Новые технологии в обучении изообразительному искусству младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности компьютерного обучения на уроках по ИЗО.



Задачи исследования:

изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства;
экспериментально изучить эффективность использования на уроках изобразительного искусства ЭВМ в начальной школе;
на основе полученных данных разработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроков изобразительного искусства с применением ЭВМ.

Содержание

Введение................................................................................................. 3

1. Новые информационные технологии в образовании…………………………………………………………..... 5

1.1 Компьютерное обучение в начальных классах………........5

1.2 Использование компьютера на уроках рисования…. ... ….12


2. Компьютерное обучение младших школьников на уроках рисования……………………………………………………………….16

2.1 Анализ программы “Графический редактор для младших школьников”…………………………………………………………. ..16

2.2 Примеры использования компьютерного обучения на уроках ИЗО………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………..22

Список использованной литературы……………………………… …26

Приложение А. Конспекты уроков по ИЗО в первом классе с использованием компьютера……………………………………….....28

Работа содержит 1 файл

курсовая оригинал.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Изменение цвета карандаша (F3);

     Изменение цвета фона (F4);

     Очистка экрана (F5);

     Запоминание рисунка (F6);

     Считывание  рисунка(F7);

     Редактор  позволяет выполнять изображения  по предлагаемому рисунку, а также  по своему замыслу.

         Как известно, современные графические редакторы для различных компьютеров с различными графическими системами обладают большими возможностями в создании и редактировании изображений обычно предусматривается выбор  графических примитивов, установление их размеров, выбор цветовой гаммы, стиранее ошибочно проведенных линий и выполненных рисунков и т.д.

         Вместе с тем изучение таких редакторов порой затруднено из-за  освоения большого числа операционных действий. Поэтому, на наш взгляд, более целесообразно предлагать учащимся начальной школы более простые редакторы, моделирующие лишь отдельные функциональные возможности “профессиональных редакторов”. В них операциональные навыки не должны затенять деятельность, связанную с построением изображений.

         Предлагаемый графический редактор построен именно по этому принципу. Как показывает проведенный эксперимент, освоение младшими школьниками режимов его работы происходит за очень короткое время 4-7 мин в 1 классе.

     Это позволяет очень быстро включать школьников в работу по выполнению различных рисунков.

     Данный  графический редактор позволяет  развивать формулированное ранее  положение об оперировании учащихся понятиями “объект”, “имя”, “значение”. Например, можно, предлагая учащимся реальные объекты (игрушечные автомобили, домики и т.п.), обучать их созданию (конструированию) изображения на экране дисплея, затем запоминанию изображений под некоторым именем, вызову (считыванию) изображения по указанному имени.

         Кроме того, включение редактора в учебную деятельность позволит естественным образом знакомить учащихся с различными геометрическими фигурами и оперированию с ними.

         Немаловажное значение имеет методика обучения работе с графическим редактором. Вначале учащимся рассказывается о режимах работы, предлагается испытать некоторые  режимы (например, выбор карандаша, изменение его цвета, изменение цвета фона изображения), затем предлагается выполнить конкретное задание по образцу. После этого обсуждаются режимы запоминания и вызова выполненных рисунков. В дальнейшем можно разнообразить деятельность учащихся: предлагать для копирования различные простые и сложные рисунки, затем проводить построение рисунков реальных объектов.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Примеры использования  компьютерного обучения                                                  на уроках ИЗО

     Внедрение компьютерных технологий проводилось  на уроках ИЗО в МОУ СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области. Участвовал 1 “а” класс, в количестве 19 человек.

     1 “а” класс делился на 2 группы, чтобы каждый  ученик мог самостоятельно работать за компьютером. 
 

1 группа

Анисимова Даша

Домкин Игорь

Жданкин Виталя

Ивченко Даша

Ионов Данил

Карепанова Настя

Ковалев Сергей

Кулебякина Таня

Кырлан Дима 
 

     2 группа

Лакаткова Диана

Лампеева Варя

Манахова Ксюша

Миронов Егор

Никонова Полина

Пахомова Влада

Сутягина Катя

Тайков Артем

Хазов Вова

Урбанский Максим 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Урок 1. 

     Тема: Первое знакомство с компьютером. Овладение клавишами

     

     Цель: 1) Расширить кругозор детей и  подготовить всесторонне развитого  члена общества

           2) Помочь детям  познавать окружающий мир, развивать  их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать увиденное.

           3) Развитие интереса  к урокам ИЗО.

     План:

    1. Техника безопасности – 10 мин.
    2. Знакомство с компьютером – 10 мин.
    3. Решение логической задачи на компьютере (“Snakeit”) – задача игра – 15 мин.

     Объяснение  понятий курсор, управление ими (ознакомление с клавишами) – 10мин.

     Ход урока:

    1. Устно рассказать правила по технике безопасности. Опросить учеников.
    2. Рассказать о компьютере и дисплее. Что включать и как, в какой последовательности.
    3. – рассадить по рабочим местам.
    4. включить машины.
    5. объяснить, где курсор, дать задания для клавиш
    6. объяснить задачу игры “Snakeit”.

