Ноогуманистические идеи в биологическом образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:00, реферат

Описание работы

К концу ХХ столетия человечество начало осознавать, что мир, в котором много нужды и окружающая среда ухудшается, деградирует, невозможны здоровое общество и экономика. Экономическое и социальное развитие должны найти альтернативный путь, который связан с устойчивыми формами развития и образа жизни. В 1972 г. на Стокгольмской конференции по окружающей человека среде − первой всемирной встрече − была признана необходимость изменять взаимодействие общества и природы.

Работа содержит 1 файл

Ноогуманистические идеи в биологическом образовании.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     Жизнь, писал А.Л.Чижевский, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана под воздействием творческой динамики космоса, она живет динамикой его сил, и каждое проявление лизни на Земле согласовано с жизнью космоса − этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, солнца и планет.

Усилия  ноогуманистов России конца ХХ столетия посвящены дальнейшему углублению и развитию, в первую очередь, учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, а также новых оригинальных направлений экологических исследований: социальной экологии, экологии человека, глобальной экологии, биосферологии, ноосферологии, инженерной экологии и экологической этики. В поле их зрения находится не только экологические науки и жизнедеятельность общества, но и ноогуманистические ориентации. 

     Итак, переход общества к состоянию его коэволюции с биосферой требует значительных трансформаций в обществе: перестройки его мировоззрения, сознания и этики, а также, по существу, всей жизнедеятельности. В то же время к концу ХХ столетия социологические исследования показывают, что лишь крошечная часть населения большинства стран задумываются о взаимоотношениях человека с природой. По утверждению Г.А.Ягодина, в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация при которой три поколения россиян оказались на одном уровне знания, а вернее, незнания своей среды обитания и правил взаимодействия с ней. Задачи экологического образования, перестройки сознания общества, выработки стратегии ноосферогенеза стали особо важными.

     Ноогуманисты XIX − ХХ вв. предложили свое видение развития мира, пути и средства преодоления человечеством нравственного кризиса, через осознание вселенского предназначения человека, гармонизацию отношений человека и природы, гуманистическое взаимодействие «микрокосма» с

«макрокосмом». Поэтому ноогуманистические идеи становятся особенно актуальными с появлением нового аспекта образования − эколого-педагогического. Оно должно стать опережающим: это продиктовано остротой вопроса выживания человека на планете, ролью образования в этом планетарном процессе и ролью учителя как центральной фигуры, формирующей ноогуманистические идеалы. 
 

Использованная  литература:

О. Г. Роговая – «Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования»

Курс лекций Уральского государственного университета им. А.М. Горького – «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раджабов  Жан, РГПУ Герцена.

Информация о работе Ноогуманистические идеи в биологическом образовании