Нравственное воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследование возможностей формирования нравственного воспитания школьников и их экспериментальная апробация.

Задачи:

а) проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

б) рассмотреть сущность нравственного воспитания;

в) раскрыть содержание нравственного воспитания;

г) изучить методы нравственного воспитания;

д) апробировать результаты исследования опытно-экспериментальным путем.

Содержание

Введение………………………………………….……………………………… 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения……………………………………………………... 6

Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания……………………………………...6
1.2. Содержание нравственного воспитания……….………………11

1.3. Методы нравственного воспитания…………………………… 14

Выводы по первой главе………………………………………………………... 18

Глава 2. Формирование нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………………………………… 19

2.1. Опытно-экспериментальная работа по формированию

нравственной культуры у школьников………………………….19

Выводы по второй главе…………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………...23

Список используемой литературы…………………………………………….. 25

Приложение……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     И.Г. Щукина выделяет три группы методов: «методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая  беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример); методы организации  деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание)». (14, c.113)

     В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные  методы  как поощрение и наказание.  Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий учащихся. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение учащихся, на формирование их морального облика. (6, c. 117)

     В системе основных методов воспитательного  воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения. (6, c. 118)

     В реальном педагогическом процессе методы и методические приемы выступают  не изолировано, а в различных  сочетаниях. Бывают случаи, когда и  методы и методические приемы образуют сложные переплетения, поэтому создается впечатление об обилии методов нравственного воспитания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по первой главе

    В первой главе мы дали определения  таким понятиям, как «нравственность», «нравы», «воспитание», «нравственное воспитание». Выделили основные задачи нравственного воспитания.  Определили последовательность нравственного поведения личности. Перечислили авторов, которые рассматривали нравственное воспитание через такие понятия, как «гуманность», «патриотизм», «трудолюбие» «коллективизм». Также здесь мы рассмотрели различные методы нравственного воспитания.

     И пришли к выводу, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть как не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности связанные с ними моральные знания, взгляды, убеждения и идеалы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                

Глава 2. Формирование нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе

                     2.1. Опытно-экспериментальная работа по формированию

                            нравственной культуры  у школьников 

     Практическая  часть исследования проводилась  в школе № 33 в 6 «В» классе. Класс насчитывал 23 человека. За период практики проведена практическая работа, соответствующая проблеме «Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе». Во время практики мы наблюдали за детьми, вели записи, делали разнообразные задания по педагогике и психологии, так же провели два классных часа и  воспитательное дело. Классные часы были посвящены нравственному воспитанию.

     Тема  классного часа была следующая: «Помогай окружающим людям» (Приложение 1). Цель: научить ребят взаимопомощи, поддержки, уважению  друг к другу, воспитание культуре межличностных отношений. На классном часе мы с ребятами разбирали разнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии, делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целом классный час прошел хорошо. На передоложенные ситуации «Помочь учителю повесить плакат, зажечь свет, стереть с доски, отпереть кабинет, раздать тетради, листы, книги», ребята отвечали следующим образом. «Да, я всегда предлагаю свою помощь учителю» (ответили 19 человек). «Я бы предложил помощь, но мне кажется, что это будет выглядеть как подхалимство, смогу только в той ситуации, если в классе никого не будет» (ответили 4 мальчика). «Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор». Две девочки хорошо справились с этим заданием, беседа проходила в культурной форме, с извинениями и т.д.. На первый взгляд было понятно, что класс привык к такой форме проведения классного часа, ребята хорошо знали как себя нужно вести в той или иной ситуации, имели представления о морали, об этикете,  о безнравственных поступках и т.д. Классный руководитель удаляет много времени на нравственное просвещение ребят (походы в театр, проведение классных часов, мероприятий и т.д).

     На  втором классном часе мы разбирали  такую тему: «Взаимное уважение» (Приложение 2). Цель: научить ребят взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностных отношений. Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение к старику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мой взгляд,  ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились естественными, интересными. 2. «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита».  Так же ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают правела этикета и умеют применять полученные знания. Классный руководитель так же участвовал в дискуссиях, помогал ребятам, акцентировал их внимание на той или иной ситуации, так же классный руководитель просил ребят вспомнить некоторые правила этикета. Классный руководитель попросил ребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные поступки.

