к группе и объявляет: "Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, характерные  детали одежды). Пусть она подойдет к диктору". Дети слушают и смотрят  друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя  этого ребёнка. В роли диктора  радио может побывать каждый желающий.

3. Дидактическая  игра ". Кто сказал?"

Цель  игры: развивать у детей слуховое внимание.

Ход игры: выбирается ведущий, который садится  спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: "Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь". Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнёс эту фразу. Следующим ведущим становится ребёнок, которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывал в роли ведущего.

4. Дидактическая  игра ". Кого не хватает?"

Цель  игры: развивать зрительную память, подчёркивая важность каждого ребёнка.

Ход игры: дети садятся в один общий круг. Воспитатель говорит: "Сейчас один из нас будет прятаться, а остальные  будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть  глаза, и пока никто не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол  и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я  попрошу вас всех открыть глаза  и угадать, кого не хватает". Если дети слишком долго не могут отгадать, попросите спрятавшегося что-нибудь сказать, чтобы остальные могли  узнать его по голосу.

5. Дидактическая  игра " Ты мне нравишься (паутина)"

Цель  игры: развитие памяти, активизация  словаря, умение видеть в сверстнике хорошее.

Материал: клубок цветной шерсти.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сесть  в один общий круг. Пару раз обматывает свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и прокатывает  клубок в сторону одного из детей. После того, как клубок передан, ребёнку  говорят: "Коля (Маша, Петя!) ты мне  нравишься, потому что… (всегда помогаешь  другим детям, всегда вежлив с взрослыми  и детьми, всегда очень аккуратен)". Выслушав обращённые к нему слова ребёнок обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого ребёнок должен подумать и решить, кому передать клубок дальше и сказать чем нравится ему выбранный сверстник. При этом можно говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нём нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так игра продолжается всё дальше и дальше. Нужно хорошо запомнить, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Воспитатель следит, чтобы все дети были задействованы в плетении паутины. Постепенно "паутина" будет расти. Ребёнок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребёнок наматывает свою часть на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

6. Дидактическая  игра " Говорящие очки"

Цель  игры: развитие словарного запаса, умение видеть в сверстнике положительные  качества.

Материал: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стёклами.

Ход игры: все дети садятся в общий круг. Ведущий надевает очки, поворачивается направо и смотрит на своего соседа, который спрашивает: "Наяву, а  не во сне, что прекрасного во мне?" Как только ребёнок в волшебных  очках услышит это заклинание, он тут же должен от имени волшебных  очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес своего соседа справа. После этого он снимает  волшебные очки и передаёт их своему соседу слева. Когда его сосед  наденет очки, уже бывший ведущий  обращается к нему с заклинанием. И новый ведущий в волшебных  очках говорит о нём добрые и приятные слова. Игра продолжается, пока очки не обойдут по всему кругу.

7. Дидактическая  игра " Друг к дружке!"

Цель  игры: закреплять знания о частях своего тела, обеспечение контакта и взаимодействие всех детей друг с другом.

Ход игры: дети выбирают партнёра по игре и пожимают ему руку. Ведущий в быстром  темпе говорит, какими частями тела нужно будет очень быстро "поздороваться" друг с другом: правая рука к правой руке, нос к носу, спина к спине, левая нога к правой ноге. А когда  ведущий скажет: "Друг к дружке" нужно быстро найти себе нового партнёра и пожать ему руку и игра продолжается (называются другие части тела).

8. Дидактическая  игра " Дотронься до…"

Цель  игры: уметь ориентироваться в  данной игровой ситуации, уметь уступать другому.

Ход игры: дети стоят в кругу. Ведущий говорит: "Дотронься до… синего!" Все  должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронутся до этого  цвета. Больше двух детей до одного участника игры дотрагиваться нельзя.

9. Дидактическая  игра " Продолжи движение".

Цель  игры: развитие воображения.

Ход игры: дети стоят в кругу. Ведущий говорит: "Сейчас я начну делать какое  нибудь движение, когда я замру, то мой сосед слева подхватит и продолжит это движение. Когда я хлопну в ладоши он замрёт, а его сосед слева продолжит дальше. И так по кругу. Так движение проходит весь круг и возвращается к ведущему.

10. Дидактическая  игра ".Скульптуры"

Цель  игры: развивать сплочённость между  детьми.

Материал: каждому ребёнку по одной счётной  палочке.

Ход игры: каждый из играющих берёт по одной палочке. Один начинает игру: он кладёт палочку посреди группы на пол. Второй кладёт свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасались друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Нужно расположить палочки так, чтобы из них получилась какая-нибудь фигура. Потом палочки убираются, и предлагается выложить такую же фигуру из тел, при этом каждый должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы.

Информация о работе Нравственное воспитание