        Малая змейка решила пообедать в волшебном городе, как только она съест цветок зеленый, она подрастет, но если она съест ядовитый гриб, тут же погибает.

     Есть  трудности:

    1. когда съедает зеленый цветок, то появляется белый.
    2. когда съедает белый цветок, появляется ядовитый гриб.

     Вы  должны съесть все белые и зеленые  цветки, но не тронуть ни одного гриба.

     Самостоятельная работа:

     нарисовать  по вашему желанию картину, какую  вы себе представляете исходя из этой задачи.

     Анализ  работ.

     Выставление оценок.

     Смотри  приложение А.

         Было проведено 3 урока в 1 “а” классе по изобразительному искусству с применение ЭВМ.

         Делая заключение из этих уроков можно сказать, что применение ЭВМ очень эффективно.    Все дети работали очень увлеченно, дисциплина на уроке была отличная, дети были очень внимательны. Им очень нравилось работать на компьютере, быстро решали поставленные перед ними задачи.

         Работы детей очень разнообразны, каждый по-своему увидел и представил картину решаемой задачи, которую потом и изобразил в своем альбоме. Из этих работ можно сделать вывод, как компьютер помогает развивать фантазию, воображение у детей, насколько они интересны и красочны. Все работы детей были закончены.

         Все дети, включая и самых слабых, не боялись ошибиться, работали с интересом. Ребята быстро запоминали название и функции  различных клавиш компьютера, и пользовались ими свободно. Были повторены различные геометрические термины. Ребята были очень активны, предлагали различные решения задачи, пробовали практически увидеть результат, если не получалось, давались новые варианты пока не было достигнуто правильное решение задачи.

     Проанализируем, получившиеся рисунки. Мы видим насколько красочно и разнообразно получились рисунки детей. Каждый по-своему представил себе и изобразил рисунок. Волк, коза и капуста у каждого ребенка разные. Почти все дети нарисовали лодку и даже лодочника. Они нарисовали и место, в котором по их представлению находились наши герои. Рисунок выражал не только их представление об увиденном, но и решение задачи.

     Уроки изобразительного искусства заключают  в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника.

     Встреча с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на уроке – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства.

     Задачи, которые ставились перед нами, мы достигли. 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Из  анализа прочитанной литературы и опыта использования компьютеров  в реальном учебном процессе, можно  сделать вывод, что в условиях НИТ появляются новые возможности для развития:

    -  социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;

    - компетентности школьника как ученика: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;

    - способности ребенка к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной внеучебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности;

    - гармоничной  индивидуальности, соотношение практического и вербального интеллекта, эмоциональная стабильность, соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности ребенка и его компетентности. НИТ детерминирует специальную педагогическую деятельность, обеспечивающую создание условий для развития интеллектуальной активности детей, гибкого открытого мышления, способности к коллективной деятельности, для воспитания ответственности за принимаемые решения.

     Задачи, которые мы ставили в своем  опыте, были достигнуты.

     Применение  в школе компьютерной технике  учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.

     В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подхода компьютерного обучения в начальной школе.

     Данная  программа (“Графический редактор для младших школьников”) поможет в работе учителям начальных классов разнообразить свои уроки и сделать их более эффективными.

     Итак, мы пришли к выводу, что применение компьютерной техники  на уроках изобразительного искусства развивает внимание, память, фантазию, логическое мышление, воображение детей,  вырабатывает самостоятельность,  улучшает восприятие мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Список использованной литературы 

     
  1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и  образование. –1994. -№2.
  2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Информационные технологии в обучении и в развитии одарённых детей и подростков.// Открытое образование. – М.: Шк. Самоопределения, 2006.
  3. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». – М.: АРКТИ, 2005.
  4. Варченко В.И. Радуга в компьютере. // Начальная школа. – 1997. -№10. – С92.
  5. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. – 1993. - №2.
  6. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-Пресс, 1998.
  7. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. – 1994. - №4.
  8. Заничковский Е.Ю. проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. - №2.
  9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2007.
  10. Земнина Е.А. Играем, познаем, рисуем. –М., 1996.
  11. Зинченко Г.П. ЭВМ в начальной школе. // Информатика и образование. –1991. -№3.
  12. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1994. –КОС.
  13. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой. // Информатика и образование. – 1994. - №2.
  14. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. –М.: Радио и связь, 1997.
  15. Кржен Дж. Компьютер дома. –М., 1996.
  16. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребёнка к общению с компьютером. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  17. Маргоми Я.М., Иванов А.М., Баранкина З.С. Содержание и методы непрерывного обучения информатике в начальной и средней школе. //ИНФО, 1991. -№1.
  18. Монахов С.В. Компьютерные информационные технологии в образовании: конспект лекций / С.В. Монахов, А.А. Поляков, В.Я. Цветков. – М.: МАКС пресс, 2004.
  19. Подосенина Т.А. Искусство компьютерной графики для школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
  20. Палат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2007.

Информация о работе Новые технологии в обучении изообразительному искусству младших школьников