Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:00, реферат
К концу ХХ столетия человечество начало осознавать, что мир, в котором много нужды и окружающая среда ухудшается, деградирует, невозможны здоровое общество и экономика. Экономическое и социальное развитие должны найти альтернативный путь, который связан с устойчивыми формами развития и образа жизни. В 1972 г. на Стокгольмской конференции по окружающей человека среде − первой всемирной встрече − была признана необходимость изменять взаимодействие общества и природы.
Ноогуманистические идеи в биологическом образовании
- Переход от знаниевого приоритета к достижению социальной и этической компетентности обучающихся;
-
Формирование нравственных
норм поведения
созидающего человека,
несущего ответственность
за сохранение жизни
на планете.
К концу ХХ столетия человечество начало осознавать, что мир, в котором много нужды и окружающая среда ухудшается, деградирует, невозможны здоровое общество и экономика. Экономическое и социальное развитие должны найти альтернативный путь, который связан с устойчивыми формами развития и образа жизни. В 1972 г. на Стокгольмской конференции по окружающей человека среде − первой всемирной встрече − была признана необходимость изменять взаимодействие общества и природы. В 1983 г. ООН создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию, а уже в 1987 г. в обобщенном отчете «Наше общее будущее», представленном комиссией, прозвучало предупреждение о том, что человечество должно многое изменить в своей деловой активности и образе жизни, иначе ему предстоят необычайно тяжелые испытания и резкое ухудшение состояния окружающей среды. Экономический рост должен писываться в пределы экологических возможностей планеты. Комиссия под руководством Г.Х.Брунтленд призвала человечество к новой эре экологического развития, безопасного для окружающей среды, заявив, что человечество способно сделать развитие устойчивым. Рубежом в выработке стратегии развития человечества оказался 1992 г., когда в Рио-де-Жанейро (Бразилия) встретились лидеры 179 государств, чтобы сформулировать принципы достижения устойчивого развития. Это была самая крупная в истории человечества встреча по проблемам перспектив взаимодействия общества и природы.
В течение двух лет, предшествовших этой встрече, усилиями экспертов со всего мира вырабатывались соглашения, которые составили итоговые документы и «Повестку дня на XXI век». Эта программа всемирного сотрудничества направлена на достижение двух целей − высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Она в общем виде раскрывает аспекты устойчивого развития. Вслед за основными решениями программы «Повестка дня на XXI век» должны были появиться национальные программы деятельности государств по устойчивому развитию. Есть такая программа и в России, а также Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
Однако, как отмечали аналитики и некоторые ученые, занимающиеся проблемами взаимодействия общества и природы, принцип устойчивого развития был только декларирован на встрече в Рио-де-Жанейро и получил неоднозначную трактовку. Во всем мире вокруг него возникло много спекуляций, в конечном итоге он приобрел еще и политическое звучание.
Под понятием устойчивого развития подразумевается допустимое развитие или стратегия переходного периода к такому состоянию природы и общества, которое может характеризоваться термином «коэволюция». Однако современная наука лишь приближается к пониманию необходимого состояния взаимодействия как коэволюции. Расшифровка понятия «коэволюция» требует глубокого систематического исследования, так как знания об этом феномене крайне ограниченны. Очевидно, требуется интеграция естествознания и обществознания, а также научных направлений, связанных с проблемами мировоззрения.
Природопреобразующая деятельность человека привела к дестабилизации биосферы. Человек как естественная составляющая биосферы жизни на Земле возник в результате ее эволюции, поэтому и на него распространяются законы развития биосферы.
Гомеостаз
(способность системы
В.И.Вернадский в начале ХХ в. сделал вывод о том, что человек превращается в основную геологообразующую силу Земли. Антропогенез шел по линии формирования цивилизаций, все в большей степени противопоставлявших природу и общество. Френсис Бэкон, родоначальник английского эмпиризма (начало XVII в.), задачу науки сводил к покорению природы и целесообразному преобразованию культуры на основе познания природы и тех изобретений, которые укрепят власть человека над природой. Эти задачи выполнила НТР. Однако к концу ХХ столетия стало очевидным, что миропонимание потребителей природных богатств ведет к истощению природы и возможности современных цивилизаций при существующем отношении к природе ограничены.
