Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:39, курсовая работа
Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.
Новое
содержание начального обучения открыло
новые возможности для
Формирование
нравственности происходит в школе
на всех уроках. И в этом отношении
нет главных и неглавных
Для
нравственного воспитания важно
организовать учение как коллективную
деятельность, пронизанную
Формирование личности ребенка школьного возраста происходит в условиях детского коллектива. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное. Педагогическая задача в том, чтобы сам ребенок осознавал эту необходимость и действовал в направлении ее реализации.
Коллектив, вырабатывая общественное мнение, в основном оценивает нравственность ребят, соблюдение ими признанных норм общения.
Ребенок в коллективе не только объект педагогической деятельности учителя, но и субъект воспитания. Такое положение ребенка существенно влияет на организацию воспитательной работы и на позицию учителя в различных видах детской деятельности (в учении, труде, игре). В коллективе сверстников школьников приобретает социальный опыт.
В практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают возрастную нравственную самостоятельность школьников. Длительное время поведения учащихся организовано так, что они находятся под прямым контролем учителя или коллектива, а это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии детей, видимые результаты которого проявляются у них позже, в подростковом возрасте.
(Нравс.ред.
Каирова.(189\37-44))
Многие казахские ученые –просветители, писатели, поэты в своих трудах уделяли внимание нравственному воспитанию молодежи.
Суть
нравственных идеалов Чокана Валиханова
– в борьбе против общественного
и нравственного зла в
Ибрая Алтынсарына мы знаем как педагога –просветителя, ученого, поэта и прозаика, публициста и детского писателя. И можно смело утверждать, что вся эта многогранная деятельность великого человека пронизана размышлениями о сущности нравственности, смысле человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и отношений, воспитания высоконравственной личности. Важным источником нравственных воззрений Ибрая Алтынсарына являлось устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа. Об этом свидетельствует “Киргизская хрестоматия”.
Одна из основных тем хрестоматии Ибрая Алтынсарына – призыв к знанию. Она открывается “Посвящением”, в которой воспевается наука, сила знания и их значение в материальной и духовной жизни человека.
Таким образом, по Ибраю Алтынсарыну, основу нравственности составляет образование и воспитание: “Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества”, “хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком”.
Главными средствами нравственного воспитания является труд, и пример родителей – утверждает Ибрай Алтынсарын “Воспитание трудолюбия у детей – главное средство борьбы против тунеядства и лени”.
В воспитании каких качеств видит Ибрай Алтынсарын содержание нравственного воспитания? Это – патриотизм, гуманизм, честность, скромность, справедливость, ответственность.
Абай Кунанбаев не писал
Исключительное значение в моральной переделке личности Абай предает воспитанию: “Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык всякому, кто говорит, что человек неисправим”.
Высокие понятия чести, добра,
Труд и просвещение народа, по мнению Абая, - это средства достижения нравственного идеала.
Таким образом, можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии Чоканом Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной стороны подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой стороны – возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися.
Магжан Жумабаев – поэт, прозаик, переводчик, педагог, все свое творчество пронизывал мыслями о счастье своего народа.
Проблемам воспитания и обучения посвящено большое количество публикаций, ряд учебников и пособий “Родной язык в начальной школе”, “Обучение грамоте”.
Главная тема Педагогики Жумабаева – “превыше всего интересы человека и человечества”.
Целью нравственного воспитания Жумабаев считает формирование нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности.
“Ребенок, - пишет педагог, - совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений”.
Жумабаев утверждал принцип воспитания в обучении. Он глубоко убежден в том, что “образование только тогда имеет ценность, когда благотворно воздействует на учеников”.
Таким образом, в учении педагог раскрывает истоки нравственного воспитания, его содержание, принципы, цель и задачи. Цель нравственного воспитания – в формировании целостно – ориентированной личности, нравственного поведения и деятельности.
Факторами нравственного воспитания считает:
* Морально – психический климат семьи;
* Влияние друзей;
*воздействие
педагогов.
Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время прохождения педагогической практики показывает, что учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном периоде начинает формироваться учебная деятельность. В процессе, в котором вырабатываются такие качества личности как организованность, ответственность, самостоятельность, активность, дисциплинированность.
Нами отмечается, что наиболее значительные специальные исследования некоторых аспектов формирования нравственного воспитания принадлежат: Н. И. Болдыреву, Л. А. Матвеевой, А. А. Калюжному, а также значительное внимание нравственному воспитанию детей уделяли казахские педагоги и писатели, такие как Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарын, Абай Кунанбаев, Макжан Жумабаев, и другие.
Важным
является понимание того, что нравственное
воспитание целесообразно осуществлять
также в процессе формирования учебной
деятельности. Так как, учебная деятельность,
являясь в младшем школьном возрасте
ведущей, обеспечивает усвоение знаний
в определенной системе, создает
возможности для овладения
Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающее отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.