Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:55, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности компьютерного обучения на уроках по ИЗО.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства;
экспериментально изучить эффективность использования на уроках изобразительного искусства ЭВМ в начальной школе;
на основе полученных данных разработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроков изобразительного искусства с применением ЭВМ.
Введение................................................................................................. 3
1. Новые информационные технологии в образовании…………………………………………………………..... 5
1.1 Компьютерное обучение в начальных классах………........5
1.2 Использование компьютера на уроках рисования…. ... ….12
2. Компьютерное обучение младших школьников на уроках рисования……………………………………………………………….16
2.1 Анализ программы “Графический редактор для младших школьников”…………………………………………………………. ..16
2.2 Примеры использования компьютерного обучения на уроках ИЗО………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………… …26
Приложение А. Конспекты уроков по ИЗО в первом классе с использованием компьютера……………………………………….....28
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Саратовский государственный университет
имени
Н.Г. Чернышевского
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ
И
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра
педагогики начального и дошкольного
образования
Специальность 050708
Педагогика
и методика начального образования
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИЗООБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа
студентки 4 курса факультета педагогики,
психологии и начального образования
Салеевой
Светланы Сергеевны
Научный руководитель:
старший преподаватель
Зав. кафедрой:
канд. пед. наук,
доцент
Кошкина Ирина Владимировна
Саратов
2010
Содержание
Введение......................
1. Новые информационные технологии
в образовании…………………………………………………
1.1
Компьютерное обучение в
1.2
Использование компьютера на уроках рисования….
... ….12
2. Компьютерное обучение младших школьников
на уроках рисования………………………………………………………
2.1
Анализ программы “Графический редактор
для младших школьников”…………………………………………………
2.2
Примеры использования компьютерного
обучения
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………… …26
Приложение А. Конспекты
уроков по ИЗО в первом классе с использованием
компьютера……………………………………….....
Введение
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования “Новые технологии в обучении изобразительному искусству младших школьников” актуальна и на данный момент недостаточно изучена. С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках ИЗО.
Предмет исследования – новые технологии на уроках изобразительного искусства средствами компьютерного обучения.
Цель исследования – выявить особенности
компьютерного обучения на уроках по ИЗО.
Задачи исследования:
Практической значимостью опыта является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителя изобразительного искусства и начальных классов.
В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования:
Внедрение компьютерных технологий проводилось на уроках ИЗО в МОУ СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области. Участвовал 1 “а” класс, в количестве 19 человек.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Новые информационные технологии в образовании
1.1
Компьютерное обучение
в начальных классах.
Начиная учиться в школе, первоклассник может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.
Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Для использования игровых развивающих компьютерных средств обучения младших школьников разрабатывается и успешно применяется в
МОУ СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области в течении двух лет программа – методический комплекс “Радуга в компьютере”. Его первая версия предназначенная для применения в 1 классе, одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства по общему образованию Министерства образования России и рекомендована к изданию и использованию в начальной школе.
Основа комплекса – обучающие и развивающие компьютерные игры, служащие для усвоения и закрепления школьной учебной программы.
Компьютерная игра комплекса представляет собой игровую среду на экране компьютера, напоминающую мультфильм. В этой среде в соответствии с поставленными перед ним задачами ребенок может выполнять определенные практические действия, используя свои способности, навыки и знания. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя, и при этом, что очень важно, использовать его в своей любимой практической деятельности – использование манипулятора “Мышь” позволяет ученику быстро освоить работу на компьютере.
Игры комплекса могут проводиться как с участием одного ученика, так и с участием двух. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. В качестве поощрения используются музыкальные фрагменты и элементы мультипликации.
Благодаря высокой скорости ввода информации обучения может проходить в интенсивном режиме, а различные звуковые и графические эффекты не только вызывают эмоциональный подъем, но и позволяют снять напряжение и расслабиться.
Характерной особенностью комплекса является возможность гибкого использования большинства из его игр для изучения различных учебных тем путем замены их дидактического материала и настройки на конкретную тему или ученика, а также ограничение продолжительности игры по времени или по количеству заданий. Делается это при помощи специальной компьютерной программы “Конструктор урока”, предназначенной для учителя или технического работника компьютерного класса и требующей самых минимальных знаний и навыков работы с компьютером. Большинство игр предусматривает сохранение их статистических данных о результатах выполнения заданий. Методическое пособие по работе с компьютером позволяет использовать его в течение всего учебного года в процессе обучения дополнительно к типовой учебной программе.
Учителю в использовании комплекса отводится очень важная роль. Он подбирает игры к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает ученикам в процессе работы за компьютером, оценивает их знания и развитие. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет ему переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Подбор компьютерных игр зависит прежде всего от текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых. Здесь комплекс предоставляет полную свободу творчески работающему учителю и позволяет использовать его с различными учебными программами и методическими пособиями.
В условиях текущего расписания работы компьютерного класса делили класс на 2 группы, чтобы дети могли работать на компьютерах индивидуально или хотя бы по двое. При таком способе дети выполняют своеобразные лабораторные работы, приобретая на уроках знания, развивая свои умения и навыки, затем они используют их на практике, в игровой деятельности в компьютерном классе. На одном занятии они могут использовать 3-9 компьютерных игр. Темы игр, их режимы и дидактический материал могут выбираться как с целью изучения нового материала, закрепления или повторения, ток и для контроля знаний. За счет смены игр и их малой продолжительности (10-15 мин) у детей сохраняется достаточно устойчивый интерес и работоспособность на занятии.
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.
Следует ли детям использовать компьютеры в школе? Многие педагоги считают, что да. У некоторых имеются возрождения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к компьютерному веку необходима.
Информация о работе Новые технологии в обучении изообразительному искусству младших школьников