Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 00:22, курсовая работа
Цель - исследование возможностей формирования нравственного воспитания школьников и их экспериментальная апробация.
Задачи:
а) проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
б) рассмотреть сущность нравственного воспитания;
в) раскрыть содержание нравственного воспитания;
г) изучить методы нравственного воспитания;
д) апробировать результаты исследования опытно-экспериментальным путем.
Введение………………………………………….……………………………… 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения……………………………………………………... 6
Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания……………………………………...6
1.2. Содержание нравственного воспитания……….………………11
1.3. Методы нравственного воспитания…………………………… 14
Выводы по первой главе………………………………………………………... 18
Глава 2. Формирование нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………………………………… 19
2.1. Опытно-экспериментальная работа по формированию
нравственной культуры у школьников………………………….19
Выводы по второй главе…………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………...23
Список используемой литературы…………………………………………….. 25
Приложение……………………………………………………………………….
Основополагающей
базовой категорией нравственного
воспитания является по мнению Б.Т. Лихачева:
«…понятие нравственного
Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.
«Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой». (19, c.192) Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.
Оценка
нравственного чувства как
«Нравственное поведение
Важнейшим
средством нравственного
1.2. Содержание нравственного воспитания
Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.
«Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качеств личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку» (5, c.104)
Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности – морально-этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит школьника к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах». (5, c. 105-106)
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:
Культура поведения школьников в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.
По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
«Нравственная
воспитанность – это
Нравственным
следует считать такого человека,
для которого нормы, правила и
требования выступают как его
собственные взгляды и
1.3. Методы нравственного воспитания
Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. (11, c. 83)
Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя зданиями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения или внимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование и самоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному. Поэтому в конечном итоге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достигнуты и успешно решены.
Выбор
методов нравственного
Характер
методов нравственного
Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.
И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.
Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших подростков необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Используя этот метод в своей работе, воспитатель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у школьников этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. В различных ситуациях, умело подобранных воспитателем, ученики самостоятельно решают нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю ученика. (11, c. 84)
Самостоятельное решение учеником нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет педагогу устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу. В работе с более сильным коллективом учащихся можно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять - мотивы поведения школьников: изменять состав коллектива при выполнении различных видов деятельности и поведения, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение, назначать ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитет ученика незначителен, давать внеочередное задание или выполнение его за товарища, поручать то дело, которое ученик считает плохим, лишать ожидаемого удовольствия, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения, вызывать у школьника желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности. (11, c. 84-85)