Нравственное воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследование возможностей формирования нравственного воспитания школьников и их экспериментальная апробация.

Задачи:

а) проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

б) рассмотреть сущность нравственного воспитания;

в) раскрыть содержание нравственного воспитания;

г) изучить методы нравственного воспитания;

д) апробировать результаты исследования опытно-экспериментальным путем.

Содержание

Введение………………………………………….……………………………… 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения……………………………………………………... 6

Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания……………………………………...6
1.2. Содержание нравственного воспитания……….………………11

1.3. Методы нравственного воспитания…………………………… 14

Выводы по первой главе………………………………………………………... 18

Глава 2. Формирование нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………………………………… 19

2.1. Опытно-экспериментальная работа по формированию

нравственной культуры у школьников………………………….19

Выводы по второй главе…………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………...23

Список используемой литературы…………………………………………….. 25

Приложение……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     Основополагающей  базовой категорией нравственного  воспитания является по мнению Б.Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства  – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий». (9, c.265)

     Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для  него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

     «Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной  оценки явлений, взаимоотношений между  людьми, их моральных качеств. Моральные  привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой». (19, c.192) Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

     Оценка  нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.

       «Нравственное поведение личности  имеет следующую последовательность:  жизненная ситуация – порождаемое  ею нравственно - чувственное  переживание – нравственное осмысление  ситуации и мотивов поведения,  выбор и принятие решений  - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты». (9, c.265)

     Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных  в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.  

     1.2. Содержание нравственного  воспитания

     Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.

     «Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качеств личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку» (5, c.104)

     Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности – морально-этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит школьника к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах». (5, c. 105-106)

     Дисциплинированность  как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

  • «культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);
  • культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)
  • культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);
  • бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.)». (5, c. 105-106)

     Культура  поведения школьников в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

     По  И.Ф. Харламову  содержание нравственности заключается в следующем:

  1. В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
  2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
  3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.
  4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
  5. В человеколюбие или гуманность. (20, c.380)

     Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется  в общественно ценных свойствах  и качествах личности, проявляется  в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует  глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

     «Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных  норм поведения, культура отношений  и общения в условиях здорового  детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе». (9, c.269)

     Нравственным  следует считать такого человека, для которого нормы, правила и  требования выступают как его  собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть как не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности связанные с ними моральные знания, взгляды, убеждения и идеалы.  

       1.3. Методы нравственного  воспитания

     Методы  нравственного воспитания -  это  своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. (11, c. 83)

     Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя зданиями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения или внимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование и самоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному. Поэтому в конечном итоге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достигнуты и успешно решены.

     Выбор методов нравственного воспитания  во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта.

     Характер  методов нравственного воспитания  изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив  еще не сформирован, воспитатель  предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только коллектив начинает заметную роль играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение школьников, советуется с ними.

     Формы организации и методы нравственного воспитания  изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

     И.С. Марьенко назвал такие группы методов  воспитания, как методы приучения  и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и  проблемно-ситуативные.  В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

     Упражнение  обеспечивает выработку и закрепление у младших подростков необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Используя этот метод в своей работе, воспитатель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у школьников этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. В различных ситуациях, умело подобранных воспитателем, ученики самостоятельно решают нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю ученика. (11, c. 84)

     Самостоятельное решение    учеником    нравственных проблем, в различных  жизненных ситуациях позволяет  педагогу устанавливать связь между  поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу. В работе с более сильным коллективом учащихся можно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять - мотивы поведения школьников:   изменять состав коллектива при выполнении различных видов деятельности и поведения, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для  личности,  но  необходимое для коллектива    поручение, назначать   ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитет ученика   незначителен,  давать  внеочередное задание   или выполнение его за товарища, поручать то дело, которое ученик считает плохим, лишать ожидаемого  удовольствия, сталкивать  личность с  множеством  выбора вариантов  поведения,  вызывать  у  школьника  желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности. (11, c. 84-85)

Информация о работе Нравственное воспитание школьников