Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Работа содержит 1 файл

нравственное воспитание.docx

— 50.62 Кб (Скачать)

    Во  взаимодействии со средой и целенаправленными  воспитательными влияниями школьник приобретает необходимый опыт общественного  поведения.

    Однако, несмотря на то, что на нравственное формирование личности оказывают воздействие  многие социальные условия и биологические  факторы, следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогического  влияния придается еще и потому, что они более целенаправленно  на выработку определенного рода отношений.

    Из  этого следует, что суть нравственно  воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации  процесса нравственного воспитания следует отдать предпочтение объективным  отношениям,  в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности (“Нравственное становление личности школьника” И.С. Марьенко 101/30-34).

    В процессе формирования идейности и  нравственности как сплава “знаний, убеждений и практического действия”, развития и обогащения нравственных чувств и нравственных качеств важная роль принадлежит школе. Именно в  школьные годы человек должен не только научиться ответственному выбору моральных  ценностей, поступков, определить свое отношение к труду и будущей  профессии, но и уметь реализовывать  их в своей жизни.

    Нравственность  предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и  активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, стяжательства, несправедливости. Она должна воспитывать в подрастающем поколении подлинно общественную, активную нравственность, которая не может  быть ограничена личным самоусовершенствованием, а требует обязательной наступательной борьбы за совершенствование всей окружающей жизни.

    Воспитание  школьников предусматривает формирование гармонически развитой личности. Нравственное воспитание благодаря широте влияния  на личность является стержнем воспитания.

    Одна  из задач воспитания - правильно  организовать деятельность ребенка. В  деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения  могут влиять на изменение целей  и мотивов деятельности, что в  свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и  как критерий его нравственного  развития.

    Развитие  морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание  содержания воздействий,  которые  поступают и от родителей и  педагогов, окружающих людей через  переработку этих воздействий в  связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными  ориентациями. В сознании ребенка  внешнее воздействие приобретает  индивидуальное значение и таким  образом формирует субъективное отношение к нему. В связи с  этим формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

    Необходимое звено в процессе нравственного  воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание  моральных принципов и норм прямо  связано с осознанием образцов нравственного  поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

    Нравственное  воспитание носит всеобщий характер, так как объектом морального регулирования  является область отношений личности и общества. Для осуществления  любой общественно-полезной деятельности субъект должен обладать совокупностью  нравственных качеств. Поэтому нравственное воспитание в школе в первую очередь  направлено на формирование такой совокупности моральных качеств, которая необходима для выполнения любой социальной деятельности, и, прежде всего учебной  и трудовой.

    Воспитывая  ум и волю ребенка, учитель все  время должен иметь в виду и  нравственный результат своих усилий. Формируя нравственность представления  и мотивы поведения, систему моральных  ценностей, духовные потребности, педагог  вместе с тем влияет на все стороны  личности и решает задачи умственного, трудового, эстетического воспитания.

    Уровень нравственного развития детей способствует успешному осуществлению учебной  деятельности. Поэтому одна из задач  воспитания детей еще в дошкольном возрасте состоит в нравственной подготовке их школьному обучению. Сама учебная деятельность, этическая  направленность содержания, методов  и организации учебного процесса является основным источником и средством  нравственного становления младших  школьников. Преодоление учебных  трудностей требует не только интеллектуального  напряжения, но и нравственных усилий. В процессе обучения происходит развитие познавательной деятельности, восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти. Это дает возможность воспитывать интерес у детей к явлениям общественной жизни. (Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания 189/8-14).

I.2 Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

    Среди основных задач, которые ставит современное  общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной творческой личности.

      В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, поскольку именно здесь происходит переход от: “ситуативного” познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и  систематизации и углубления знаний. Именно учебная деятельность в этом возрасте создает возможности для  овладения учащимися приемами, способами  решения различных умственных и  нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей  к окружающему миру.

      Младший школьник в процессе учебы в школе  лишь постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического  воздействия, поскольку далеко не сразу  и не во всех случаях воздействия  учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок  становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие  изменения. Это касается, естественно, и тех знаний, которые усваиваются  детьми, и в совершенствовании  умений, навыков, усвоения приемов, способов деятельности, и перестройки отношений  учащихся. Эта естественная и необходимая  “ступенька” в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте, но и здесь следует подчеркнуть, что очень важно, чтобы ребенок  на ней не задерживался.