Это означает не только то, что новый экономический
кризис общепланетарного масштаба неизбежен,
но и то, что человечество стоит перед
неизбежной цивилизационной перестройкой.
По-видимому, и менталитет человека и многие
характеристики его психической конституции
уже не соответствуют новым условиям жизни
и должны быть изменены, точнее, преодолены
с помощью соответствующего воспитания,
новых табу, утверждения новой нравственности.
Таким образом, перед человечеством открывается новый этап антропогенеза как переходный период, в котором устойчивое развитие можно рассматривать как стратегию переходного периода к такому состоянию природы и общества, которое и может характеризоваться термином «коэволюция». Переходный период, как замечает Н.Н.Моисеев, может длиться всю историю человечества, а эпоха ноосферы лишь некоторое асимптотическое состояние природы и общества. Реализация стратегии переходного периода станет важнейшей задачей всех сфер человеческой жизни − технического развития, культуры, образования, формирования нравственности. Необходимо будет изменить всю систему общественных и межгосударственных отношений, ценностные ориентации, сформировать новое мировоззрение. Отсюда следует, что проблема устойчивого развития имеет отношение и к гуманитарным исследованиям, гуманитарному знанию, к которому, в частности, относится и образование.
Образование, формирующее личность человека,
не может быть не включенным в процесс
нового этапа антропогенеза с иным миропониманием.
Кстати, значимость образования в переходе
общества к устойчивому развитию была
подчеркнута и на форуме «Рио-92». Ему отводится
роль стабилизирующего фактора в данном
развитии. С помощью образования и просвещения
модель устойчивого развития может быть
внедрена в сознание людей и их взаимоотношения
с природной средой.
Итак, образованию отводится авангардное
место в решении проблем взаимодействия
общества и природы. В свою очередь, в образовании
первостепенное значение имеет мировоззрение
как система обобщенных взглядов на мир
и место человека в нем, его убеждения,
идеалы, принципы познания и деятельности.
Считается, что именно сейчас оказываются
востребованными для образования многие
философские идеи представителей отечественной
культуры и просвещения, с именами которых
связаны такие понятия, как духовность,
образованность, гуманность, будущность
России, сущность человека на Земле и во
Вселенной, микрокосм и макрокосм, вселенское
предназначение человека.
Актуальными становятся взгляды наших великих предшественников, философские идеи которых созвучны определяемым сегодня целям миропонимания, связанного с коэволюцией природы и человека. В современное время невозможно не обратиться к глубокому слою нашей культуры, который получил определение «русский космизм», или «космическая философия». По ряду идеологических причин и из-за неразработанности педагогических интерпретаций в недавнем прошлом он не был освоен практикой образования. И, конечно же, нельзя не упомянуть еще об одном слое культуры − о народных традициях, которые складывались тысячелетиями и до определенного времени гармонично вписывались в природу.
Таким образом, представляется вполне
логичным показать и использовать в формировании
мировоззрения студентов в свете стратегии
устойчивого развития идеи, которые разрабатывали
ученые и просветители, философы и богословы
XIX−XX вв. Некоторые из них могут быть положены
в основу мировоззренческих идей эколого-педагогического
образования.
