Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:00, реферат
К концу ХХ столетия человечество начало осознавать, что мир, в котором много нужды и окружающая среда ухудшается, деградирует, невозможны здоровое общество и экономика. Экономическое и социальное развитие должны найти альтернативный путь, который связан с устойчивыми формами развития и образа жизни. В 1972 г. на Стокгольмской конференции по окружающей человека среде − первой всемирной встрече − была признана необходимость изменять взаимодействие общества и природы.
Жизнь, писал А.Л.Чижевский, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана под воздействием творческой динамики космоса, она живет динамикой его сил, и каждое проявление лизни на Земле согласовано с жизнью космоса − этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, солнца и планет.
Усилия
ноогуманистов России конца ХХ столетия
посвящены дальнейшему углублению и развитию,
в первую очередь, учения В.И.Вернадского
о биосфере и ноосфере, а также новых оригинальных
направлений экологических исследований:
социальной экологии, экологии человека,
глобальной экологии, биосферологии, ноосферологии,
инженерной экологии и экологической
этики. В поле их зрения находится не только
экологические науки и жизнедеятельность
общества, но и ноогуманистические ориентации.
Итак, переход общества к состоянию его коэволюции с биосферой требует значительных трансформаций в обществе: перестройки его мировоззрения, сознания и этики, а также, по существу, всей жизнедеятельности. В то же время к концу ХХ столетия социологические исследования показывают, что лишь крошечная часть населения большинства стран задумываются о взаимоотношениях человека с природой. По утверждению Г.А.Ягодина, в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация при которой три поколения россиян оказались на одном уровне знания, а вернее, незнания своей среды обитания и правил взаимодействия с ней. Задачи экологического образования, перестройки сознания общества, выработки стратегии ноосферогенеза стали особо важными.
Ноогуманисты XIX − ХХ вв. предложили свое видение развития мира, пути и средства преодоления человечеством нравственного кризиса, через осознание вселенского предназначения человека, гармонизацию отношений человека и природы, гуманистическое взаимодействие «микрокосма» с
«макрокосмом».
Поэтому ноогуманистические идеи становятся
особенно актуальными с появлением нового
аспекта образования − эколого-педагогического.
Оно должно стать опережающим: это продиктовано
остротой вопроса выживания человека
на планете, ролью образования в этом планетарном
процессе и ролью учителя как центральной
фигуры, формирующей ноогуманистические
идеалы.
Использованная литература:
О. Г. Роговая – «Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования»
Курс лекций
Уральского государственного университета
им. А.М. Горького – «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»
Раджабов Жан, РГПУ Герцена.
Информация о работе Ноогуманистические идеи в биологическом образовании