      Проблеме  становления субъекта деятельности посвящено много исследований философов, психологов, педагогов. В подтексте  данной проблемы целесообразно выделить следующие положение:

    • Индивид становится субъектом объективного процесса жизнедеятельности тогда, когда он, воспринимая окружающий мир, оказывается способным осуществлять регуляцию своего соотношения с действительностью.

      В большинстве специальных работ  возможность такой регуляции  определяется такими качествами субъекта, как активность, целенаправленность, осознание своих возможностей, соотнесение  их и своих стремлений с условиями  объективной действительности. Эти  качества формируются в действительности и в ней же проявляются.

      Включаясь в учебную деятельность, младшие  школьники учатся действовать целенаправленно  и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают  осознанный характер. Все чаще при  решении различных умственных и  нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

      Значимой  особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести  их и свои стремления с условиями  объективной действительности.

      Развитию  этих качеств мотивационный компонент  учебной деятельности. Как известно, в основе мотива человека лежит потребность, которая становится мотивом при  возможности ее осознания и наличия  соответствующего отношения. Мотив  определяет возможность и необходимость  действия.

      Здесь мы подходим по второй стороне вопроса  о структуре учебной деятельности – к вопросу о значимости единства всех трех компонентов учебной деятельности для становления учащихся начальных  классов как субъекта учебной  деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать  в двух аспектах.

      Первое  – это возможность развития каждого  из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося  невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих “сигналов” возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.  

      Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом  учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся  и его знаниями, и его уровнем  овладения операционными структурами  и мотивами данной деятельности.

      Второй  аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: На сегодняшний  день, процесс обучения в начальной  школе в значительной степени  направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. В определенной своей части это  положение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой –то степени  “стихийное”  развитие операционной и мотивационной  сторон неизбежно отстает, что естественно, начинает тормозить и процесс  усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной  деятельности возможности для умственного  и нравственного развития учащихся.

      Проблема  нравственного развития младшего школьника  в процессе обучения взаимосвязана  еще с тремя факторами.

      Во  –первых, придя в школу, ребенок  переходит от “житейского” усвоения окружающей действительности, в том  числе и морально –нравственных  норм, существующих в обществе, к  его научному и целенаправленному  изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного  обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его  беседы, внеклассная работа т. п.

Во –вторых, в ходе учебной работы школьники  включены в реальную коллективную деятельность, где так же идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения  учащихся между собой, учеников и  учителя.

      И третий фактор, о котором следует  сказать: В процессе обсуждения положения  в современной школе, проблемы становления  программ обучения, дискуссий по поводу объема материала той или иной науки, все чаще звучит тезис о  том, что обучение в школе –  это, прежде всего формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем, объеме школьной программы. Представляется, что здесь дело не только в специфике той или  иной науки, сколько в подходе  к учебной деятельности вообще. Данный вид деятельности имеет все возможности,  позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Конечно, и  игровая, и трудовая деятельность так  же обладает такими возможностями, но учебная имеет в этом плане  одно существенное преимущество: возможность  целенаправленного формирования и  естественно –научных и нравственных убеждений.

      С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного  развития учащихся в процессе школьного  обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи  одного и другого. С этих позиций  учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка. В ее процессе создаются условия  и для усвоения знаний, и для  формирования операционных структур психики  ребенка, и для развития достаточно разносторонней мотивационной сфере  личности.

      Начало  обучения в школе – новый и  важный этап в воспитании и развитии ребенка. Став школьником, он впервые  включается в систематическую, общественно  –значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка  закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает  основы систематических знаний, здесь формируется  его нравственный облик, развивается  характер, воля. В воспитанно отношении  очень важно, какими будут первые шаги ребенка в учении. Учитель  вводит его не только в мир знаний, но в сложный мир отношений к учению – обязательному и сложному, но в то же время радостному труду.

Информация о работе Нравственное воспитание