Уникальное космическое направление научно-философской мысли, начавшее свое развитие в середине XIX в., особенно широко развернулось в ХХ столетии. Россия стала родиной учения о биосфере и переходе ее в ноосферу, что является заслугой нашего соотечественника В.И.Вернадского, родиной учения, открывшего реальный путь в космос, разработанного К.Э.Циолковским. К этой же группе ученых, представителей космической философии, относятся Н.Ф.Федоров, А.Л.Чижевский, В.Ф.Купревич, А.К.Манеев, А.К.Горский, В.Н.Муравьев, Н.А.Умов, Н.Г.Холодный и др. Выделяется также линия, близкая к философии космизма, и в философском
наследии
мыслителей русского религиозного возрождения
− В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова,
Н.А.Бердяева. Именно они, разрабатывая
активную эсхатологию (в христианской
догматике − учение о последних вещах:
конце мира, воскресении мертвых, Страшном
суде, Царстве Божьем на земле), − смысл
которой, по словам Бердяева, в том, что
«конец этого мира, конец истории зависит
от творческого акта человека». Теории
этих ученых объединяет идея активной
эволюции, т.е. необходимости нового сознательного
этапа развития мира: человечество направляет
это развитие в соответствии с разумом
и нравственным чувством. Речь идет, по
существу, о расширении прав сознательно-духовных
сил, об управлении духом материи и об
одухотворении мира и человека.
В первую очередь, в философии космистов привлекает, конечно же, идея ноосферы, без которой не может развиваться экологическое образование. Следует отметить, что понятие «ноосфера − сфера разума», было введено Э.Леруа (1927) и П.Тейяром де Шарденом (1930) на основе понятий биосферы и живого вещества, которые были разработаны В.И.Вернадским.
Затем В.И.Вернадский принял идею ноосферы и развил ее. По сути, именно идея ноосферы стала апогеем оптимистического мировоззрения В.И.Вернадского, а его последняя статья «Несколько слов о ноосфере» воспринимается сегодня как духовное завещание. В.И.Вернадским практически был создан новый тип естествознания. Сосредоточившись на понятии живого вещества, или живого состояния материи и вечности жизни, он первоначально разработал учение о биосфере − оболочке Земли, организованной жизнью. Тем самым был достигнут новый синтез представлений о мире, его единстве и всеобщей связи явлений. Он предсказал пересмотр коренных понятий науки: о материи и энергии, строении Вселенной, пространстве и времени. Ученый принципиально отверг старый биологический подход, при котором исследовался организм, выделенный из сферы живого.
Биогеохимия Вернадского выдвинула на первое место понятие жизни как организованной совокупности живого вещества, исходя из которого можно понять конкретное ее проявление. На
основе геохимии он доказал участие живого вещества в круговороте всех элементов и тем самым обосновал вопрос о космичности, вселенности живого вещества, о жизни, такой же вечной составляющей бытие, как материя и энергия. В целом же биосфера, по Вернадскому, земная оболочка, охваченная биологической жизнью, которая упорядочивает ее геологическую
и физико-химическую структуру.
Возникновение жизни на Земле ученый рассматривал как единый монолитный процесс на всей планете. С появлением человека разумного и развитием цивилизаций биосфера постепенно переходит в ноосферу. Отличительным видовым признаком человека становится форма энергии,
связанная с разумом. Она становится главным фактором в геологической истории планеты. Человек внес в природу массу неизвестных, новых химических соединений и новых форм жизни. Он изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришел в состояние непрерывных потрясений. Однако в этой новой среде человеку не удалось достигнуть необходимой обеспеченности своей жизни. Распределение богатств не дает основной массе человечества условий жизни, отвечающих идеалам нравственным и религиозным.
В.И.Вернадский доказал, что разумная деятельность человека − не только его внутреннее дело. Биосфера переходит в ноосферу, главным фактором развития которой становится разум человека и связанная с ним новая, геологических масштабов сила − научная мысль и научная организация человечества. Связь человека и окружающего мира неразрывна, человек един с природой, а его разум − явление закономерное. Здесь учение Вернадского выходит в область философии и общечеловеческих проблем. Открывается новое продолжение истории естественной, в которой на место биологической наследственности выдвигается процесс создания и передачи потомкам духовных богатств.
Информация о работе Ноогуманистические идеи в биологическом образовании