     Так же мы провели в классе воспитательное дело. Тема воспитательного дела: «Вавилонская башня» (Приложение 3).  Цель: воспитание культуры межличностных отношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь. Наша задача была в том, что бы сплотить ребят, научить их общаться между собой, уважать мнения друг друга. Ребята активно участвовали в играх, сценках, принимали совместные решения, проявляли уважения к мнению друг друга, действовали сообща.

    В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К  тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу  в классе в этом  направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. В целом класс творческий, любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить  и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы  по второй главе

    Во  второй главе мы проводили классные час на тему «Помогай окружающим людям». Цель: научить ребят взаимопомощи, поддержки, уважению  друг к другу, воспитание культуре межличностных отношений. На классном часе мы с ребятами разбирали разнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии, делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целом классный час прошел хорошо. Втрой классный час был на тему «Взаимное уважение». Цель: научить ребят взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностных отношений. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают правела этикета и умеют применять полученные знания.

    Также нами было проведено воспитательное дело на тему «Вавилонская башня».  Цель: воспитание культуры межличностных  отношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь. Ребята активно участвовали в играх, сценках, принимали совместные решения, проявляли уважения к мнению друг друга, действовали сообща.  В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение  

    Результаты  опытно – экспериментальной работы по формированию нравственности во внеклассной работе у школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

    Мы  пришли к выводу, что успешному  формированию нравственных свойств  способствуют:

    1. Личный пример учителя;
    2. Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
    3. Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;
    4. Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание внеклассной работы.

      Завершая  наше исследования мы можем сказать  следующее, нравственное воспитание –  непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение  людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

       Разрешение противоречий нравственного воспитания требует критической

оценки  сложившихся подходов к организации  и механизмам осуществления воспитательной работы. Один из них — вербально - мероприятийный, требующий в основном разработки некоторой суммы просветительных бесед, раскрывающих содержание моральных правил на положительных примерах.

     «Другой подход — деятельностно - мероприятийный. Он противопоставляется вербальному и заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке поведенческих умений и навыков. Деятельностный подход в воспитании школьников, как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственного воспитания.

     Нравственность  формируется не на словесных или  деятельностных мероприятиях, а в  повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и, умение владеть собой.

     Нравственное  воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

     Именно  поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на  разумное и  нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.   
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. -  М., 2001 г. – С. 421.
  2. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. - М., 1995г. – С. 337.
  3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1992г. – С. 231. 
  4. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1999г. – С. 472.
  5. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г. – С. 450.
  6. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 1976. - №12. -  с.56.
  7. Косолапов Ю.А.. Нравственное воспитание учащихся в процессе перспективной  деятельности коллектива. // Нравственное воспитание школьников. - 1975. - №12. - с.52.
  8. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. - Минск.- 1990г. – С. 180.
  9. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г. – С. 335.
  10. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1992г. – С. 203.
  11. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. -  М., 1993г. – С. 230.
  12. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2006 г. – С. 470.
  13. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г. – С. 256.
  14. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2006 г. – С. 198.
  15. Савин Н.В. Педагогика. - М., 2000 г. – С. 300.
  16. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. - П-К., 1995г.
  17. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3 – с.26-37.
  18. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1999г. – С. 309.
  19. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1991г. – С. 150.
  20. Харламов И.Ф. Педагогика. -  М., 1990г. – С. 383.
  21. Шемшурина А.  Основы этической культуры школьников. // Народное образование. 1998. -  № 6 –  с.64-65.
  22. Широкова И.Г.  Этика. - М.,  2002г. – С. 207.
  23. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. - М., 2004 г. – С. 265.
  24. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников. // Нравственное воспитание школьников. 1976. - №12 -  с.104 – 115.
  25. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 –  с.24-29.

Информация о работе Нравственное воспитание школьников