Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Работа содержит 1 файл

нравственное воспитание.docx

— 50.62 Кб (Скачать)

      Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает  у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения  учебным материалом, ведет к объединению  полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего  мира. Развитие мышления, овладения  разнообразными способами работы с  учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.

      Новое содержание начального обучения открыло  новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Все это составляет систему  воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности  их формирования.

      Формирование  нравственности происходит в школе  на всех уроках. И в этом отношении  нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает  себя и сам ученик, превращаясь  из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным  поведением. Это поведение строится и на основе нравственных норм, которые  предписывают определенные отношения  и основному виду деятельности младших  школьников – учебному труду.

      Для нравственного воспитания важно  организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными  отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед  детьми как общая для всех и  для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.

      Формирование  личности ребенка школьного возраста происходит в условиях детского коллектива. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства  собственного достоинства, которое  заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным  нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного  самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное. Педагогическая задача в том, чтобы  сам ребенок осознавал эту  необходимость и действовал в  направлении ее реализации.

      Коллектив, вырабатывая общественное мнение, в  основном оценивает нравственность ребят, соблюдение ими признанных норм общения.

      Ребенок в коллективе не только объект педагогической деятельности учителя, но и субъект  воспитания. Такое положение ребенка  существенно влияет на организацию  воспитательной работы и на позицию  учителя в различных видах  детской деятельности (в учении, труде, игре). В коллективе сверстников  школьников приобретает социальный опыт.

      В практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают возрастную нравственную самостоятельность школьников. Длительное время поведения учащихся организовано так, что они находятся под  прямым контролем учителя или  коллектива, а это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии детей, видимые результаты которого проявляются у них позже, в  подростковом возрасте.

(Нравс.ред.  Каирова.(189\37-44))                      

      Многие  казахские ученые –просветители, писатели, поэты в своих трудах уделяли  внимание нравственному воспитанию молодежи.

      Суть  нравственных идеалов Чокана Валиханова – в борьбе против общественного  и нравственного зла в казахском  обществе, в осуждении лживой и  дикой морали общественной знати, утилитарного использования ими в достижении своих эгоистических целей, первичность  понятий  “совесть”, “справедливость”, “долг” и др., в борьбе против ханжеской  религиозной морали. Путь развития нравственного самосознания казахского народа – в его просвещении. Чокан  Валиханов справедливо утверждал: “только знания и образование  придают человеку силы и являются великим орудием в борьбе за просвещение  и благосостояние народа, только просвещение  может вывести казахский народ  на путь свободы и нравственного  совершенства”.

      Ибрая Алтынсарына мы знаем как педагога –просветителя, ученого, поэта и  прозаика, публициста и детского писателя. И можно смело утверждать, что  вся эта многогранная деятельность великого человека пронизана размышлениями  о сущности нравственности, смысле человеческого существования и  счастья, нравственных мотивах поведения  и отношений, воспитания высоконравственной личности. Важным источником нравственных воззрений Ибрая Алтынсарына  являлось устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и  счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа. Об этом свидетельствует “Киргизская  хрестоматия”.

      Одна  из основных тем хрестоматии Ибрая  Алтынсарына – призыв к знанию. Она открывается “Посвящением”, в которой воспевается наука, сила знания и их значение в материальной и духовной жизни человека.

      Таким образом, по Ибраю Алтынсарыну, основу нравственности составляет образование  и воспитание: “Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует  в ребенке самые лучшие нравственные качества”, “хорошо воспитанный  ребенок впоследствии остается добропорядочным  человеком”.

Главными  средствами нравственного воспитания является труд, и пример родителей  – утверждает Ибрай Алтынсарын “Воспитание  трудолюбия у детей – главное  средство борьбы против тунеядства и  лени”.

      В воспитании каких качеств видит  Ибрай Алтынсарын содержание нравственного  воспитания? Это – патриотизм, гуманизм, честность, скромность, справедливость, ответственность.

    Абай Кунанбаев не писал специальных  психолого-педагогических трудов, не  занимался профессорско-педагогической  деятельностью, но почти все  его произведения пронизаны дидактическими  и нравственно –эстетическими  назиданиями, опирающиеся на интересы, нравственные идеалы и мудрость  трудового народа.

      Исключительное  значение в моральной переделке  личности Абай предает воспитанию: “Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык всякому, кто  говорит, что человек неисправим”.

    Высокие понятия  чести, добра,  человеческого достоинства, жившие  веками в народе Абай обогащал  своими пони маниями  долга  и ответственности за все, что  происходит вокруг него.

      Труд  и просвещение народа, по мнению Абая, - это средства достижения нравственного  идеала.

      Таким образом, можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом  столетии Чоканом Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым  моральные нормы, осуждающие с одной  стороны подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой стороны – возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в  наше время, а приобрели новую  силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего  учащимися.

    Магжан  Жумабаев – поэт, прозаик, переводчик, педагог, все свое творчество пронизывал мыслями о счастье своего народа.

    Проблемам воспитания и обучения посвящено  большое количество публикаций, ряд  учебников и пособий “Родной  язык в начальной школе”, “Обучение  грамоте”.

    Главная тема Педагогики Жумабаева – “превыше всего интересы человека и человечества”.

    Целью нравственного воспитания Жумабаев считает формирование нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного  поведения и деятельности.

    “Ребенок, - пишет педагог, - совершает плохой поступок от неспособности сделать  нравственный выбор, представления  последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует  от него определенных усилий воли, наличия  нравственных принципов и моральных  убеждений”.

    Жумабаев  утверждал принцип воспитания в  обучении. Он глубоко убежден в  том, что “образование только тогда  имеет ценность, когда благотворно  воздействует на учеников”.    

    Таким образом, в учении педагог раскрывает истоки нравственного воспитания, его  содержание, принципы, цель и задачи. Цель нравственного воспитания –  в формировании целостно – ориентированной  личности, нравственного поведения  и деятельности.

    Факторами нравственного воспитания считает:

    * Морально – психический климат  семьи;

    * Влияние друзей;

    *воздействие  педагогов.  

      

  

              

Выводы  по первой главе.

    Анализ  психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время прохождения  педагогической практики показывает, что учебная деятельность значима  на всех возрастных этапах, особенно в  младшем школьном возрасте, так как  в данном периоде начинает формироваться  учебная деятельность. В процессе, в котором вырабатываются такие  качества личности как организованность, ответственность, самостоятельность, активность, дисциплинированность.

    Нами  отмечается, что наиболее значительные специальные исследования некоторых  аспектов формирования нравственного  воспитания принадлежат: Н. И. Болдыреву, Л. А. Матвеевой, А. А. Калюжному, а также  значительное внимание нравственному  воспитанию детей уделяли казахские  педагоги и писатели, такие как  Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарын, Абай Кунанбаев, Макжан Жумабаев, и  другие.

    Важным  является понимание того, что нравственное воспитание целесообразно осуществлять также в процессе формирования учебной  деятельности. Так как, учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает  возможности для овладения учащимися  приемами, способами решения различных  умственных и нравственных задач. А  нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных  норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, несправедливости.

    Одна  из задач воспитания – правильно  организовать деятельность ребенка. В  деятельности формируются нравственные качества, а возникающее отношения  могут влиять на изменение целей  и мотивов деятельности, что в  свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Информация о работе Нравственное воспитание